ХОККЕЙ
ЧМ-2010. Группа А
СЛОВАКИЯ - РОССИЯ - 1:3
В воскресенье сборная России в своем стартовом матче на чемпионате мира не без труда выиграла у словаков - 3:1.
НЕ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ В ВАНКУВЕРЕ
Юрий ГОЛЫШАК |
из Кельна |
На субботней дневной тренировке сборной России на моих глазах кто-то из игроков едва не засветил тренеру Андрею Назарову шайбой в голову. Тафгаи не бывают бывшими, их реакция - на всю жизнь. Андрей Викторович уклонился от броска с такой ловкостью, что зрители готовы были аплодировать.
А зрители-то довольно странные. Надо же, думаю, да это словаки - наши первые соперники. Один опирается на клюшку, покусывая черенок, другой вообще вышел ко льду в трусах. Не забыв, правда, напялить хоккейный свитер с наплечниками. Выглядел предельно мужественно, дамы были очень довольны.
Кто-то из репортеров пальцы засунул между двумя стеклами площадки. Торжествовал: возможен ли такой зазор в России? Нет, не возможен. Секунду торжествовал, другую, потянул руку назад - не тут-то было. Не выходит. Того и гляди, кто-то шайбой выгнет пальцы в другую сторону…
Словаки, забыв про хоккей, вполголоса посмеивались.
* * *
- Это не вы на вчерашней тренировке два стекла выбили? - насели чуть позже журналисты всех национальностей на Илью Ковальчука.
- У меня не такой сильный бросок, - хмыкнул Ковальчук и сделал попытку вырваться из осады. Не тут-то было. Такое кольцо не прорвать:
- Илья, поздравьте, пожалуйста, наших ветеранов.
Ковальчук послушно поздравлял. И в тысячный раз повторял знакомые слова:
- У нас отличная команда, прекрасная атмосфера, в сборной мы как дома. Приехали только за победой. Хотим реабилитироваться за Олимпиаду.
Корреспондентское кольцо боялось упустить хоть слово.
* * *
Самым разговорчивым был юный Дмитрий Куликов из "Флориды". Чуть смущаясь, открывался корреспондентам, как батюшке. И те осмелели:
- А зуб вы где потеряли? - самый дерзкий даже указал диктофоном на пробел в нижней челюсти.
Куликов насупился:
- На прошлом чемпионате мира. Юниорском.
* * *
Воскресным утром казалось, что русские снова прибрали к рукам Кельн, как и много лет назад. Я и знать не знал, что соотечественников здесь столько - пока не развернули разом дорогие россияне знамена на Lanxess Arena. Это было что-то.
Куда там финнам. Те, может, хрипят отчаяннее на кельнских улицах, зато наши берегли связки и задор для дела куда интереснее - стоило появиться на огромном табло фотографии Овечкина, стены затряслись от русских криков.
Словаки и их дамы необычайной красоты сжались на противоположной трибуне. К такому напору готовы не были. Перед их лицами размахивали крепкие русские руки плакатами: "Дошли до Берлина, дойдем до финала".
* * *
Овечкин не подвел - бросал с первой секунды. Настрой у сборной России был сумасшедший, будто вчера проиграли канадцам Олимпиаду и вот теперь можно отыграться за все. Бедные словаки попали под горячую руку. Их главный тренер Глен Хэнлон с искаженным лицом что-то орал со скамейки. Счастье, сидел я рядом с телевизионщиками. Монитор выхватывал пылкую скамейку словаков регулярно каждые две минуты. Было в Хэнлоне что-то демоническое.
Надолго ли хватит российского порыва - другой вопрос. Но пять минут прошло, десять, период - шайба как начала метаться вдоль словацких ворот, так и продолжала. Кто-то из словаков попробовал было оживить игру - но попал под локоть Атюшову и едва не рухнул замертво. Вратарь Словакии Петер Будай за период наработал на звание лучшего вратаря чемпионата.
* * *
Словакам надо было что-то менять - и они изменили. С помощью организаторов чемпионата. Кто-то из словаков нашим дорогим Максимом Сушинским натурально выломал дверцу скамейки штрафников. Видели бы вы в тот момент физиономию Сушинского. Но благодаря возникшей паузе темп был сбит, и атаковалось нашим после пятиминутного ремонта "провала" как-то скучнее.
Вообще, организация чемпионата пока прихрамывает на обе ноги. Стекла на этой арене вылетают от первого же толкового броска. Интернет в пресс-центре платный - то ли тридцать, то ли сорок евро на весь чемпионат. Зато купивший билет может кататься на городском трамвае абсолютно бесплатно.
Впрочем, все это лирика - а нужно было нашим забивать. Хоть так, хоть эдак.
* * *
Словацкий вратарь Будай ловил все на свете. Где они выискали-то такого черта для своей сборной?! В ложе прессы родилось желание замерить у этого хитреца ловушки. Россияне так торопились забить, что мешали друг другу. Иногда, впрочем, мешали и словаки - выходившего на ворота Терещенко плюхнули об лед так, что тот вполне мог проломить головой шаткий борт за воротами. И тут же Афиногенов ловко ткнул шайбой из-под защитника, да под самую штангу - 1:0!
* * *
Коллеги подмечали странные тренировки словаков - с которых сам мистер Хэнлон уходил минут за десять до окончания.
А мне вспомнился Джекки Чарльтон и его сборная Ирландии на футбольном чемпионате мира-1990. Те и вовсе не работали, Чарльтон только усмехался: "Мы приехали играть, а не тренироваться". Единственное, что шлифовали всерьез, - серии пенальти. Сыграли здорово, как раз по пенальти кому-то и продули.
Вот и словаки мало-помалу стали приходить в себя. Атаковали опаснее и опаснее.
* * *
В перерыве дошел до ложи прессы протокол. В нем главным тренером нашей с вами сборной значился Глен Хэнлон. Я уж поразился было: вот это оперативно работает ФХР по кадровому вопросу. Вот сейчас появится Глен на нашей скамейке. С георгиевской ленточкой в петлице. Виновато улыбнется в сторону словаков: простите и поймите.
Однако ж все было по-прежнему. Так, да не так: сохранившие Хэнлона словаки окончательно воспрянули духом - и обстреливали наши ворота. Пусть не слишком опасно, но бросали. Все до поры тонуло в Васе Кошечкине. Догадайся он разлечься вдоль ворот всем своим могучим телом, да подними руки - это была бы серьезная заявка на абсолютную непробиваемость. В какой еще сборной есть двухметровый голкипер?
* * *
А чудеса у чужих ворот продолжались: Сушинский с Мозякиным ухитрились вдвоем не затолкать шайбу в пустой угол. Зато бросок Овечкина пусть и при помощи рикошета, но до цели дошел - 2:0!
А вот Семин не глядя выложил пас на Овечкина, но комбинация неописуемой красоты ничем не закончилась - Александр Великий, широкая душа, словаков простил.
А следом - новая пауза на ремонт арены. Не зря звенели здесь дрели до последнего дня. Я уж тогда заподозрил недоброе.
За всю вяловатую словацкую сборную отдувались фанаты - так и приплясывали весь матч, не присели. Уж кто заслужил гол, так эти люди - и сборная Словакии своих порадовала. Ошибся Денис Гребешков, неловко подстраховывал Никулин - и вынимай, Вася Кошечкин, шайбу из ворот.
* * *
Словаки ожили. Вот они - силы, сэкономленные на тренировках. Вот тут-то и нашим вспомнилось все незабитое. Хэнлон размахивал руками, как ветряная мельница. Трибуны только охать успевали - отмахивался Кошечкин от шайбы, как от горячей картофелины.
Словаки разулыбались. Камера выхватывала румяные лица на скамейке. Горячился только Хэнлон. События менялись всякую секунду. Вот бросает наш 28-й номер, Семин, - и тут же ответная атака. Нагнетает уже словак № 28, Рихард Паник. Паник навел панику - и это, к сожалению, правда. 18 522 зрителя охали на все лады. Игра со словаками нашей команде далась никак не легче, чем это было недавно в Ванкувере.
* * *
А когда оказались наши в меньшинстве, тоньше всех с шайбой управился Виктор Козлов. Швырнул в сторону словацких опустевших ворот - и попал. Такой нервный матч закончился - только долго бродил под трибунами словацкий вратарь, признанный игроком матча. Рассказывал новому и новому корреспонденту, как достойна была его команда лучшей судьбы. Но русские тоже хороши.
Призовые часы от ковровой дорожки до подтрибунных помещений плутоватый Петер Будай не донес - в руках была клюшка да шлем. То ли успел пристроить кому-то из зрителей, то ли схоронил в головном уборе.
А наш Кошечкин, скромный герой, всех репортеров обошел стороной - скрылся черным ходом. И выходить на беседы отказался. Большой вратарь Кошечкин не гнался за дешевым авторитетом.
А рядом с ареной в довершение всех кельнских бед прорвало канализацию. Немцы бубнили проклятия и всплескивали руками. Только толпу русских туристов пустяками не напугать. Подумаешь - канализация.
Победа-то какова!..