Газета Спорт-Экспресс № 117 (5290) от 31 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 мая 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 7-й ЭТАП. ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ

Вчерашний этап завершился победой Льюиса Хэмилтона и дублем "Макларена". Виталий Петров из "Рено" занял 15-е место, но показал лучшее время на круге.

ПЕТРОВ ВКАТИЛСЯ В ИСТОРИЮ

Сергей БУТОВ

из Стамбула

КОВБОЙ УЭББЕР И БЕССТРАШНЫЙ ЧЕНГИЗ

Накануне квалификации грянула мини-сенсация. Команда "Ред Булл" решила отказаться от использования на "Гран-при Турции" разработанной ими версии самой модной технической новинки сезона - воздуховода F-Duct.

На субботней пресс-конференции лидер команды австралиец Марк Уэббер говорил правильные в общем-то слова о том, что воздуховод - слишком сложная и требовательная для пилотов конструкция, чтобы вынуждать тех перестраиваться по ходу сезона, допуская тем самым необязательный риск. Но между строк легко читалась мысль о том, что в гонке "Ред Буллы" и без воздуховодов намылят любой другой команде шею. И это было очень похоже на правду.

В первых двух сегментах квалификации (в них отбирают десятку лучших пилотов, которые затем разыгрывают между собой лучшие места на стартовом поле) не оснащенный F-Duct болид Себастьяна Феттеля рванул вперед так, что осадить этого дикого мустанга оказалось некому. Одним из тех ковбоев, кому это в принципе было по силам, являлся его напарник по команде и главный фаворит "Гран-при Турции" Марк Уэббер. Но поначалу ковбою было не до мустанга, и на то были свои причины. Марк вообще выиграл субботнюю квалификацию, можно сказать, чудом.

Многим кажется, что столь технологичный вид спорта, как "Формула-1", начисто лишен всего человеческого (в данном случае - человеческого фактора), но это не так. История, случившаяся с австралийцем в субботу, - тому подтверждение.

Вот как все было. Квалификация начиналась с минуты на минуту, а Уэббер не появлялся в боксах. Утаить подобный факт в паддоке невозможно, и начались разные пересуды.

Нет, всякое, конечно, бывает. Гонщики тоже ведь люди. У Кими Райкконена однажды вежливо поинтересовались, почему его не оказалось на коллективной фотографии "Феррари" после последней ("Никогда не говори никогда", - сказал бы на это Шон Коннери) гонки в карьере Михаэля Шумахера в 2006 году. Неполиткорректный Кими выдал в протянутые диктофоны и настроенные на прямой эфир телекамеры следующую фразу: "Пока они фотографировались, я сидел на унитазе".

Ну, то есть Райкконен тогда высказался о своих занятиях еще определеннее, просто я стараюсь мягчить с формулировками и беречь ваши расшатанные регулярным просмотром драматических спектаклей "Формулы-1" нервы. Они вам, между прочим, еще пригодятся - полсезона с гаком впереди!

Так вот в минувшую субботу фаворит из "Ред Булла" явно опаздывал к старту. Как говорится, уж полночь близится, а Уэббера все нет. Первый сегмент квалификации давно начался, конкуренты вовсю ходили на быстрые круги, а тигра из Австралии держали в клетке. Кому жаловаться?

Уже после квалификации шеф австрийской команды Кристиан Хорнер рассказал, что всего за 4 минуты до выезда Уэббера из боксов один из водителей "Ред Булла" по имени Ченгиз привез на трассу недостающие детали задней части болида австралийца. Мы не знаем, откуда конкретно ехал бесстрашный Ченгиз, но если включить воображение, то можно представить, как он, нервно посматривая на часы, пробивался сквозь стамбульские пробки, как обгонял, как подрезал…

А ведь что такое, в сущности, четыре минуты в этом мире бушующем? Пара лишних красных светофоров или дедушка-пенсионер за рулем впереди на узкой дороге. Хотя второй вариант все же маловероятен - водят в Турции так, что пенсионеру за рулем долго не протянуть (добрый вам совет: будете в Стамбуле, выбирайте подземные переходы - шанс быть настигнутым там машиной ничтожен. Хотя и не равен нулю).

Доподлинно известно только то, что детективная история с участием Ченгиза счастливо разрешилась: нужные Уэбберу детали на флажке были переданы, и тигра выпустили навстречу третьему подряд поул-позишн. С учетом провала в третьем сегменте Феттеля вторую позицию можно было смело отдавать Ченгизу. Но, говорят, против выступил Льюис Хэмилтон, и место за Уэббером на стартовом поле досталось ему.

Кстати, насчет Феттеля. Как выяснилось уже после квалификации, на его машине оказался поврежден один из рычагов левой задней подвески. Что поставило немца в довольно щекотливую ситуацию. Согласно правилам после квалификации машины загоняют в закрытый парк и до утра воскресенья никто из команд не имеет права к ним прикасаться. А это значит, что на починку злосчастного рычага у "Ред Булла" будет всего ничего времени.

Интересно все-таки, почему машины в "Ред Булле" ломаются только у Феттеля?...

ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК "ФЕРРАРИ" И "ЧИСТАЯ" СТОРОНА ПЕТРОВА

Виталий Петров в первом сегменте долгое время шел десятым, что было логично, учитывая лидерство гонщиков "Ред Булла", "Макларена", "Мерседеса", "Феррари" и "Рено". Петров, так сказать, замыкал элиту.

Но потом грянула первая сенсация дня - россиянин ахнул свой быстрый круг с четвертым результатом. Пресс-центр довольно загудел - здесь любят такие неожиданности. Ни у кого не осталось сомнений в том, что первый в короткой пока карьере Петрова в "Формуле-1" третий сегмент состоится - машина явно позволяла развивать высокую скорость, оставалось только не вылететь с трассы, что справедливости ради удавалось Виталию не всегда. Но в субботу удалось. Петров стал 7-м и снова оказался выше партнера по "Рено" Роберта Кубицы.

Во втором сегменте грянула уже не мини-сенсация, а сенсация просто. Фернандо Алонсо протянул решение вопроса о выходе в третий круг до самого последнего быстрого круга, который смазал! До конца сессии оставались считаные секунды, и Алонсо без заезда в боксы ушел на новый круг, но быстрым он не получился - поначалу его "Феррари" шла с опережением графика Михаэля Шумахера (и Красный Барон повис на волоске!), но на второй половине Алонсо все растерял и в итоге шагнул в пропасть.

Фернандо очень не хотелось после этого общаться с репортерами, он даже совершил попытку ускользнуть от них, но наткнулся на телекамеры. Вильнул в другую сторону - и попал в объятия пресс-офицеров "Феррари", которых нельзя было в тот момент назвать его союзниками. Сзади бушевало журналистское море, и Алонсо оказался в западне - его план провалился.

Да что там говорить, вы и сами все понимаете. Представьте, как почувствовал бы себя герой преступного мира, который приехал в загородный замок убить жертву и встретил там не только Шерлока Холмса, решившего провести уик-энд на воздухе, но и Эркюля Пуаро.

- Фернандо, как такое могло произойти? - с болью в голосе произнес кто-то.

- Как? - переспросил гонщик. - Это длинная история...

По этой причине рассказывать ее он не стал.

Вечером того же дня "Феррари" прямо на берегу Босфора закатила сногсшибательную вечеринку по случаю участия в своем 800-м "Гран-при". Помимо вечно голодных репортеров, прийти туда сочли за честь все самые красивые девушки Турции и других государств бывшей Оттоманской империи. Шампанское лилось ведрами, девушки быстро захмелели, всем было весело, кроме работников "Феррари". Алонсо пытался оптимистично улыбаться, но получался звериный оскал. Второй "Гран-при" подряд испанец будет стартовать в гонке черт знает откуда (со своих двукратночемпионских высот, разумеется). Ох, что-то будет в воскресенье, что-то будет!

Второму пилоту Скудерии Фелипе Массе тоже было не до смеха. 8-я стартовая позиция - не совсем то, чего от него ожидали в субботу, а на хвосте еще этот русский Петров - мастер покерной игры на стартовом поле.

Виталий в третьем сегменте показал 9-й результат. В принципе особенных шансов быть выше у него не было (куда уж, елки-палки, выше - имейте совесть!). От Массы, к примеру, он отстал на добрых полсекунды. Больше волновало, как там себя чувствует сзади Камуи Кобаяси, но японец позже рассказал, что перед Q3 у него не осталось свежих комплектов покрышек. Либо "Заубер" сознательно сделал ставку на то, чтобы любыми путями пробиться в решающий сегмент, либо где-то просчитался.

Петров на традиционном пресс-брифинге смеялся: мол, команда попросила его быть именно девятым. Опытные "формулисты" знают, что нечетные номера стартового поля всегда располагаются справа - там асфальт намного чище, чем на левой стороне, которая по ходу гонки (просто из-за траектории движения) практически не используется. Получить "грязную" сторону перед стартовым рывком, в момент которого каждая мелочь приобретает циклопические размеры, не хочет ни одна из команд.

Петров, конечно, от второй, пусть и "грязной", позиции не отказался бы, но давайте оставаться реалистами. Вслед за Виталием, кстати. Он среди всех нас - реалист под номером один.

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ И АЛОНСО В ЗАСАДЕ

Вчерашним утром я направился в фанатскую зону набираться впечатлений. В этом кипящем (в том числе из-за жары) котле все было так, как и должно было быть, - сумбурно, шумно, интересно. Фанаты громко выпивали и после первой, как водится, не закусывали - хотя тут и там по огромной территории были разбросаны палатки с кебабами и прочими экспонатами достижений турецкой кулинарии.

Потом все же шли заморить червяка, попутно разгоняя стаи бездомных кобелей, слонявшихся по фанатской зоне и распугивавших болельщиков своим неопрятным видом. Кобели - вполне себе визитная карточка "Гран-при Турции" и одновременно головная боль организаторов гонки. Два года назад бразилец Бруну Сенна встретился с одним таким бобиком прямо по ходу гонки, на скорости около 200 км/ч, и ту встречу несчастная собака не пережила. Правда, два года назад Сенна был еще не в "Формуле-1", а в GP2, но резонанс все равно был громкий.

Вам, возможно, будет приятно узнать, что российские болельщики выбрали стамбульский этап в качестве эдакого, выражаясь футбольной терминологией, "выезда". По фанатской зоне бродила масса людей в майках и кепках "Рено" с надписью "Виталий Петров" (майки, говорят, невозможно было купить еще в субботу), а с триколорами - еще больше. Виталий, кажется, еще сам не понимает, сколько он уже сделал для популяризации этого вида спорта в России. Один финский журналист с гордостью рассказывал, как однажды в 1999-м, когда на коне был Мика Хаккинен, на этап "Формулы-1" из Финляндии приехали 27 тысяч фанатов. Может, и мы когда-нибудь до такого доживем?

Перед стартом гонки, как говорится, ничто не предвещало грозы - ни в прямом, ни в переносном смысле. Над трассой ярко светило солнце, да и атмосферу можно было назвать какой угодно, только не нервозной. К Хэмилтону в гости приехала его girlfriend Николь Шлезингер, и Льюис крайне рассеянно отвечал на вопросы репортеров, больше думая о вырезе платья своей девушки. Да что там Льюис, весь паддок смотрел на нее с понятным обожанием, как цыганский хор на Никиту Михалкова в фильме "Жестокий романс".

…Каким перспективным получился старт, когда Феттель прыгнул на второе место, а Шумахер, оттеснив Баттона, на четвертое! Но вскоре наступило горькое похмелье: Хэмилтон отыграл вторую позицию у "Ред Булла", а действующий чемпион мира попросил подвинуться чемпиона семикратного. Статус-кво.

Мы не без оснований рассчитывали на старт Петрова, и нельзя сказать, чтобы Виталий просидел весь старт на диване - маневрировал, атаковал Массу, но в решающий момент был заблокирован Кубицей. И виноват в этом, собственно, не Роберт и не Виталий, а сам Масса, вынудивший поляка вертеться как окунь на сковороде.

Когда стартовая лихорадка сошла на нет, началась рутинная тактическая борьба. Чуть подтянуться к ближайшему сопернику - мечта, но как - и, главное, где - это сделать?

- Стартовая прямая здесь не такая длинная, как в той же Барселоне, - рассказывал мне Петров до гонки. - На первом повороте можно и нужно отыгрывать, но сложность в том, что торможение идет с 300 км/ч в два захода - до третьей передачи. Там дорога идет чуть вниз, и потому постоянно блокируется переднее левое колесо.

Второй поворот - абсолютно ничего сложного, - продолжил Виталий свой монолог. - Главное, беречь левую переднюю шину - может стереться. За ним прямая, а потом довольно интересный третий поворот. Он проходится довольно быстро, на четвертой передаче, но суть не в этом. Здесь главное - не заехать широко, иначе смажешь четвертый поворот.

Пятый-шестой повороты нужно проходит плавно, не атакуя сильно на входе, потому что впереди прямая. После нее - седьмой поворот. Здесь принципиален момент с торможением. Понятно, что скорость под 300 км/ч, и надо сбрасывать газ, но важно не перетормозить, так как в концовке дорога немного в гору. Многие здесь тормозят в пол и потом теряют доли секунды. Выход с седьмого - тоже головоломка. Подъемчик продолжается, и следует как можно раньше нажать полный газ, параллельно следя за тем, чтобы удержать контроль над управлением. Асфальт там не очень ровный, и машину часто сносит вбок.

Ключевой поворот трассы - восьмой, с четырьмя апексами. Очень важно найти правильный вход, чтобы выбрать траекторию на первых двух. Лучше пожертвовать скоростью и выдержать траекторию, а в полный газ пройти третий и четвертый участки. Но это, конечно, как получится.

И вот, наконец, впереди самая длинная прямая, где происходят обгоны и все самые интересные события в гонке, так что крайне важен выход. Не надо палить с двух рук, лучше чисто выйти, и сразу по газам. Самое сложное на прямой - это торможение перед 12-м поворотом, когда с 310 км/ч нужно сбросить до сотни, при этом несильно блокируя левое переднее колесо. Собственно, 12-й поворот - он не сам по себе, он в связке с 13-м и 14-м. На 13-м надо атаковать плавно, чтобы машина не раскачивалась, что случается, когда постоянно жмешь газ-тормоз или тормоз-сцепление. Выход с 14-го - вот и финиш!

…Вот написал я выше про рутинную тактическую борьбу и задумался: какая вообще может быть рутина на скорости 300 км/ч? На 11-м круге (из 58) начались первые заезды в боксы, где мягкую резину меняли на жесткую - ту, на которой мечтает без форс-мажора доехать до финиша любой гонщик. Одни ныряли в боксы, другие - выныривали, реальные позиции пилотов на время скрылись в тумане, а когда он рассеялся, Петров, по-прежнему пребывавший на 9-й позиции, обнаружил у себя за спиной Алонсо. Тот сразу принялся жалить россиянина, но в Турции без ошибок обгоняют редко, а Петров не ошибался, выдерживая оборону.

При этом впереди обстановка накалилась до предела: "Ред Буллы" перехитрили "Макларен" Хэмилтона на пит-лейне, и благодаря этому после выезда из боксов Феттель вклинился между Уэббером и британцем. Хэмилтон не скис, и, придя в себя через несколько кругов, занес на 19-м круге дубину над головой Феттеля, но немец изящно уклонился от дуэли.

К середине гонки показалось, что "Ред Буллы" окончательно освоились во главе пелотона. "Макларены" дружной парой шли позади. Петров же оказался в бутерброде из двух "Феррари", с Массой впереди и Алонсо позади, который не оставлял попыток атаковать нашего гонщика.

40-й круг "Гран-при Турции"-2010 наверняка войдет в историю "Формулы-1". Феттель выбрал момент для атаки своего товарища по команде и пошел ва-банк. Столкновения, наверное, можно было бы избежать, но только в случае компромисса одного из участников "гражданской войны" в "Ред Булле". Можно было бы назвать ее и так, как это позже сделал Уэббер: "Fucking disaster" ("Полная катастрофа", - такой дипломатически выверенный перевод подойдет лучше всего).

Суть аварии, на мой взгляд, была не в том, кто совершил неправильный маневр. Это была жесткая драка Феттеля и Уэббера за место под солнцем, за лидерство в команде, за деньги, за славу, за собственное будущее в "Формуле-1", как ни пафосно это прозвучит. Победителей в гражданских войнах, как известно, не бывает - Феттель и Уэббер вылетели с трассы, расчистив путь к победе Хэмилтону и Баттону. При этом обратно смог вернуться один лишь Уэббер.

Но это была та самая гонка, где происходит все и сразу. "Макларены" устроили междоусобицу не менее жесткую. Разве что демонстрировали высший пилотаж так, чтобы после гонки смотреть друг другу в глаза. И обгон Баттона, и последовавший за этим реванш Хэмилтона заслуживали самых высоких оценок. Так была сформирована тройка призеров этой феерической гонки.

За 5 кругов до финиша Петров не сдюжил под напором Алонсо. Испанец, понимая, что это его последний шанс, выцеливал россиянина, как снайпер, и своего добился. Бог с ним, с обгоном, - не так уж важно, каким пришел бы Петров на финиш, восьмым или девятым. Но лопнувшее после соприкосновения с колесами Алонсо правое переднее Петрова лишило россиянина места в десятке.

Зато благодаря заезду в боксы и свежим покрышкам Петров спустя несколько минут установил быстрейшее время на круге и тем самым также вписал свое имя в историю "Формулы-1".

Но попробовали бы вы поздравить Виталия с этим успехом сразу после гонки, когда он, с красным лицом, взъерошенными волосами, приложенным к плечу пакетом со льдом и злой на весь мир шагал по паддоку. И не видел никого вокруг…