Газета Спорт-Экспресс № 127 (5300) от 11 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июня 2010 | Хроника

ХРОНИКА

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Владимир ПОТАНИН: "ХОЧЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЧЬ - ДАЙ ЕМУ МИЛЛИОН.
ХОЧЕШЬ УБИТЬ - ДАЙ МИЛЛИАРД"

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Нам, наверное, повезло - в преддверии Игр в Сочи всякий корреспондент мечтал бы поговорить с Владимиром Потаниным, одним из богатейших людей России. Главой холдинга "Интеррос", который в строительство олимпийских объектов вкладывает два миллиарда долларов.

Полтора часа в его кабинете на Якиманке пролетели незаметно. Потанин - удивительно легкий в общении. Олигарх с самоиронией. Мы думали, люди из рейтинга Forbes немного другие.

* * *

- Про что хоть говорить будем? - с порога поинтересовался он.

- Про жизнь, Владимир Олегович. И про спорт. Наверное, устаете от одних и тех же вопросов?

- Устать можно от глупых и неуместных вопросов. Это заставляет разочароваться в собеседнике. Если с человеком хороший контакт - разговаривать готов часами. По крайней мере здесь, в кабинете, могу позволить себе такую роскошь - общаться с людьми, которые мне интересны. Богатство дает определенный уровень свободы.

- Если б оставалась советская власть - кем бы вы были? Министром внешней торговли, как мечтали?

- Насчет министра - история занятная. Еще в школе встретился с будущей супругой, она познакомила с родителями. Те сразу спросили: кем хочешь быть? Я раздумывал недолго: "Поступаю в МГИМО". - "А где будешь работать?" - "Как отец, - отвечаю. - В министерстве внешней торговли". - "И кем же?" Тут-то я и выпалил: "Министром".

- Смешно.

- Смешнее всего было, что явился я к ним после футбола - в драных кедах и старых трениках с пузырями на коленях. Вид у меня был для министра внешней торговли просто супер. Да и позже с карьерным ростом в министерстве внешней торговли шло не очень.

- Почему?

- Я человек резковатый. Не слишком заботился о том, какое впечатление произвожу на окружающих. Предпочитал этой чиновничьей науке другой вариант: жесткие критерии.

- То есть?

- Которые показывали бы - или успех, или неудача. Вот почему мне так нравились изменения, которые начали происходить в 90-е. Тогда многое зависело от тебя самого. Заработал - не заработал, разорился - не разорился. Я, кстати, именно за это и спорт люблю. Он соответствует моему кредо. Такая модель жизни, где все объективно. Если не считать нюансов с подсуживанием и прочими глупостями.

- Об этом нам на днях рассказывал Александр Карелин - в спорте все понятнее и конкретнее. А в политике - сплошная мишура.

- Правильно. И пока пробьешься сквозь нее - содержание потерялось. Я, например, чувствую в себе запал. В спорте мне нужно победить. Если затеял проект - посмотреть, что из него выйдет. А есть люди совсем другого темперамента, - им нравится, когда все потихонечку делается. Из таких получаются хорошие чиновники и дипломаты. Вы вот вспомнили Карелина, а я даже не знаю, за что его уважаю больше: за то, что он выиграл три Олимпиады, или за то, что, уступив в финале четвертой, не стал это чем-то объяснять. Сказал просто: "Это я проиграл".

- За него многие пытались объяснить.

- Да чего только не пытались. То ли Карелин отвлекся, то ли американец был какой-то не такой... Но лишь выдающийся человек может себе позволить все это отбросить: "Я проиграл". На мой взгляд - высшая форма самодостаточности.

- Говорят, вы до такой степени любите футбол, что пересматриваете матчи, даже зная результат?

- Да. Прошу записывать мне игры, если не могу увидеть в прямом эфире. К вечеру результат знаю - но все равно сажусь перед телевизором. Часто бывает, что случайно попадаю на какую-то хронику - тоже смотрю с удовольствием. Смакую эпизоды.

- Последний матч, который пересматривали?

- "Интер" - "Барселона". Его недавно повторяли. На "Ролан Гаррос" не было ничего интересного, я щелкал спортивные каналы и наткнулся на эту игру. Шикарный футбол. Кстати, у вас нет ощущения, что "Барселону" и "Манчестер Юнайтед" в этом году "подслили"?

- Есть немножко.

- Вот и у меня есть. Я не говорю про "заговор", но было что-то странное. Милито третий гол в ворота "Барселоны" забивал из офсайда. А вспомните четвертьфинал "Манчестера" с "Баварией". Немцы, конечно, красавцы - при счете 0:3 могли встать и начать орать друг на друга. Ничего подобного. Продолжали биться. Олич забил гол, откровенно толкаясь. Не сомневаюсь, в другой ситуации прозвучал бы свисток. Ван Боммелю не показали карточку в самом начале, хоть заслуживал. А потом очень жестко наказали Рафаэла да Силву. Удалили ключевого игрока обороны, поломав англичанам игру. Скопились маленькие перекосы. И немцы получили шанс зацепиться.

- Когда у вас российский футбол вызывал столько эмоций?

- Году в 88-м.

- Олимпиада? Чемпионат Европы?

- Скорее чемпионат Европы. А в Сеуле поразило другое. Пенальти, который в финале исполнил Добровольский, помню как сейчас. У всех, казалось бы, ноги должны трястись. Нарбековас взял мяч, пошел к "точке". Так Добровольский его аж оттолкнул! Пробил сам - Таффарел в одну сторону, мяч по центру… Вот это нервы!

Окончание - стр. 16