КОНЬКИ
Как уже сообщал "СЭ", подготовку конькобежной сборной России к главному старту следующего четырехлетия, зимней Олимпиаде-2014 в Сочи, возглавит новый главный тренер - Константин Полтавец. Последние 15 лет он работал в Голландии - стране-законодательнице мод в классических коньках.
Константин ПОЛТАВЕЦ: "ПОБЕЖДАТЬ МОЖНО И КРАМЕРА. ПРОСТО НУЖНО ЗНАТЬ - КАК"
"ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!"
- Какое значение для вас имеет приглашение на роль главного тренера сборной России?
- Я 10 лет работал в Голландии на самом высоком уровне, со спортсменами самого высокого класса. Заработал себе имя и репутацию, но никогда не оставлял надежды поработать, скажем так, на родном языке. В свое время отказался от предложения работать с конькобежцами Казахстана, а вот предложение президента Союза конькобежцев России Алексея Кравцова принял. Не без раздумий, но все сомнения перевесило одно: как сказал герой в "Белом солнце пустыни", за державу обидно.
Видя, в каком состоянии находятся российские коньки, испытывал непроходящее желание помочь. На мое решение повлияла и сложившаяся сейчас в России уникальная ситуация: на спорт снова начали обращать внимание на государственном уровне.
- Почему Россия в последние годы утратила в коньках былые позиции?
- Ситуации в России я изнутри не знаю. Но могу сказать о сложившемся у меня впечатлении. Конкретных причин много, однако есть одна комплексная: недостаток внимания к выращиванию молодых тренерских кадров. Людей, способных работать тренерами, много, но у них нет необходимой базы, знаний и опыта работы, скажем так, на переднем крае. Большой спорт - в первую очередь новаторство, отсутствие страха перед риском. Это ученый может в чем-то сомневаться, тренер же на сомнения права не имеет. Иначе не будет веры у спортменов.
Президент СКР Алексей Кравцов на правильном пути. Он хочет найти способы обновить систему подготовки нового тренерского поколения. Вот почему в мои обязанности в России будет входить не только непосредственная работа с сильнейшими конькобежцами, но и с молодыми тенерами типа Сергея Клевчени или Дмитрия Дорофеева, с наставниками из конькобежных центров Челябинска, Коломны, Москвы, других городов, которых пока еще не привлекали к работе в сборных разного уровня.
Кстати, некоторые из них в ближайшее время приедут ко мне в Голландию, чтобы мы смогли вместе обсудить некоторые детали будущей работы.
БАЗА РОССИЙСКАЯ, НАДСТРОЙКА ГОЛЛАНДСКАЯ
- Вы уже знаете, какие новые приемы и методики привнесете в работу с российскими конькобежцами? И есть ли какая-то особенная "система Полтавца", отличная от других?
- Оказавшись в Голландии, я не искал работу тренера по конькам, она сама меня нашла. Хоть там я смог подняться до уровня, которого, скорее всего, никогда не смог бы достичь дома, в работе всегда опирался на методики и опыт ведущих советских специалистов.
У меня ведь конькобежные корни. Отец бегал на коньках, потом 25 лет сам работал тренером. Можно сказать, что этот опыт я впитал с молоком матери. Да, у меня есть некоторые особенности в методиках, но моя главная задача как главного тренера сборной - это, образно говоря, поменять масло в двигателе. Взять лучшее из многолетнего блестящего опыта российских коньков и влить что-то новое, что-то, что, возможно, тут упустили.
- И все-таки - в чем эти нюансы и особенности?
- Основополагающие законы тренировок давно открыты, ничего нового тут не выдумать, от физиологических особенностей человеческого тела никуда не деться. Тонкость и различие - в подходе. Моя сила, считаю, в том, что база русская, а надстройка голландская с примесью американских веяний. Основа голландских методик, изначально построенных на наших, советских, - большое количество специальной силовой работы, причем работы общей. Американцы же делают упор на личность, на какие-то индивидуальные особенности спортсменов. Так вот, залог успеха - сплав этих систем.
- А как же применение в подготовке классических конькобежцев элементов шорт-трека и трековых велогонок? Велосипед в тренировках конькобежцев - классика, но трековый...
- Это не средство от скуки. Коньки - высококоординационный вид спорта, в котором успех приносят не только чисто физические качества, но и психологический фактор. Здесь нельзя бояться скорости. Ведь любые движения и решение в коньках принимаются на скорости до 60 км/ч и на лезвиях толщиной в 1,1 мм.
Трек позволяет привыкнуть к скоростям, перестать их бояться, а шорт-трек - развить более глубокие технические и физиологические навыки, интенсифицировать подготовку, потому что здесь в отличие от классических коньков более мелкие, более детализированные и концентрированные движения.
ПОМОЩЬ РОССИЙСКИХ ТРЕНЕРОВ НЕОЦЕНИМА
- Чего вы ждете от сотрудничес тва с российскими конькобежцами и именитыми наставниками - такими, как, к примеру, Борис Васильковский, Валерий Муратов и Владимир Филиппов, которые оказываются в некотором роде в вашем подчинении?
- Работая с голландскими спортсменами, я много общался и с Муратовым, и с Васильковским, и с Филипповым. У этих людей громадный опыт и очень точное видение, сформированные в течение многих лет работы на вершине. Этот опыт и это видение могут помочь и придать дополнительный стимул. Моя же задача - внести свежую струю.
Для меня большая честь, что эти люди дали согласие остаться в коньках и помочь мне. Нет сомнения, что они всем сердцем и вей душой болеют за российские коньки. Уверен, мы всегда сможем найти общую точку зрения. Сила российских коньков должна быть в единстве. Помощь и поддержка таких именитых тренеров для меня неоценима.
- C легкой руки сильнейшего российского многоборца Ивана Скобрева сложилось мнение, что, тренируясь в России, выйти на мировой уровень сложно из-за отсутствия сильного спарринга…
- С моей точки зрения, здесь присутствует вопрос психологии. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой спортсмен. К примеру, стать олимпийским чемпионом или попасть в состав сборной и выехать, скажем, на этап Кубка мира. Не нужно занижать собственные способности и возможности - и тогда на тренировках можно будет подниматься на качественно иной уровень. Побеждать можно и Свена Крамера. Просто нужно знать - как.
- Кстати, о Крамере. Сможете ли вы вывести кого-то из российских спортсменов на такой уровень - или Крамер уникален?
- Свен действительно уникален. Жесткий, абсолютно точно знающий и контролирующий каждый свой шаг, каждое действие на льду. Знаете, составляющих успеха в коньках три: физическая, техническая и психологическая. Как правило, на высшие ступени пьедесталов поднимаются те, у кого сильны любые две из трех этих составляющих. У Свена идеальны все три. Он - феномен. Такие рождаются, наверное, раз в столетие. Но и он просто человек, а значит, у него можно выигрывать.
Что же касается российских конькобежцев… Я со многими из них знаком, пару лет назад, будучи главным тренером DSB, приглашал к себе в команду Лаленкова, Скобрева и Лобкова. Но все-таки хорошо никого из них не знаю, чтобы на глаз определить, способен кто-то из них приблизиться к Крамеру.
- Понятно, что ваша главная цель, как и всего российского спорта, это Олимпиада-2014 в Сочи. А промежуточные стратегические планы уже выработаны?
- Ответ дам позже. Как только приступлю к непосредственной работе со сборной в июле на сборе в Эрфурте, мы соберемся вместе со всеми остальными тренерами и членами экспертного совета и с учетом всех мнений установим промежуточные цели, по которым будем ориентироваться в своей подготовке к Сочи. Коньки - медалеемкий вид спорта. И задача перед нами одна - победы. Ведь для любого спортсмена самый лучший и любимый цвет - золотой.
Ольга ЛИНДЕ
"СЭ благодарит пресс-службу Союза конькобежцев России за содействие в подготовке этого интервью.
ДОСЬЕ "СЭ"
Константин ПОЛТАВЕЦ
Родился 27 ноября 1962 года в Харькове. Закончил Киевский государственный институт физической культуры по специальности "конькобежный спорт/велоспорт". участвовал в чемпионатах Европы и мира по длинному триатлону. В разное время работал тренером сборных Украины по конькам и по триатлону. Жена - Ирина Блудова, чемпионка Европы и мира по прыжкам на батуте. Дочь - Катя, 14 лет.
С 1998 года работал тренером в Голландии: с женской конькобежной сборной по классическому многоборью, в командах по шорт-треку и роликовым конькам, с профессиональными командами DSB и TVM, где участвовал в подготовке чемпионов и призеров европейских, мировых и олимпийских турниров Яна Боса, Идса Постмы, Барбары де Лор, Иреен Вюст, Карла Ферхейена, Эрбена Веннемарса, Паулин ван Деутеком и Свена Крамера.