Газета Спорт-Экспресс № 134 (5307) от 21 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июня 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

Группа G

Матч № 30

Сегодня ПОРТУГАЛИЯ - КНДР

Спецкор "СЭ" задал два вопроса главному тренеру сборной КНДР и постарался выведать как можно больше о самой закрытой команде ЧМ-2010 .

К ЛЕГИОНЕРУ "РОСТОВА" НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ

Кейптаун. Стадион "Грин Пойнт". 15.30 (Россия 2 - 15.30).

Судьи: ПОСО КИНТЕРОС. Басуальто, Мондриа (все - Чили).

Игорь РАБИНЕР

из Кейптауна

ПОВЕСТЬ О "НАРОДНОМ РУНИ"

- Как Северная Корея собирается...

- Я не знаю страны и команды под названием "Северная Корея". Следующий вопрос!

Такой диалог, как рассказывают свидетели-коллеги, состоялся на одной из пресс-конференций у южнокорейского журналиста и главного тренера сборной КНДР Ким Джон Хуна. Другой репортер тогда же поинтересовался, не влияет ли на состав северокорейской сборной глава северокорейского государства Ким Чен Ир. И услышал что-то вроде: "Какое право вы имеете называть главой государства Великого Руководителя?!"

Наслушавшись и начитавшись всех этих историй, я с огромным нетерпением ждал приезда в Кейптаун одной из самых загадочных команд в истории мирового футбола. Команды с данным ей зарубежной прессой каким-то слишком уж не идеологическим прозвищем Чоллима - именем пегаса из корейской мифологии.

Современная корейская мифология, наглухо заколотившая границу между двумя Кореями, воздействует на иные неокрепшие умы. Так, к примеру, произошло когда-то с мальчишкой по имени Чон Тэ Се. Его семья уже в третьем поколении проживала в Японии, в городе Нагоя, и имела южнокорейское гражданство. Мама Чона при невыясненных обстоятельствах пропиталась идеями чучхе и записала ни в чем не повинного Тэ (а может, Се) в частную северокорейскую школу в Японии "чонгрион", спонсируемую Пхеньяном. Вот до чего дошла японская демократия: коммунистам запросто позволено открывать в их же стране рассадник их идеологии. А северные корейцы, когда надо, могут пренебречь ненавистью ко всему частному, то есть буржуазному...

Чон Тэ Се, которого на Востоке называют "народный Руни", окончил в Японии северокорейскую школу, а потом аналогичный университет. Многие годы промывки мозгов закономерно завершились тем, что парень отказался от гражданства Южной Кореи в пользу северокорейского паспорта. С которым сейчас благополучно живет в Стране восходящего солнца и играет за японскую команду "Кавасаки Фронтэйл".

Вряд ли кто-то из тех, кто наблюдал за матчем Бразилия - КНДР, забудет девятого номера корейцев с выразительным лицом, из глаз которого лились слезы во время исполнения гимна. Оказывается, такое происходит с Чон Тэ Се далеко не в первый раз. А вот с его партнерами отчего-то не происходит. Нетрудно предположить, что гиперпатриотизм нападающего напрямую связан с тем, что в КНДР Чон Тэ Се никогда не жил, а только приезжал на матчи. И не дай бог этому карасю-идеалисту, подобно репатриантам из Франции в Советский Союз, когда-нибудь решить переселиться на духовную родину навсегда...

Впрочем, к футболу все это не имеет никакого отношения. И спортивная ярость того же Чон Тэ Се, дравшегося с бразильцами подобно льву, заслуживала только восхищения. Глядя на самоотдачу, даже самоотречение северных корейцев в поединке с пентакампеонами, становилось глубоко наплевать на политику и идеологию. Единственное, что имело значение, - уважение к 23 людям маленькой страны, которая впервые за 44 года участвует в чемпионате мира и не трусит перед самой титулованной сборной мира.

Увидев в той игре, как после одного из удачных эпизодов главный тренер показал игроку большой палец, я поймал себя на мысли: "Смотри-ка, нормальный человеческий жест. Люди как люди".

Поймал - а потом подумал, что каких-то четверть века назад точно так же смотрели и мысленно препарировали нас. И то, что сейчас россиянину кажется дикостью, до второй половины 80-х для советского человека было нормой...

СОБЕСЕДНИК БЕЗ АККРЕДИТАЦИИ

Есть ли в Южной Африке хотя бы один журналист из КНДР? Этот вопрос я задал вчера многим коллегам - и из Южной Кореи, и из Японии, и из Китая. Не смогли прояснить ситуацию даже медиаофицеры ФИФА. Никто этих репортеров в глаза не видел и не знает, как они выглядят. Хотя китаец, к примеру, утверждает, что теоретически их пятеро. На пункте выдачи билетов в ложу прессы в пресс-центре "Грин Пойнта" мне сообщили, что на матч Португалия - КНДР заявки подали сразу 11! Вот только никто из них, по данным на вчерашний вечер, не приходил. Видимо, явятся строем. И в сопровождении.

Зато я встретил вчера очень занятного персонажа, прекрасно говорящего по-английски, во время тренировки команды КНДР. Представившись журналистом японского телеканала Nippon TV Хен Чан Илем (аналогично Чон Тэ Се уже не в первом поколении его семья проживает в Японии), он тем не менее носил корейский шарф. Объяснил он это тем, что является корейцем по национальности, а поскольку его семья переехала в Японию задолго до Корейской войны, разделившей его родину напополам, он одинаково переживает в футболе и за Корею, и за КНДР.

Более того, у него тетя по сей день живет в Пхеньяне. А здесь, в Южной Африке, Хен отвечает за освещение жизни северокорейской команды и тесно общается с ней уже на протяжении года и восхищается ее боевым духом.

- И насколько охотно главный тренер с вами общается? - спросил я его.

- Да без проблем.

Вот те на, подумал я. Впрочем, когда чуть позже разговорился с журналистом из идеологически дружественного Северной Корее Китая и задал ему тот же вопрос, ответ получил прямо противоположный:

- Вам в России должно быть известно, что людям из стран, подобных КНДР, приходится соблюдать определенные ограничения. Одно из них - абсолютный запрет на общение с иностранцами, за исключением обязательных пресс-конференций. Запрет этот распространяется даже на контакты с китайцами.

Тут у меня возникли некоторые сомнения в том, что Хен Чан Иль (впрочем, может, его и зовут совсем по-другому) действительно живет в Японии и является гражданином Южной Кореи.

Сомнения эти усилились, когда он говорил кому-то из западных коллег:

- У них просто другая система, которую вам, людям Запада, не понять. Чтобы все было в порядке, им нужно просто поднять экономику. Как это сделал Китай, оставаясь социалистическим государством...

Я поинтересовался у Хена:

- Капитан сборной КНДР Хон Ен Чо из "Ростова" не жалуется на то, что в России его не выпускают на поле?

Он как-то странно, по-военному, напрягся:

- А к нему там есть претензии?

Кажется, я спас нашего легионера, отчеканив:

- Никаких. Трудится и ведет себя безупречно. Просто не проходит в состав.

- Я не знал об этом. У вас больше информации, чем у меня, - задумчиво сказал Хен. Вероятно, он еще размышлял, что и куда доложить.

- А что вы думаете по поводу ходивших слухов об исчезновении из лагеря сборной КНДР четырех игроков?

- Глупости. Это распространили западные журналисты, которые просто не имеют достаточной информации. Я эту четверку лично видел сегодня за завтраком.

О-па! Вот как близко идеологического врага-то к команде подпустили! Или он не враг вовсе?

Хотелось расспросить его еще о многом. Почему, скажем, внезапно и без объяснений отменили посвященную виртуальным "беглецам" пресс-конференцию на базе сборной КНДР, на которую уже съехались 200 журналистов из разных стран. Но, когда он отошел ближе к месту разминки команды и начал снимать ее на видеокамеру, неожиданно наступил "конец фильма". "Покажите, пожалуйста, вашу аккредитацию", - обратился к Хен Чан Илю медиаофицер ФИФА.

Мой собеседник замешкался. "Он с командой", - попытался заступиться за него кто-то из азиатских журналистов. "Мне нужна аккредитация", - был непреклонен офицер. "I'm sorry", - только и смог сказать то ли японский тележурналист с гражданством Кореи, то ли сотрудник спецслужб КНДР, то ли и то, и другое, вместе взятое. И был отправлен с трибуны, на которую неизвестно как попал.

ТРАНСЛЯЦИЯ СПУСТЯ 18 ЧАСОВ

Матч с бразильцами в КНДР все-таки показали. Но не в прямой трансляции, а спустя 18 часов после того, как он состоялся. Видимо, решали, стоит ли показывать поражение народу или нет. Решили, что все-таки стоит. Такая "неудача" - она ведь иной победы с крупным счетом ценнее.

Кстати, Южная Корея бесплатно передала соседям телекартинку с записью этого матча. Иначе в КНДР никакой Бразилии бы не увидели. В ЮАР нашумела история, как церемонию открытия ЧМ-2010 северные корейцы у южных, простите, элементарно сперли, и это вызвало протест у вещателей из Кореи. Но в конце концов ситуацию уладили, и благополучная Южная Корея отдала запись игры нищего Севера за просто так.

По данным английской Sunday Times, доход среднего северокорейца - 1700 долларов в год, то есть 141 доллар ежемесячно. Федерация футбола тоже не жирует - и не может, скажем, оплатить сборной гостиницу с тренажерным залом. В результате посетители одного из общедоступных спортсооружений Претории периодически изумляются, когда видят в своем рядовом заведении сборную - участницу чемпионата мира в полном составе. Свидетели рассказывали, что корейцы ведут себя в высшей степени выдержанно и безропотно стоят в длинных очередях к каждому тренажеру. Видать, привыкли. А вероятно, с тренажерами на родине и вовсе напряженка. Дефицит, как сказали бы в советские времена. Интересно, как это по-корейски. Наверняка ведь самое популярное слово.

Спрашиваю китайского коллегу:

- А правда, что ваши актеры и музыканты изображают болельщиков сборной Кореи, нарядившись в их форму?

- Нет. Наши артисты действительно здесь, на чемпионате, но они сами по себе. Им просто удалось приехать в Южную Африку, чтобы посмотреть большой турнир. У кого-то действительно повязан шарф Северной Кореи, ну так они и болеют за соседей-азиатов! А у кого-то - бразильский шарф. Если же актеры сидели в секторе, предназначенном для болельщиков сборной КНДР, так это потому, что правами на распространение ее билетной квоты обладает одна китайская компания. Болельщики же из Северной Кореи, которых показывали по ТВ, - действительно оттуда. Не нужно мешать одно с другим.

Может, и правду говорит китайский репортер. Но когда речь идет о соратниках по идее, некогда насажденной нами же, ничего нельзя предполагать наверняка.

Вот говорят, что за матчем Португалия - КНДР будет вживую наблюдать товарищ Ким Чен Ир. Верить? Нет? А чучхе его знает.

АНГЛИЙСКИЙ ФИНАЛ КОРЕЙСКОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

Перед началом тренировки чиновников в галстуках на кромку поля "Грин Пойнт" вышло больше, чем игроков двух команд. Когда же появилась и начала разминаться сама сборная, бросилось в глаза, что для разминки не используется собственно газон. Все - только по периметру. Включая установленные там мини-барьерчики, через которые футболистам пришлось попрыгать.

Тренер решил даже чуть-чуть подыграть армии фоторепортеров, и значительная часть разминки состоялась именно в том углу, где ФИФА позволила им находиться. Еще одно наблюдение: не все выглядели одинаково. Кто-то работал в спортивной куртке, кто-то - в футболке. А под красную футболку с коротким рукавом Чон Тэ Се было пододето что-то исподнее с длинными черными рукавами.

И еще одна неслыханная для сверхдисциплинированных северных корейцев вещь - тренировка началась с 15-минутным опозданием! Пресс-конференция, соответственно, тоже. Ким Джон Хун пришел на нее в красной спортивной кофте с флагом КНДР и названием неизвестной мне фирмы. Его сопровождал англоязычный переводчик. Ну и... Вы сами понимаете.

Первый вопрос было позволено задать спецкору "СЭ":

- Какое выступление в Южной Африке вы сочтете успешным? Если проиграете все три матча, показав такой же характер и волю, как против бразильцев, на родине вас наградят или накажут?

- Хорошим результатом для нас стал бы выход из группы, - реалистично ответил специалист. - Это главная цель. А если пройдем еще дальше - будет и вовсе великолепно. В двух оставшихся в групповом турнире играх мы должны приложить все усилия, чтобы хотя бы взять очки. Да, мы можем выиграть или проиграть. В футболе, тем более на турнире уровня чемпионата мира, далеко не всегда бывает так, как хочется тебе. Но даже если мы и не добьемся поставленных целей, для нашей команды это будет прекрасный опыт, который пригодится в будущем.

Согласитесь: такие слова мог бы произнести и любой тренер маленькой капиталистической страны, впервые за долгое время попавшей на мировое первенство. Ким Джон Хун при личном общении приятно удивил трезвомыслием и отсутствием идеологических лозунгов.

- Знакомы ли с главным тренером сборной Португалии Карлушем Кейрошем?

- Я его не очень хорошо знаю: знаю, что это сильный специалист, видел несколько записей матчей португальцев. Но лично никогда не общались (что неудивительно. - Прим. И.Р.).

- Сколько все же игроков в вашей команде - 23 или 19, если исходить из некоторых сообщений?

- Знаю об этих сообщениях и хочу их полностью опровергнуть. Игроки являются зоной моей ответственности. И ни разу ни один человек не покидал команду. Мы все вместе едим, тренируемся, спим (перевод, представьте, был именно такой! - Прим. И.Р.), и никто никуда ни разу не отлучался. Так что эта информация - полная ложь.

- Готовитесь ли персонально опекать Криштиану Роналду?

- Конечно, это всемирно известный футболист, которому здесь уделяется много внимания. Но мы не собираемся фокусироваться только на одном человеке. Впрочем, вы все увидите в игре. Не собираюсь заранее раскрывать нашу стратегию и тактику - в частности, будем ли прибегать к персональной опеке. Если понадобится - прибегнем. Но все зависит от того, как станет развиваться игра.

- Есть ли в команде травмированные и правда ли, что Чон Тэ Се повредил правую лодыжку?

- У Чон Тэ Се и кого-либо другого нет таких травм, которые помешают им сыграть на максимуме своих возможностей. Игра с Бразилией была жесткой, игроки получали микроповреждения. Но к матчу с Португалией все они восстановились.

Тут "переводчик" не вполне в соответствии со своим статусом сказал: "Нас ждут игроки. Поэтому, пожалуйста, еще два вопроса".

- Видят ли жители КНДР трансляции матчей ЧМ-2010?

- Да, они смотрят матчи и своей команды, и других (в последнем есть серьезные сомнения. Но не мог же тренер сказать что-то другое! - Прим. И.Р.).

И, наконец, завершить пресс-конференцию, как и начать ее, доверили автору этих строк.

- Является ли реванш за поражение от Португалии в четвертьфинале ЧМ-66 серьезным мотивирующим фактором для вашей команды? И можете ли лично объяснить, как ваши предшественники, ведя в счете 3:0, ухитрились проиграть - 3:5?

Португальская пресса, почему-то не проявлявшая до того активности, вздохнула с облегчением. Хоть будет о чем написать.

- Наши игроки смотрели видеофрагменты того матча и много слышали о нем. Как вы правильно заметили, наша сборная вела - 3:0 и находилась в очень хорошем положении, чтобы пройти дальше. Тем, что это не произошло, все мы были крайне разочарованы. Я сам отлично помню тот поединок и собственные ощущения после него. Безусловно, мы постараемся сделать все, чтобы взять реванш.

И тут, когда обошедшаяся без скандалов пресс-конференция завершилась, Ким Джон Хун потряс всех.

Он сказал по-английски: "Thank you!"

Соответствующие структуры определят, не было ли это грубым идеологическим послаблением и низкопоклонством перед окружающими страну врагами.