ФУТБОЛ
ЧМ-2010
1/4 финала. Матч № 59. Завтра АРГЕНТИНА - ГЕРМАНИЯ
В преддверии аргентинско-германской дуэли интервью корреспонденту "СЭ" дал один из самых титулованных немецких игроков, в коллекции которого медали всех достоинств мировых первенств (в 1974-м - золото, в 1966-м - серебро, в 1970-м - бронза), а также титул чемпиона Европы (1972).
Юрген ГРАБОВСКИ: "В ПОЕДИНКАХ С АРГЕНТИНЦАМИ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ПЕРЦА"
- Рискнете дать прогноз: кто выйдет в полуфинал - ваши соотечественники или Аргентина?
- Я не ясновидящий. Могу только сказать, что против Англии наши сыграли замечательно: нападающие здорово комбинировали, под стать им были и игроки других амплуа. Аргентинцы весь чемпионат показывали, что они очень опытны и сноровисты. Хотя в последнем матче против Мексики, полагаю, могли выступить лучше. Уверен, для нас игра будет очень и очень тяжелой. В рядах соперника есть Месси, который в одиночку может решить судьбу матча. Бросается в глаза, что обладающие высочайшей техникой аргентинцы действуют очень дисциплинированно, по сути, в европейской манере.
- Но Германия все-таки может одолеть команду Марадоны?
- Сейчас в стране почти такая же эйфория, как 4 года назад, и все верят, что бундестим пройдет дальше. Но лично я даже не представляю, что нас ждет - вылетим в четвертьфинале, возьмем медали или станем чемпионами мира.
- Как расцениваете шансы команд в цифровом выражении?
- 50:50. Признаться, думал, что и против Англии будет труднее, но наши сыграли классно - лучше, чем многие думали. Если у аргентинцев выдастся плохой день, а мы снова будем хороши, то... Знаете, давайте все-таки подождем - осталось недолго.
- Вам не кажется, что козырь Германии в том, что Лев как тренер лучше Марадоны?
- Я бы их не сравнивал. В конце концов не знаю, какими тренерскими качествами обладает Марадона, большой ли он стратег. Но видно: у него с подопечными отличные отношения. Понятно также, что вдохновение, энтузиазм имеют для игры его команды огромное значение.
- В аргентинско-германских противостояниях всегда было много перца. Скандал разразился еще на ЧМ-1966. После группового поединка в Бирмингеме, закончившегося - 0:0, стали говорить, что это была самая грязная игра в истории мировых первенств. Беккенбауэр, Зеелер и их партнеры получили тогда немало ударов по ногам. Что вспоминаете о том матче?
- Мы выдержали невероятно жесткое, тяжелое испытание. Аргентинцы перед игрой считались фаворитами, но наша команда тот турнир провела сильно. В какой-то степени нас вдохновила футбольная эйфория, царившая на чемпионате в Англии. У аргентинцев, помню, выделялся классный защитник Раттин. Но бил ли он Беккенбауэра и Зеелера, не помню... А вот их игрок немецкого происхождения Альбрехт действительно грубил. В итоге югославский судья Жекевич во втором тайме его удалил. Правда, аргентинец никак не хотел уходить с поля - минут пять протестовал. Помню, в этот отрезок времени эмоции бурлили в обеих командах, игроки выясняли отношения, толкались. В итоге матч продолжили только после долгой паузы. Грубость в игре тогда воспринималась особенно остро еще и потому, что замены были запрещены. Так что, если кто-то получал травму, команда оставалась в меньшинстве. Кстати, и последняя аргентинско-германская дуэль на мировых чемпионатах тоже запомнилась не только игрой в футбол.
- Да, после четвертьфинала 2006 года Айяла и Креспо прямо на поле набросились на Мертесакера и Бирхоффа. Не стоял в сторонке и Фрингс, получивший уже после финального свистка красную карточку, из-за которой потом пропустил полуфинал с Италией.
- Тот матч у наших болельщиков до сих пор в памяти. Накал был сумасшедший, все решилось только в серии пенальти. А потом пошли разбирательства, порой с рукоприкладством. Такие вещи не должны происходить, но они, увы, бывают. Да, четыре года назад был особенный матч. Все что угодно может произойти и в субботу.
- Конечно, нельзя не вспомнить и два подряд аргентинско-германских финала - на чемпионатах мира в Мексике и Италии. Что думаете о них сегодня?
- В 1986-м по задумке тренера Беккенбауэра против Марадоны играли Ферстер и Маттеус. В какой-то степени им удалось выключить его из игры - не дали поразить ворота. Правда, нам забили другие аргентинские футболисты... Вообще тогда с лидером соперника, применив персональную опеку, в принципе, можно было справиться. Сегодня же, когда все отдают предпочтение зонной защите, ситуация другая - у игроков, как правило, больше пространства. Марадона, думаю, сегодня бы торжествовал, ведь имел бы на поле куда больше свободы. Это, конечно, мое личное мнение. Тренеры считают по-другому. Они полагают, что перекрывая все зоны, компактно выстроив защитные заслоны, можно полностью справиться с оборонительной задачей. Но если бы я был тренером, то к лучшим игрокам противника обязательно приставлял бы персонального опекуна. Так бы поступил и против Месси.
- А что больше всего врезалось в память после финала 1990 года?
- Бундестим выиграла после того, как Бреме реализовал 11-метровый. Аргентинцы были ужасно разочарованы, считали, что пенальти в их ворота назначили несправедливо. На самом деле не каждый судья в том эпизоде, когда упал Феллер, указал бы на 11-метровую отметку. Но надо признать: немцы в финале играли лучше, создали больше голевых шансов. Аргентинцы же не впечатлили - тот же Марадона был не так силен, как четыре года назад. Ко всему еще после двух удалений наши соперники заканчивали игру вдевятером.
Ефим ШАИНСКИЙ
Франкфурт