Газета Спорт-Экспресс № 70 (5243) от 2 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 апреля 2010 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

ЦСКА уже давно приучил всех к своим участиям в европейских "Финалах четырех". А вот попадание "Красных Крыльев" в квартет финалистов Кубка вызова-2009/10 стало приятным сюрпризом. Этого успеха самарский клуб добился под руководством 38-летнего тренера, который больше известен публике как центровой сборной России и различных клубов - включая "Реал".

Михаил МИХАЙЛОВ: "ЕСЛИ КТО-ТО СКАЖЕТ, ЧТО ОН БЕЗГРЕШЕН,
ЭТО САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГРЕШНИК И ЕСТЬ"

"А фотографию какую поставите? - вдруг поинтересовался главный тренер "Красных Крыльев". И, перехватив мой недоуменный взгляд, объяснил причину этого вопроса: - Недавно одна газета напечатала интервью со мной, а фотография была какого-то лыжника..."

Нет, мы Михаила Михайлова в лицо знаем. Хотя бы потому, что таких людей в нашем баскетболе очень мало. Двукратный серебряный призер чемпионатов мира как-никак. И, хоть и молодой, но уже успешный тренер.

- Выход "Крыльев" в "Финал четырех" еврокубка - это, на ваш взгляд, сенсация, закономерность или удача?

- Игроки заслужили право выступать в полуфинале. Так что сенсацией я это назвать не могу. А если говорить об удаче, то по ходу турнира бывало всякое. В последних домашних матчах она оказывалась на нашей стороне. Но были и случаи, когда удача от клуба отворачивалась. В целом же наш результат соответствует уровню команды и ее игроков.

- Какой вам видится расклад сил почти за месяц до "Финала четырех" ( он пройдет с 30 апреля по 2 мая. - Прим. А.Э.)? Только не говорите, что у всех участников равные шансы...

- Не буду. Процентов на 90 я отдаю место в финале "Геттингену". Мы играли с немецким клубом, и я уверен, что дома он должен побеждать французский "Роанн". А вот на наш матч со "Скаволини" я прогнозов давать не буду. Да, итальянцы играют неровно и находятся в зоне вылета чемпионата своей страны, но... Не зря же говорят: если хочешь насмешить бога, поделись с ним своими планами.

- А если сравнить четыре лиги, которые будут представлены в финальном турнире?

- Итальянская, безусловно, сильнее всех. Ведь там нет лимита на легионеров и много примерно равных клубов. Второй - наш, а следом - примерно на одном уровне - немецкий и французский. Там тоже многое делается для развития лиг, но в Италии денег все-таки больше.

ВРЕМЯ ГИГАНТОВ УХОДИТ

- От чего вы, как тренер, получили наибольшее удовлетворение за время работы в Самаре?

- От того, что я разрабатываю тактику и стратегию на игру, а баскетболисты воплощают эти замыслы в жизнь. И команда после каждой победы поднимает голову все выше и выше. Да и не только после побед. Когда в воскресенье мы проиграли "Динамо" в суперлиге, в раздевалке я сказал ребятам: мы можем выйти отсюда с высоко поднятой головой. После двух тяжелейших еврокубковых матчей выглядели достойно.

- Был момент, когда появлялись сомнения: воспринимает вас команда или нет?

- Не было. Просто я видел, что она находится немного в сонном состоянии, и ее просто надо разбудить, заставить поверить в себя. А в том, что в "Крыльях" собраны хорошие баскетболисты, сомнений не возникало.

- Если верить справочникам и энциклопедиям, вам еще нет и сорока, а у вас за плечами уже достаточно длинная тренерская карьера. Михайлов-баскетболист специально закончил карьеру пораньше, чтобы не отнимать время у Михайлова-тренера?

- Да что вы! Будь у меня возможность - играл бы до сих пор. Но из-за травм я уже не мог продолжать карьеру. Даже последний сезон отыграл только наполовину...

- Есть такое мнение: чем сильнее был игрок, тем сложнее ему забыть свое игроцкое прошлое и переключиться на тренерскую работу. Скажите, вам удалось убить в себе баскетболиста?

- Это виднее со стороны. Хотя я действительно стараюсь гасить в себе подобные импульсы. На тренировках иногда приходится выходить и что-то показывать. Конечно, не в полную силу и не в игре один на один. Но как лучше стоять или открыться, как лучше принять мяч и готовиться к броску, я показать могу.

- Ну это традиционная часть тренерской работы. А вот часто вам приходится сдерживаться, чтобы не сказать что-нибудь вроде… Мол, никогда вы не научитесь играть...

- Нет, что вы! У меня такой потребности никогда не возникает. Даже мыслей подобных нет.

- Наверное, вам проще понять центровых, чем игроков других амплуа?

- Тоже нет. Просто центровым я могу больше подсказать во время индивидуальных занятий. Но в целом контакт есть со всеми игроками без исключения.

- Однако в последнее время именно центровой "Крыльев" Маркус Даутит прибавил заметнее других. Или дело тут в том, что у него было больше резервов, поскольку до приезда в Самару он долго не играл?

- Маркус может играть и еще лучше! Ему просто надо работать над собой. Если вы заметили, к концу матча Даутит здорово устает. Для команды это проблема.

- Так ведь многие центровые набирают львиную долю очков в первых половинах игр. И Каун, и Ракович...

- Сейчас вообще такой баскетбол, что высокие игроки не то, что не в моде… Скорее они не могут и не должны проводить на площадке много времени. Игра стала резче, мобильнее, и время таких центровых, как Мурешан, уходит. Посмотрите, например, сколько форвард Воронцевич проводит на позиции пятого "номера" в ЦСКА.

МОКРЫЙ КОСТЮМ ПОСЛЕ КАЖДОГО МАТЧА

- Когда вы только начинали тренировать, какие ошибки совершали?

- Был слишком требовательным к игрокам. Часто оценивал со стороны: как бы я это сделал. А сейчас уже понимаю, что каждый человек - индивидуальность, и имеет право делать что-то по-своему.

- Когда вы работали в приморском "Спартаке", то пресса Владивостока часто писала, что Михайлов ведет игры очень эмоционально. А вот в Самаре такого впечатления не создается. Что-то в вас изменилось?

- Да я бы не сказал, что и там особенно бегал или прыгал. Все то же самое. Но костюм у меня после матча всегда мокрый.

- Каким вы хотели бы видеть развитие своей тренерской карьеры?

- Прежде всего я хочу, чтобы каждый день приносил мне какие-то новые знания. Если мы с помощниками будем хорошо работать, а наша команда - хорошо играть, это обязательно даст плоды.

- Но согласитесь, это же разные вещи: работать в большом клубе - одно. Создать с нуля маленькую команду и пройти с ней путь к победам, как в Самаре, - другое. Развивать никому не известных игроков - третье...

- Я всегда привожу в пример пермский "Урал-Грейт". В 1994 году он начал путь c командой института и дошел до золота чемпионатов России и "Топ-16" Евролиги. Ведь рост спортивных результатов толкает вперед и весь клубный офис. У нас в "Крыльях" все так и есть. Никто не хочет стоять на месте, все стремятся расти.

- Вы играли у многих больших тренеров. Часто возникали ситуации, когда их решения поначалу вызывали у вас отторжение, но потом, со временем вы понимали, что наставник был прав?

- Конечно. И Обрадовича я иногда не понимал, и Пепу Эрнандеса.

- О конкретных ситуациях рассказать можете?

- Знаете, детали со временем стираются в памяти. Остаются только выводы, которые я сделал для себя из этих историй.

- И какие?

- Игрок всегда должен понимать, почему от него требуют выполнить то или иное задание. Когда ты просто исполняешь - это одно. А если делаешь все осознанно, результат будет совсем другим. Поэтому я в первый же день сказал ребятам: хочу, чтобы вы думали на площадке, а не просто исполняли то, что говорят тренеры. За все остальное буду отвечать я. Если у вас возникают какие-то вопросы, никаких проблем с повторением и обсуждением не будет. "На берегу" я повторять не устану. Проблема возникнет только в том случае, если в игре вы не будете выполнять то, о чем мы договорились.

ОТЧЕГО ИГРОКИ НАЧИНАЮТ ЗЕВАТЬ

- Вы много внимания уделяете тактике?

- Знаете, в потоке информации можно порой не уловить ту суть, которая нужна для конкретной игры или тренировки. Я стараюсь не загружать ребят чрезмерной информацией, а давать только необходимую.

- Чувствуется, что, когда вы сами играли, у вас бывали моменты "перегруженности информацией"...

- В некоторых командах бывало, что мы сидели и смотрели видео по часу и больше. С одной стороны, это смешно, с другой - печально. В какой-то момент некоторые начинали откровенно зевать. Известно же, что информация хорошо усваивается в течение получаса, а потом в сознании человека медленно опускается барьер, и все остальные сведения до него уже не доходят. Мы стараемся давать информацию емко и кратко.

- Какие игроки более восприимчивы к ней - россияне или легионеры?

- Иностранцы более привычны к такой работе. Но ведь у нас только в последнее время стали серьезно подходить к этой проблеме. А в Испании еще в 94-м, когда я только туда приехал, уже очень серьезно разбирали каждого соперника. У нас этого и в помине не было - в лучшем случае говорили, что там у них за баскетболисты играют. В детали не вникали. И я очень быстро понял, насколько легче играть, когда ты знаешь о сопернике как можно больше. Сколько поначалу возникало ситуаций, когда оппонент был объективно слабее, но переигрывал меня - за счет того, что тренеры грамотно подготовили его именно "под Михайлова". Тогда и к Фетисову, и к Бабкову, и к Базаревичу всегда готовились специально. Остановить нас считалось делом престижным.

- Вас-то понятно. Но я узнал, как готовились к матчу с "Красными Крыльями" "Химки" - и искренне удивился. Они и все комбинации детально разобрали, и приложили массу усилий, чтобы раздобыть записи последних матчей вашей команды. Неужели "Химки" не победили бы, играй они просто "от себя"?

- Скариоло и его помощники ведут гигантскую работу. Это - не вопрос данной конкретной игры, а скорее уровень требовательности к себе. Высота планки, установленной для команды.

- Кстати, судейство того матча на ваши дружеские отношения не повлияло?

- Нет. А почему оно должно было повлиять?

- Да уж больно недружественным оно было к Самаре.

- Знаете, судейство сегодня такое, а завтра - другое. Ничего страшного.

- Неужели когда вы станете опытным и известным специалистом, то все равно не будете давить на судей? Кажется, ни один тренер так спокойно не относится к их ошибкам, как вы...

- Думаю, что не буду. У них своя работа, у меня своя. А если кто скажет, что он безгрешен, - так это самый большой грешник и есть. Я не могу отвечать за коллег. Но сам стараюсь сосредотачиваться на своей команде.

ТАЙНА КОНДРАШИНА

- Как вы думаете, чему лучшие тренеры сегодняшнего дня могли бы поучиться у Кондрашина?

- Кондрашин и Гомельский - они великие. Великие - и все. А в чем их величие заключается, это очень тяжело сказать. Ведь Кондрашин мог взять команду без имен - и играть на равных с ЦСКА. За счет чего? Не знаю. Дело тут не в комбинациях, не в физической подготовке. Они приводили команды к победам своей энергией, своей мудростью.

- То есть были какие-то нюансы, которые вы, будучи игроком, и не чувствовали?

- Именно так. Поэтому их и можно назвать великими. Да, в то время, когда я играл у Кондрашина, то просто не мог этого понимать. Но я ведь до сих пор не понимаю: как все могло так складываться в один пазл и приносить результат. Когда мы стали чемпионами СНГ, у нас же зеленые пацаны играли. И ЦСКА был тогда сильным, и алма-атинский СКА. А победил "Спартак".

- Сейчас часто говорят о засилье в нашем баскетболе иностранных тренеров. Что вы думаете об этом?

- Иностранные тренеры находятся в более выигрышном положении. Не секрет, что в Европе проводится много клиник, куда приезжают лучшие европейские и американские специалисты. Они дают мастер-классы, делятся новыми разработками. А нашим тренерам, чтобы туда поехать, нужны визы, приглашения, не говоря уже о знании языка.

- Да у многих, я подозреваю, и нет особого желания учиться...

- Я вообще-то не хотел эту тему затрагивать. Хорошо, что вы сами сказали. (Смеется.) Да, есть у нас такой подход - мол, и так сойдет. А ведь останавливаться на каком-то уровне нельзя, даже если ты что-то уже выиграл. Надо постоянно расти, искать.

- Мысли, которыми вы сейчас делитесь, были у вас с детства? Или они появились благодаря жизни за границей?

- Дело не в жизни за границей, а в том, в какую среду я там попал. С первых же дней я почувствовал, насколько профессионально там подходят к делу. В клубе - как в семье. Ну не может команда хорошо играть, если у нее не обеспечены тылы. Точно так же, как муж ничего не добьется, если у него дома проблемы. Вот когда у клуба есть сильный офис, профессиональный менеджмент, то и на площадке дела пойдут.

- В Самаре вам часто приходилось теребить офис?

- Слава богу, нет. Надо отдать должное: клуб новый, команда молодая, опыт у всех небольшой, но все стараются делать все возможное. Чтобы у команды не было проблем ни с перелетами, ни с гостиницами, ни с питанием.

- Представьте себе такую гипотетическую ситуацию: команде лететь куда-то далеко, и у вас есть три билета в бизнес-класс. Кому они достанутся?

- Знаете, можно комфортно устраиваться и в экономическом классе. Там тоже есть удобные места, которые мы на регистрации и стараемся заполучить для игроков. Например, в Ту-154 это 9-й ряд, 31-й...

- Самарский клуб будет развиваться?

- Думаю, да. У людей есть желание не останавливаться на достигнутом и идти дальше. Надеюсь, мы еще порадуем наших болельщиков...

- О них тоже как раз хотел спросить - как вам почти камерная атмосфера МТЛ-арены?

- Да, здесь публика не привыкла реагировать так, как болельщики "Эстудиантеса" или "Ариса". Даже в "Реале" было поспокойнее, чем в этих клубах, где фанаты просто вакханалию устраивали - причем в хорошем смысле слова. Надеюсь, и в Самаре болельщицкие традиции будут крепнуть. Самое главное - люди приходят и заполняют зал. Мы играем не для пустых трибун, не для цифр на табло. Это окрыляет.

Арнольд ЭПШТЕЙН

Самара