БАСКЕТБОЛ
НБА
В среду в центре Нью-Йорка российский бизнесмен Михаил Прохоров дал первую пресс-конференцию в качестве владельца "Нью-Джерси Нетс".
Михаил ПРОХОРОВ: "МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ, А НЕ ТЕРЯТЬ ИХ"
Слава МАЛАМУД
из Нью-Йорка
- Добро пожаловать, спасибо, что пришли. Для меня это большое удовольствие приветствовать вас в качестве нового владельца "Нетс" - команды с лучшим показателем в турнирной таблице НБА… Что, разве меня неправильно проинформировали?
Так начал свое общение с прессой российский миллиардер Михаил Прохоров - новый хозяин команды, которая на самом деле заняла "глухое" последнее место в чемпионате-2009/10, имеет долги на сумму аж 200 миллионов долларов и готовится через пару лет унести ноги из Нью-Джерси в Бруклин.
Слегка натужная первая шутка Прохорова немедленно сорвала "крышу" с падких на такие дела американских репортеров и задала тон всей пресс-конференции. Тем более что за первым ударом россиянина сразу последовал второй.
- Возможно вам известно, что мы сейчас ищем главного тренера, - заявил Прохоров. - Если среди вас есть тренеры, пожалуйста, пришлите мне резюме. Плачу я хорошо.
Было видно, что россиянин очень хочет понравиться местной публике и что это ему в целом удается. Для владельца команды НБА харизма - неотъемлемая часть боекомплекта (достаточно лишь посмотреть на вооруженного ею до зубов Марка Кьюбана из "Далласа"), и Прохоров дал понять, что русская ее разновидность тоже кое-чего стоит на международном рынке.
Побочным эффектом такого лихого начала стал первый вопрос из зала. Осмелевшая девушка из таблоида "Нью-Йорк пост", спросила: есть ли у хозяина "Нетс" любимые рестораны в крупнейшем городе США.
- Да, очень близкий к баскетболу вопрос, - ответил Прохоров.
Но девушка не отставала, и россиянину пришлось объяснять, что в Нью-Йорк он прилетает на два-три дня, не больше, что шансов приобщиться к гастрономической жизни мегаполиса у него пока не было - и тут же попросил журналистку порекомендовать ему что-нибудь в своем вкусе, что та и сделала. А потом торжественно пообещал, что сходит в этот ресторан во время следующего нью-йоркского визита. Мне показалось, что девушка рассчитывала на приглашение, но…
- Через два года я покажу вам мое любимое место в Нью-Йорке, - сказал Прохоров, прозрачно намекнув на грядущий переезд "Нетс" в новую арену в Бруклине. Это положило начало баскетбольной части пресс-конференции, в которой тон разговора остался прежним.
- Вчера на драфт-лотерее вы обещали в течение пяти лет привести "Нетс" к титулу чемпиона НБА. Как вам это удастся?
- Что касается лотереи, то в ней все решает случайность. Да, мы получили только третий номер, но это только начало. Кроме того, несколько лет назад под № 3 был выбран игрок, который проявил себя довольно неплохо. Возможно, вам известно его имя - Майкл Джордан... У "Нетс" есть хороший костяк, есть отличный менеджмент. Все, что нам нужно, - это сильные игроки. Немного удачи, немного денег - и мы полетим к вершинам.
- Собираетесь ли вы заполучить Леброна Джеймса?
- Кого? Простите, не могли бы вы повторить это странное имя?
- Леброна!
- Правила НБА гласят, что до 1 июля я не имею права оглашать имен интересующих меня свободных агентов. Так что, извините...
- Но вы можете сказать, насколько активно вы будете бороться за звезд этим летом на трансферном рынке?
- Я уверен, что могу убедить лучших из лучших в том, что "Нетс" - именно та команда, за которую они должны играть. У меня есть свои секреты, как этого добиться.
- Рэпер Джей-Зи, который тоже входит в число владельцев клуба, говорил, что хотел бы принять более активное участие в делах командны. Вы с ним уже встречались?
- Да, дважды. Хотя я очень далек от рэпа, мы неплохо провели время. С нетерпением жду, когда можно будет потусоваться с Джей-Зи. Я разделяю его любовь к Бруклину и уверен: нам повезло, что он владеет акциями "Нетс". (Вопрос, как и ответ, - с подвохом. Дело в том, что Джей-Зи (в миру Шон Кори Картер) - закадычный друг Леброна Джеймса. - Прим. С. М.)
- Когда вы впервые заинтересовались НБА и кто был вашим любимым игроком?
- Вчера мне очень повезло: я встретился с Лэрри Бердом. Это был один из тех игроков, на которых я обожал смотреть в молодости, еще во времена СССР. В 80-е я впервые увидел матчи НБА на видеокассетах и с первого взгляда понял: американский баскетбол на две головы выше советского и европейского.
- Для многих и сейчас мысль о том, что русский стал владельцем команды НБА, невероятна. А если еще вспомнить и о Романе Абрамовиче... Русские миллиардеры наступают на спортивные лиги мира?
- Роман сделал многое для рекламы России в Великобритании. Отношения между двумя народами сейчас гораздо теснее, чем раньше. Моя цель такая же. Поэтому хочу сказать: "Американцы, я пришел с миром!" Когда ты первый в чем-либо - это всегда удача. Я понимаю, какая ответственность лежит на мне, как на первом в истории иностранном владельце клуба НБА. Постараюсь не подвести.
- Почему вы выбрали именно НБА? И почему именно "Нетс"?
- Во-первых, я люблю баскетбол. Для меня это не только бизнес, но и "труд любви". Во-вторых, мне всегда хотелось иметь команду именно в великом городе Нью-Йорке. Где-то год назад один из моих друзей, банкир, вызвался понаблюдать за ситуацией в "Нью-Йорк Никс". Оказалось, что там - целая сеть компаний, что "Никс" очень плотно завязан с ареной "Мэдисон-сквер-гарден" и с хоккейным клубом "Рейнджерс". Все это - части одного большого бизнеса, разделить который очень трудно. Поэтому я оставил попытки приобрести "Никс". Но через полгода банкир по-звонил мне и сказал, что появилась возможность купить "Нетс" и перевезти его в Бруклин. Пару дней спустя я встретился с владельцем "Нетс" Брюсом Ратнером в моем доме. Остальное вы знаете.
- Собираетесь ли вы внедрять в "Нетс" российских менеджеров, тренеров или игроков? Может, попытаетесь заполучить из "Юты" Андрея Кириленко?
- Что мне нравится в НБА - это чистая, свободная конкуренция. Владельцу надо выбирать лучших людей, находящихся на рынке, и при этом совершенно не важно, кто они - американцы или русские. Моя цель привести в "Нетс" сильнейших. Если есть российские менеджеры, соответствующие уровню НБА, - у них будет шанс. Но пока никаких конкретных планов мы не строим.
- Тем не менее вы утверждали, что менеджер из России - возможный вариант. Вы имели в виду кого-то конкретного? Например, Андрея Ватутина из ЦСКА?
- У меня есть три или четыре кандидата из России. Однако им придется конкурировать не друг с другом, а с людьми из НБА. Профессиональный уровень здесь очень высок, и нет никаких гарантий, что кто-либо из российских менеджеров выиграет.
- После ванкуверской Олимпиады вы неоднократно говорили, что российский спорт находится в глубоком кризисе и ему нужна срочная помощь. Как покупка "Нетс" может помочь российскому спорту?
- Я счастлив, что могу способствовать глобализации НБА и параллельно - развитию российского баскетбола. Сейчас этот вид спорта не очень популярен в нашей стране. Он сильно отстает от футбола и хоккея. Я постараюсь дать молодым любителям, студентам российских вузов шанс воспользоваться американским опытом тренерской работы, менеджмента, спортивной медицины. Мой план - создание в России любительской студенческой лиги. Конечно же, это будет далеко не уровень NCAA. Но такая лига все равно поможет развитию баскетбола в стране. Это один из главных моих приоритетов.
- Как вы будете рекламировать "Нетс" в Бруклине? Из всех районов Нью-Йорка этот, пожалуй, живет наиболее обособленно.
- Девиз Бруклина: "Это дом для всех отовсюду". Там много народа из России, из республик бывшего СССР, и я уверен: мы сумеем создать глобальный бренд.
- Но как именно вы собираетесь его создавать и продвигать?
- Если я расскажу вам об этом, мне придется вас убить... Мне хотелось бы сохранить элемент неожиданности. Время раскрывать все секреты еще не пришло. Подождите немного, и вы сами все увидите. Русские - непредсказуемый народ.
- Вы уже побывали в Бруклине? И если да, то какое составили о нем мнение?
- Я был там много лет назад. Сейчас во время визитов в Нью-Йорк я очень занят и времени для экскурсий не остается. Но в Бруклине мне нравится в первую очередь уникальная этническая разнообразность населения. Она привносит в жизнь района много энергии и много возможностей для бизнеса.
- Сколько человек сейчас в вашем списке кандидатов на место главного тренера? И какую роль в окончательном выборе будете играть вы лично?
- У нас есть несколько вариантов как среди тренеров, так и среди игроков. Я хотел бы рассмотреть по 5 - 6 кандидатур на каждое место, чтобы уменьшить риск ошибки. Надеюсь, где-нибудь к декабрю мы кого-нибудь выберем... Я вполне доверяю генменеджеру Роду Торну. Принятием кадровых решений будет заниматься специальная команда под его руководством. В НБА все не так, как в европейском баскетболе. Там деньги решают все, и богатый клуб может купить столько звезд, сколько хочет. В НБА если ты допускаешь кадровую ошибку, то потом будешь мучиться пять или шесть лет. Здесь можно иметь все деньги в мире, но тратить их все равно нужно с умом.
- Сочтете ли вы это успехом, если понесете убыток, но команда выиграет чемпионат?
- Не очень оптимистичный вопрос. Мне гораздо больше нравится делать деньги, чем терять их.
- Когда команда снова может стать прибыльной?
- Если все пойдет, как задумано, мы станем чемпионами за период от одного года до пяти. А прибыль будет сразу же после переезда в Бруклин. Все это - в нашем бизнес-плане.
- НБА интересовалась деловыми связями в Зимбабве одной из ваших компаний - группы "Ренессанс капитал". Можете прояснить, в чем там было дело?
- "Ренессанс капитал" имеет минимальное присутствие в Зимбабве. Всего пара человек, которые добывают некоторую биржевую информацию. Офиса в Зимбабве у нас нет, и наша деятельность полностью соответствует условиям санкций против этой страны. Санкции касаются только отдельных компаний и людей, с которыми нельзя иметь дело. Запрета на любой бизнес в Зимбабве нет. В конце концов, такие известные компании, как "Кока-кола", "Бритиш петролеум" и "Шелл", тоже имеют присутствие в Зимбабве.
- Насколько дотошным и трудным для вас было расследование ваших деловых связей, проведенное НБА?
- Вполне рутинная процедура. У меня очень прозрачный бизнес, и мы дали представителям НБА всю необходимую информацию. Я ведь не первый раз покупаю американскую компанию. Когда я был директором "Норильского никеля", мы приобрели компанию "Стиллуотер" из Монтаны, и я прошел через такую же процедуру.
- Тогда помогли связи вашего партнера с крупнейшим инвестиционным фондом "Карлайл-груп". Разве это не облегчило совершение сделки?
- Ни в каком облегчении мы не нуждались. Все вполне прозрачно, и нам нечего прятать.
- Вы не удивились тому, какое сопротивление встретил проект строительства новой баскетбольной арены в Бруклине?
- Озабоченность людей мне вполне понятна. Перемены никому не нравятся. В частной жизни я сам очень консервативен. Но думаю, что арена принесет огромную пользу всему району. Дело не только в баскетболе. Новый дворец станет центром социальных и культурных мероприятий. Его появление затронет и цены на недвижимость, и рабочие места, и новые возможности для малого и среднего бизнеса. В то же время я уважаю чувства людей и понимаю: надо быть терпеливым. Надеюсь, через два года многие в Бруклине передумают и поддержат нас.
- Постараетесь как-нибудь разобраться с конгрессменом Биллом Паскреллом, который в резких выражениях высказывался против вашего прихода в "Нетс"?
- Лучшее, что я могу сделать, - послать ему билеты на следующий сезон. Нам сейчас нужны все болельщики, каких только можно найти.
- Каким будет ваш имидж хозяина клуба НБА? Что-нибудь яркое и публичное, как у Марка Кьюбана, или, наоборот, будете одним из "закрытых" владельцев?
- Что-то среднее. У меня есть собственная стратегия. Я уважаю Кьюбана, он пылкий фанат баскетбола. Но, возможно, я все-таки буду чуть поспокойнее. Время покажет.
- Сколько времени вы планируете проводить в Нью-Йорке?
- Рассчитываю посетить примерно 25 процентов домашних матчей "Нетс" в следующем сезоне. О плей-офф, конечно, нечего и говорить.
- Перед пресс-конференцией вы были в гостях у мэра Блумберга. О чем говорили?
- О, это была сложная дискуссия. Дело в том, что я спросил мэра: не желает ли он стать главным тренером "Нетс"? Посулил ему большие деньги... Моя цель - сделать Блумберга болельщиком нашей команды.
- Вы сами играли в баскетбол. Может, проведете несколько тренировок с игроками "Нетс"?
- Я пока еще неплохой спортсмен, но сравнивать меня с профессиональными баскетболистами НБА не стоит. Для них тренировка со мной будет пустой тратой времени.
- Вам предстоит провести еще два сезона в Ньюарке. Что скажете фанатам из Нью-Джерси? Ведь они потеряют команду, за которую болели 30 лет.
- У нас все новое. Новый владелец, новая стратегия, новый тренер. Мы раскроем объятия всем поклонникам "Нетс" и постараемся убедить их не бросать команду, когда она переедет в Бруклин. Мы не хотим потерять ни одного болельщика.
- Вам нравится название "Нетс" - "Сети"? Не собираетесь его поменять?
- Это вопрос не мне, а вам. Вам оно нравится?
- У него есть история. Оно рифмуется с "Метс" и "Джетс" - названиями бейсбольного и футбольного клубов из Нью-Йорка. В этом, собственно, и был смысл названия. Но оно не первое в истории клуба: раньше он назывался "Америкэнс".
- Если вам "Нетс" нравится, я сделаю все, чтобы его сохранить.
- Раз уж вы принимаете советы, то почему бы не изменить эмблему? На ней что-то не видно никаких сетей.
- Я открыт для любых советов!