Газета Спорт-Экспресс № 147 (5320) от 6 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 июля 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

1/2 финала. Матч № 61. Сегодня УРУГВАЙ - ГОЛЛАНДИЯ

"ЧЕРТОВА ДЮЖИНА" ГОЛЛАНДИЮ НЕ ПУГАЕТ

Игорь РАБИНЕР

из Кейптауна

1900 БИЛЕТОВ НЕ РАСПРОДАНЫ

Штук пять телекамер, установленных в Victoria&Alfred Waterfront, кейптаунской бухте, простаивали без дела. Прогулявшись в середине вчерашнего дня по порту, я обнаружил обладателей только одной из них осчастливленными: три молодца в оранжевых майках без особого вдохновения давали интервью. Огляделся вокруг - других таких не было. Как понять?

Где ты, знаменитая Dutch Army - "Голландская армия" из девяти тысяч фанатов, приехавших в Южную Африку с родины на одинаковых мощных оранжевых внедорожниках? Об этих парнях легенды ходят, и, чтобы их лицезреть, выстраиваются очереди. Вы наверняка уже много раз видели человека в апельсинового цвета генеральской форме и фуражке - более колоритного персонажа на турнире в ЮАР вряд ли сыскать.

Ясно, что подъедут - никуда не денутся. У Голландии впервые с 1978 года есть шанс пробиться в финал - и чтобы эти по-хорошему сумасшедшие граждане такое пропустили? Тем более что "Оранжевые" на сегодня с учетом отборочных и финальных матчей ЧМ-2010 одержали рекордные 13 побед подряд. Чертова дюжина - или лишь маленькая остановка на пути к великому триумфу, который Голландии не покорялся еще никогда? Теоретически, к слову, в решающем матче могут встретиться две страны, еще ни разу не становившиеся чемпионами мира, - Голландия и Испания. И тогда мир получит гарантированно нового, восьмого обладателя золотых медалей.

Видимо, вышеупомянутые безумцы прибудут в Кейптаун сегодня либо уже сделали это вчера поздно вечером. Ну не верю я, что оранжевого моря у подножия Столовой горы мы не увидим. В конце концов, кто основал Кейптаун? Голландец Ян ван Рибек. И чтобы они сюда не добрались, такого просто не может быть. Даже если кое-кто из них не строил планов, что Нидерланды дойдут до полуфинала.

Вчера же здесь преобладали местные темнокожие парни. Даже если они были одеты в аналогичные "Бафана Бафана" желтые футболки, но с надписью Brazil, отличить их от оригинала не представляло особого труда. Наяривали на синтезаторах, кричали любому проходящему мимо белому свое фирменное, с хрипотцой и могучим акцентом: "Hello, my friend!" Ответа чаще всего не получали. Оно надо - с ними связываться?

Вообще, при всем обилии в бухте разных футбольных аттракционов меня не оставляло ощущение, что перед четвертьфиналом Аргентина - Германия футбольная лихорадка била Кейптаун в неизмеримо большей степени. Аргентинцы тогда оккупировали самый старый город Южной Африки еще дня за два до игры, да и немцы от них старались не отставать. Теперь же ничего такого в помине нет.

О чем говорить, если по состоянию на понедельник 1900 билетов еще оставались нераспроданными? На полуфинал чемпионата мира! Понятно, когда стадион вмещает больше 60 тысяч, не только статус матча, но и его вывеска для аншлага должна быть очень привлекательной. Но, знаете ли, полуфинал ЧМ по футболу в ЮАР может быть раз в сто лет. Для местных по сравнению с иностранцами действуют значительные скидки. И хотя до предпоследней стадии турнира неожиданно добрался не самый популярный на планете Уругвай, сложившейся ситуации с билетами оставалось только удивляться. Впрочем, у меня мало сомнений, что "Грин Пойнт" все же будет заполнен.

НАЦИЯ-КРОХА ДОШЛА ДО ПОЛУФИНАЛА

Хотя, если вдуматься, кейптаунский полуфинал ЧМ-2010 - нагляднейшая демонстрация демократизма футбола, способности любой страны в этом виде спорта преуспеть. Ведь и Голландия с ее 18 миллионами подданных королевы - не из самых больших европейских наций. А уж Уругвай-то, чье население равноценно двум (!) процентам населения уже вылетевшей Бразилии.

Вдумайтесь: в этой стране три с половиной миллиона жителей (треть Москвы. Или уже четверть?). В истории футбола в финальную часть мировых первенств вообще выходило всего шесть сборных, представляющих страны с меньшим числом жителей: трижды - Северная Ирландия, дважды - Словения, по разу - Кувейт, Уэльс, Ямайка и Тринидад и Тобаго. При этом Уругвай - первый чемпион мира и двукратный обладатель этого титула! Последний раз, правда, это произошло ровно 60 лет назад.

Знакомые болельщики сборной Уругвая со страстью рассказывали мне, что, кроме футбола, в стране нет ничего. Ни один иной вид спорта не развит, и то, что сейчас творится в Монтевидео и окрестностях, словами передать невозможно. "Окрестности", кстати, невелики. О чем говорить, если у второго по масштабу населенного пункта с гимнастическим названием Сальто 100 тысяч жителей? Автопарк малочисленностью и стариной чем-то напоминает кубинский (если не считать советских машин, которых в Уругвае, понятно, нет), бедняков почти целая страна... Поэтому и приехали оттуда на "мир" какие-то сотни - нет у людей денег, чтобы позволить себе такую поездку.

Аргентинцы вообще считают Уругвай, получивший независимость в 1828 году, по недоразумению отколовшейся провинцией. Даже официальное полное название страны - Восточная республика Уругвай. Восточная - поскольку находится к востоку от одноименной реки, разделяющей ее с Аргентиной. Фактически это буферная зона между Аргентиной и Бразилией. С тех пор как Монтевидео остался фактически в неизменном виде, Буэнос-Айрес разросся в десять раз. Но Аргентины в полуфинале ЧМ-2010 нет, а Уругвай есть. Hа чемпионате, который начинался для Южной Америки так перспективно, он остался ее последним представителем.

Серьезный стадион в Уругвае тоже ровно один - дряхлый, хоть и 75-тысячный, "Сентенарио". Там играют и "Пеньяроль", и "Насьональ" - оба знаменитых клуба страны. Вообще, 14 из 16 команд высшего дивизиона представляют Монтевидео. По сути - страна одного города. И футбол одного города. И страна одного футбола. "У каждой страны есть своя история. А у Уругвая есть футбольная история", - сказал кто-то из местных. Станет ли эта история богаче сегодня?

Оскар Табарес, которого даже Диего Марадона в своей книге называет Маэстро (так в Латинской Америке обращаются к учителям, а наставник уругвайцев до тренерской карьеры работал преподавателем в школе), сейчас для всех уругвайцев - бог. А остальной мир зауважал его не только за результаты на ЧМ-2010, но и за отход от традиционной для этой сборной в 80 - 90-е годы грубой манеры игры, необычную для сегодняшних тренеров привычку называть стартовый состав за день до матча. Ждали этого от него и вчера. Но...

ТАБАРЕС ВПЕРВЫЕ НЕ ОБЪЯВИЛ СТАРТОВЫЙ СОСТАВ

Обе команды тренировались не на "Грин Пойнте", а на резервных аренах в пригородах Кейптауна. По первоначальному плану Табарес должен был давать пресс-конференцию там же. Но все изменилось, и он приехал на стадион. Где на первый же вопрос о стартовом составе ответил нежданно резко:

- Сегодня я этого делать не буду. И вот почему. У меня с журналистами было джентльменское соглашение: я заранее объявляю состав, а они не вмешиваются в нашу работу, если мы тренируемся за закрытыми дверьми. Но теперь некоторые ваши коллеги пытались из-под полы снимать происходившее на видео и фотографировать. Я это расцениваю как нарушение нашей договоренности.

- Сможет ли играть ведущий защитник Лугано, травмировавший колено в поединке с Ганой?

- Извините, ответа не будет.

- Последняя встреча Уругвая с Голландией была очень давно.

- Да, в 80-м году, на турнире под названием "мундиалито", в котором участвовали чемпионы мира всех лет. Голландцы таковыми не были, но получили приглашение из-за отказа англичан. Мы тогда выиграли и матч, и весь турнир, но есть и менее радужные воспоминания. Например, о встрече на ЧМ-74. В Южной Америке тогда толком не знали, насколько великолепен голландский тотальный футбол. Во время ЧМ-98 я работал в техническом комитете ФИФА, общался с коллегами из Нидерландов, и они говорили мне, что футбольная философия этой страны - атака. Здесь же помимо прекрасного нападения голландцы замечательно действуют в защите. Некий оборонительный акцент по сравнению с предыдущими турнирами вызывает в их адрес определенную критику, но они просто приспосабливаются к требованиям современного футбола.

- Можно сказать, что Уругвай после долгого перерыва вновь становится мировой футбольной силой?

- Нет. Это зависит не от отдельных результатов, а от стабильного поступательного движения. Мир сейчас совсем иной, чем в первой половине XX века, когда Уругвай не проиграл ни одного матча в финальных стадиях чемпионатов мира. За эти десятилетия развитые страны ушли далеко вперед от развивающихся. А мы сейчас именно страна третьего мира. Поэтому желание увидеть Уругвай мировой футбольной державой - утопия. Я это понимаю, и потому вдвойне важны результаты, которые мы показываем здесь. Никто не знает, когда такая возможность выпадет в следующий раз. Мир не изменится от того, что мы вышли в полуфинал чемпионата планеты. Надо понимать, что между нами и тремя другими странами, участвующими в этой стадии турнира, существует огромная экономическая дыра. Что ж, будем пытаться найти футбольные решения, дабы в данных конкретных случаях ее заткнуть.

Если судить по тому, какая команда теоретически сильнее, можно и на поле не выходить - понятно, что Голландия. Но на чемпионат мира приезжают не для того, чтобы определить, у кого выше потенциал, а чтобы узнать, кто сильнее в данный момент. К голландцам мы подходим так же, как к другим командам: анализируем их сильные и слабые стороны, решаем, на что сделать ставку. Нет, мы не будем заранее выкидывать полотенце. Есть проведем идеальный для себя матч, победим. Это тоже возможно!

- Нет ли конфликта между вами и Касересом, который еще ни разу не выходил на поле?

- Я уже не раз говорил, что нет. Домыслы не имеют ничего общего с действительностью. Мы не обращаем внимания на такую журналистику, поскольку знаем: в нашей стране существует и совсем другая. А с Касересом - стечение обстоятельств. Почему никто не вспоминает, что у него была серьезная травма, он долго не играл, ездил по докторам - в Германии, Англии, Италии? Из-за этого он не мог быть полностью готовым к чемпионату мира.

- Вам не стыдно, что в Уругвае сыгравший рукой против Ганы Суарес возведен в ранг национального героя и вновь речь идет о руке Бога? Не стоит ли вашей команде быть немного скромнее? (Вопрос был задан английским журналистом) .

- Меня возмущает другое - как комментирует всю эту ситуацию английская пресса. Впрочем, я знаю, почему такое происходит. У определенной части СМИ существует потребность спекулировать на подобных темах. То, что сделал Суарес, инстинктивное действие. Он же, играя рукой, не мог предположить, что соперник не забьет пенальти!

Не надо говорить, что Уругваю не хватает скромности. Мы не раз доказывали, что уважаем соперников, но верим в себя. Мы никогда не говорим о других странах и не критикуем игру их сборных. мы гордимся своим выступлением и поведением в Южной Африке, тем, как преодолеваем трудности. И я не приемлю высказываний, что в четвертьфинал мы вышли путем обмана.

- Если выиграете, кого предпочтете: Германию или Испанию?

- На сегодня это праздный вопрос. Любая из этих команд великолепно контролирует мяч и, наверное, превосходит нас в данном компоненте. Германия своей свежей игрой преподнесла в ЮАР большой сюрприз. Пока это самый прекрасный футбол, который мы видели на турнире. Впрочем, в этой игре можно всему найти противоядие.

- Арьен Роббен, будучи великим футболистом, любит картинно падать. Важно ли для вас, чтобы арбитр ( Равшан Ирматов. - Прим. И.Р.) это пресек?

- Во-первых, согласен с вами, что Роббен - великий футболист. Потрясающе быстрый и техничный. Здесь он больше действует справа, и соперникам трудно справиться как с его диагональными передачами, так и с уходами в центр и ударами. С появлением Роббена сборная Голландии во многом прибавила, хотя и без него была сильна. А падает он оттого, что его бьют. Где-то, может, чуть добавляет драматизма, но это часть игры. Интерпретировать такие падения можно по-разному. Гораздо важнее не жаловаться на судей, а правильно играть против ведущих игроков соперника. Касается это не только Роббена, но и Снайдера.

- Не находите, что уругвайцев на турнире недооценивают?

- Нет. Своими выступлениями мы не давали повода, чтобы нас переоценивали. Помню, когда 4 декабря стали известны результаты жеребьевки, многие нам соболезновали. Я это помню. Тем не менее у нас есть мечта: если бы ее не было, мы бы и до этой стадии не добрались. То, что мы среди четырех лучших команд мира, очень важно для уругвайских людей, особенно детей, тинейджеров, тех, кому меньше 30. Потому что они таких успехов никогда не видели.

Мы заслужили право остаться на той части праздника, куда нас заранее не приглашали. Поэтому сейчас нам надо получать от пребывания здесь удовольствие. И чувствовать не груз ответственности, а радость оттого, что миллионы людей по всему миру будут на нас смотреть. В этом смысле обстановка на отдаленной от оживленных городов базе в Кимберли идеальна. Там мы изолированы от любого шума, связанного с чемпионатом мира.

- Вы остались единственным представителем Латинской Америки...

- ...но не считаю, что из-за этого на нас ложится дополнительный груз. У нас население - 3 миллиона жителей. В некоторых странах профессиональных футболистов и то больше! И этот успех особенно радует оттого, что показывает: при честной и умной работе достичь многого можно даже с маленькими ресурсами. Что касается других южноамериканских стран, выйти в полуфинал мог и Парагвай, и Бразилия тоже. В первом тайме она доминировала, а ответный гол стал во многом следствием удачи. Другое дело, что после него Голландия проснулась и стала диктовать ход игры сама. Но таков футбол: игра людей, их чувств, которые меняются в течение одного матча.