ФУТБОЛ
ЧМ-2010
1/4 финала. Матч № 59. Завтра АРГЕНТИНА - ГЕРМАНИЯ
АЛЬБИСЕЛЕСТЕ - БУНДЕСТИМ: ИСТОРИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Что главнее - прошлое, настоящее или будущее? Вопрос из разряда вечных, единого ответа на который дать невозможно. "Прошлое!" - воскликнут болельщики сборных Англии, Франции и Италии. "Настоящее!" - ответят им поклонники испанской, бразильской или аргентинской команд. "Будущее!" - рявкнет Россия, свято верящая в магические цифры 2018. Возможно, мы утрируем, но, согласитесь, отношение к временным футбольным отрезкам у всех разные. Для одних история не имеет ровно никакого значения, другие смеются над миражами светлого будущего, а третьи уверены в суетности настоящего.
Есть теория, согласно которой нет ни будущего, ни настоящего, а существует одно только прошлое. Не будем ударяться в философию, но отчасти сторонники этого взгляда правы. Прошлое неизменно: в цифрах, в именах, в событиях. Будущее призрачно, а сущность настоящего до конца не понята. Разве можно успеть поймать мгновение, которое, едва случившись, тут же становится историей? Как бы там ни было, вряд ли кто усомнится в том, что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.
И пусть Германия - не Англия, а Аргентина - не Голландия, мы уверены, что для обеих сборных предстоящий матч имеет важное значение с точки зрения исторической дуэли. И не только потому, что в аргентино-немецком противостоянии дважды - в 1986 и 1990 годах - разыгрывалось чемпионство, но и по многим другим причинам. Каждая из пяти встреч на мировых первенствах запомнилась болельщикам. Впрочем, после начала, заданного двумя сборными в 1958 году, иначе и быть не могло.
ШВЕЦИЯ-1958: БОЛЕЛЬЩИКИ ЗАКРЫЛИ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В то время тоже были "группы смерти". Именно такой и оказался квартет номер один, в который попали сборные ФРГ и Аргентины. Противостояние действующих чемпионов мира немцев и главных фаворитов предстоящего первенства аргентинцев предвкушали многие. Специалисты были практически уверены, что обе команды легко разберутся с соперниками по группе - Чехословакией и Северной Ирландией, встретившись во второй раз уже в финале.
Уже на 2-й минуте матча с немцами Омар Корбатта открыл счет. Через полчаса ФРГ усилиями Хельмута Рана восстановила равновесие, а еще через десять минут забила второй гол, автором которого стал легендарный участник четырех чемпионатов мира Уве Зеелер, для которого это первенство было дебютным. Окончательный счет в матче установил Ран.
Несколько неожиданное поражение, казалось, разозлило аргентинцев, которые в следующем матче справились с крепкой командой Северной Ирландии. Но вопреки всем прогнозам в последнем поединке Аргентина с треском провалилась. Подопечные Гильермо Стабиле проиграли не вышедшей в итоге из группы Чехословакии с неприличным счетом 1:6. С десятью пропущенными мячами и двумя очками аргентинцы заняли последнее место в группе. Бесславное возвращение на родину не сулило им ничего хорошего.
Самое крупное на тот момент поражение в истории (повторение случилось уже при Диего Марадоне 1 апреля 2009 года в матче с Боливией) не могло не возмутить горячих аргентинских болельщиков. Узнав, что в аэропорт Буэнос-Айреса приехали толпы фанатов, вооруженных камнями, администрация сборной приняла решение приземлиться в Монтевидео - столице соседнего Уругвая, куда разъяренные мстители добраться не успели. Вернуться домой аргентинцы смогли только после того, как высшее футбольное руководство пообещало выиграть следующий чемпионат мира, и волна народного гнева несколько схлынула.
АНГЛИЯ-1966: ЖЕСТОКИЙ ФУТБОЛ
Реальный шанс отомстить представился только через восемь лет, так как мировое первенство 1962 года в Чили аргентинцы также провалили. А вот в Англии судьба вновь свела Аргентину и Германию в одной группе - как в 1958 году. Желание настолько переполняло футболистов в бело-голубых футболках, что матч они заканчивали вдесятером - на 66-й минуте с поля был удален защитник Рафаэль Альбрехт, а игроки сборной ФРГ еще долго помнили, как грубо против них играла "альбиселесте". После окончания матча, завершившегося нулевой ничьей, ФИФА не только дисквалифицирует Альбрехта, но и вынесет предупреждение всей сборной Аргентины, охарактеризовав ее игровой стиль как violent football - жестокий футбол.
Впрочем, увещевания чиновников мало повлияли на боевой настрой южноамериканцев. В четвертьфинальном поединке с англичанами они действовали не менее лихо и остались в меньшинстве уже в первом тайме, позволив Англии отпраздновать победу со счетом 1:0. Судил ту встречу, кстати, немецкий арбитр Рудольф Крайтляйн, и, по мнению многих аргентинцев, удаление Антонио Раттина было не более чем местью.
Между прочим, считается, что именно этот эпизод вынудил ФИФА ввести систему желтых и красных карточек. После удаления Раттин оставался на поле почти десять минут. На следующем чемпионате мира карточки были применены на практике, а первым футболистом, получившим предупреждение, стал советский полузащитник Кахи Асатиани.
МЕКСИКА-1986: ФИНАЛ ХОРОШИЙ
Путь к мексиканскому финалу-1986 у Аргентины и ФРГ получился разным. У одних - ярким: с первым местом в группе и фантастической игрой Марадоны, вместившей в себя как "Руку бога", так и один из самых красивых голов в истории чемпионатов мира. У других - трудовым: с поражением от датчан и вымученными победами над Марокко и Мексикой в плей-офф.
Финал получился именно таким, каким и должны быть решающие матчи чемпионатов мира. Аргентина вела - 2:0, затем ФРГ усилиями Карла-Хайнца Румменигге и Руди Феллера сравняла счет. А затем в историю немецкого комментаторского искусства вошел истошный вопль Рольфа Крамерса "Тони, держи мяч, ДЕРЖИ МЯЧ!", адресованный голкиперу Шумахеру. Но Тони не удержал - и на 83-й минуте Хорхе Бурручага забил победный мяч.
В этом матче голами не сумели отметиться ни Марадона, ни Лоттар Маттеус - два "М", которые представлялись главными звездами своего времени. Но если после 1986 года карьера Марадоны-игрока постепенно покатилась вниз, то у Маттеуса впереди было еще немало славных побед.
ИТАЛИЯ-1990: ФИНАЛ ПЛОХОЙ
Снаряд два раза в одну воронку не падает. Если в Мексике финал стал едва ли не самым интересным в истории мировых чемпионатов, то на Апеннинах решающий матч получился скучнейшим. Герой ЧМ-1986 Марадона покидал поле римского стадиона "Олимпико" в расстроенных чувствах. "Слезы градом текли по моему лицу, но я их не стеснялся…" - вспоминал обладатель Руки Божьей об одном из самых трагичных моментов в карьере.
Неприятности начались для аргентинцев еще до стартового свистка и закончились лишь с финальным. Они вышли на поле без четырех дисквалифицированных футболистов, публика их освистала (больше всех досталось Марадоне), а мексиканский арбитр Кодесаль Мендес ударил двух игроков "альбиселесте" и подсобил команде ФРГ спорным пенальти - фол Десотти против Феллера выглядел неочевидным. Андреас Бреме с 11-метровой отметки забил победный гол, после чего немцев провозгласили лучшими из худших - тем летом почти все команды демонстрировали в стране, породившей "каттеначчо", тягучий и не радующий глаз футбол.
ГЕРМАНИЯ-2006: ЛЕГЕНДАРНАЯ ЗАПИСКА КЕПКЕ
Сам по себе четвертьфинальный поединок хозяев турнира с одним из фаворитов получился напряженным, но ничуть не выдающимся. На гол Роберто Айялы, забитый после подачи Хуана Рикельме с угловой отметки, немцы ответили точным ударом Мирослава Клозе в концовке встречи. Нервный характер игры привел к многочисленным стычкам и вылился в удаление Торстена Фрингса ("Я ничего не сделал, просто защищался!" - переживал он после матча) и неназначенный пенальти после падения Макси Родригеса - Любош Михел посчитал, что аргентинец симулирует.
Однако серия пенальти превратила поединок из довольно-таки заурядного в великий. Выхваченный телекамерой эпизод, когда Оливер Кан пожелал удачи своему извечному антагонисту Йенсу Леманну, вытеснившему Титана Кана с поста номер один, заставил умилиться даже самых жестокосердных болельщиков. Многим запомнилась и записка от тренера вратарей Андреаса Кепке, благодаря которой Леманн якобы отразил два из четырех ударов игроков "альбиселесте". Впрочем, спустя без малого четыре года выяснилось, что магическая сила тех советов Кепке - миф, а развеял его сам Безумный Йенс - в своей автобиографии.
"Едва увидев бумажку, я сказал Кепке: что ты там накалякал, ни один нормальный человек не прочтет! Ну да ладно, во время серии кое-как разобрал его корявый почерк. Смотрю: у мяча Айяла. Читаю - правый угол. И что мне делать? Слепо верить написанному? Не знаю почему, но я прыгнул влево. Мяч оказался у меня в руках. Наверное, интуиция. После этого я уже не воспринимал кепкинскую писульку всерьез. Впрочем, когда к мячу подошел Камбьяссо, я все-таки в нее взглянул… и вообще не нашел такой фамилии! В долю секунды вспоминаю: матч с "Интером", Камбьяссо бьет со штрафного в левый угол. Я еще раз шепотом произношу его фамилию и прыгаю влево. Есть! Мы идем дальше!"
В раздевалке Леманн сначала выбросил бестолковую записку в мусорное ведро, но потом решил сохранить ее для истории. Впоследствии крупная энергетическая компания приобрела ее на аукционе за миллион евро и отправила в музей, а деньги пошли на благотворительность.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ