ФУТБОЛ
ЧМ-2010
Меньше восьми лет остается до того момента, когда Россия станет чемпионом мира по футболу. Счастье все ближе, но ведь сколько еще надо успеть! Справимся ли? Встретим ли неизбежный праздник во всеоружии?
ЧУЖИЕ КАРУСЕЛИ И НАШИ "БОМЖИ"
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
"СЭ" уже анализировал завершившийся в ЮАР чемпионат мира с точки зрения его уроков для России как потенциальной хозяйки ЧМ-2018. Теперь, когда яркий и поучительный во всех отношениях турнир завершен, напрашивается вывод: нам есть что перенять у мирового футбола и помимо инфраструктурных либо организационных моментов. Сформулировал бы это одним словом - футбольность.
Глядя на то, как играли другие сборные в Южной Африке, трудно отделаться от ощущения: сформировать сильную команду и выстрелить на одном из крупных соревнований нам, пожалуй, когда-нибудь будет по плечу. А вот стать по-настоящему футбольной нацией… Эта планка расположена совсем на другой высоте.
ПРЕЖНИХ ВОПРОСОВ СТАЛО МЕНЬШЕ…
За 10 дней до начала чемпионата мира "СЭ" задал президенту РФС 10 вопросов. Касались они, если помните, общего положения дел в российском футболе и самых, на наш взгляд, насущных его проблем. Прошло полтора месяца - достаточный срок для того, чтобы обратиться к "президентским" вопросам вновь. Даны ли на них ответы? Стали ли менее острыми ситуации? Спроецирован ли опыт чемпионата мира на российскую действительность хоть каким-то образом?
Пробежимся пунктирно.
Вопрос об отсутствии спаррингов сборной России и ее выпадении из соревновательной жизни с ноября прошлого года по август нынешнего отпал сам собой. Можно сказать, мы его "проехали". Сборной от этого лучше не стало, однако и хуже тоже. На данный момент вообще непонятно, от чего нашей команде может стать лучше, а от чего хуже. Вот соберется хоть раз, тогда и посмотрим.
Ситуация с лимитом на легионеров, по словам президента РФС Сергея Фурсенко, вскорости разрешится. Выход будет найден, скорее всего, не радикальный, однако лимит, надо думать, обретет жесткую форму утвержденных рамок. Хорошо бы долговременных, способных стать для клубов четким ориентиром в их молодежной политике и селекции.
По-прежнему не все ясно с финансированием самого РФС. Какие именно унаследованы от прежнего главы спонсорские соглашения? Станет ли бюджет нашего футбольного союза больше? Будет ли он покрываться государственными средствами и если будет, то насколько?
Тех, кто назовет это подсчетом денег в чужом кармане, хочу слегка остудить. Открытость бюджета любой общественной организации и малая зависимость его от государства - в первую очередь показатель коммерческого здоровья этой организации и индикатор удаленности ее от большой политики. А ведь именно за это во всех своих документах ратует ФИФА, не так ли?
Вроде бы почти решился вопрос с выполнением контрактных обязательств перед Гусом Хиддинком. Многое стало ясно и с нашим отношением к Кодексу чести. Самого Сергея Фурсенко, показалось, слегка утомили вопросы про этот документ, что нашло отражение во всяческом снижении президентом РФС градуса страстей, забурливших было вокруг этого документа.
Значит, так тому и быть. Кодекс есть, но хлеба он не просит, себя никому не навязывает, лежит себе, сброшюрованный и подписанный, бумажным памятником новым временам. Единственное реальное наказание его нарушителям Сергей Фурсенко озвучил во вчерашнем интервью "СЭ". "Эти люди,- сказал футбольный босс, - перестанут для меня существовать". Что, надо думать, уже немало.
А вот преимуществ присутствия в руководящих органах РФС высоких государственных мужей мы пока не ощутили. Преимущества для самого Сергея Фурсенко в данной ситуации, быть может, и есть. Но каковы плюсы для всего российского футбола, в настоящий момент сказать сложно. Потому что помочь ему бюджетными деньгами или начальственным окриком - это одно, а развивать по-настоящему - совсем другое. Тут куда полезнее были бы оперативные "кроты", а не могучая кучка стратегов, отягощенных миллионом других дел.
Ни на миллиметр не сдвинулось за время чемпионата мира решение проблем российского судейства. Как показал пример умницы Равшана Ирматова, производить на свет хороших арбитров можно и без привлечения бывших губернаторов. Однако мы пошли в этом вопросе своим путем, который пока и путем-то не выглядит.
Ни шороха, ни вздоха не издал наш судейский комитет с тех пор, как Владимир Чуб стал иметь к нему какое-то отношение. Разве что имя Лом-Али Ибрагимова прозвучало несколько раз в этой связи. Так может, стоило назначить чеченского футбольного функционера напрямую, не создавая сложную цепочку с привлечением нефутбольного тяжеловеса Чуба и выстраивания мало кому понятной иерархической ветви?
Зато Сергей Фурсенко озвучил очень здравую идею о создании некоего фонда игроков, которых мы будем целенаправленно пестовать в расчете на будущие успехи. Мера эта, полагаю, временная, допустимая в условиях нежизнеспособности общенациональной системы подготовки молодых талантов, однако хоть что-то целевое лучше, чем ничего. Будет молодежь под присмотром - кто-нибудь наверх да пробьется.
…ЗАТО ДОБАВИЛИСЬ ДРУГИЕ
Впрочем, обзор российской футбольной жизни за минувшие полтора месяца был бы неполным без упоминания других событий, произошедших на родных просторах во время южноафриканского Кубка мира.
Квинтэссенцией разницы между "нами" и "ними" показалось на днях совершенно случайное, конечно же, совпадение. Пока в ЮАР разворачивались сумасшедшие баталии плей-офф - одна другой красивее, - в России полыхнул очередной скандал, касающийся подвздошной отечественной сермяги. Футбольный агент якобы вышел на игрока первого дивизиона с просьбой о "сдаче" матча. А футбольный тренер, которого уже давно тошнило от подобных вещей, вынес всю эту историю на суд общественности.
Развлечение, согласитесь, сугубо российское: пока в парке сверкают фейерверки и крутятся карусели, в одной из дальних аллей бомжи никак не поделят полбанки портвейна. Однако это наши бомжи и наш портвейн, следовательно, отмахнуться от факта никак нельзя, дабы не отдалиться от каруселей и фейерверков на еще большее расстояние.
Российский футбол, надо отдать ему должное, не отмахнулся - создана комиссия. Но сам факт очередного проявления хорошо всем известного синдрома затронул целый пласт извечных и известных наших проблем.
Во-первых, от себя лично и от лица своих коллег искренне благодарю химчан Романа Березовского и Александра Тарханова, заостривших тему, поскольку не верю, что эти люди выдумали столь странную историю от начала до конца.
Во-вторых, глубоко восхищен реакцией отечественной милиции на происходящее. Если верить замешанному в деле агенту Сергею Панову, в ОБЭП, куда его вызывали, некий майор "посмеялся и сказал, что дело выеденного яйца не стоит". Понимаю: майоры ОБЭП привыкли выедать другие яйца, и то, что кажется серьезным миллионам людей, для них так - плюнуть и растереть. Но почему в таком случае делом занимается какой-то майор? Почему не создана комиссия при МВД, СКП, ФСБ и прочих грозных наших аббревиатурах?
Послушайте, ситуация в футболе волнует не только возглавившего комиссию, но не имеющего полномочий в рамках уголовного права Николая Толстых. Она давно волнует нас, многочисленных жителей России. Имеющих, между прочим, созданные для наших нужд органы дознания, расследования, судопроизводства и так далее, обязанность которых защищать нас от обмана.
Эй, органы! Для вас мнение людей, на чьи деньги вы существуете, хоть что-то значит? А законы, за исполнением которых вы обязаны следить?
На глазах у всех давным-давно действует наглая, сытая, бесстыжая футбольная мафия. Если вы не имеете ни малейшего желания ее изжить, чем вы, органы, от нее отличаетесь? И не разогнать ли для начала вас, если сами вы не способны разогнать никого страшнее пикетчиков с бумажными плакатами?
До Тарханова, если помните, с абсолютно идентичным заявлением выступил тренер Владимир Косогов из Вышнего Волочка. Авторитет его в футбольном мире пониже тархановского, поэтому от слов Косогова попросту отмахнулись, заткнув ему рот крупным штрафом. Самой проблемы, озвученной тренером, словно никто и не заметил. Кстати, перечислена ли штрафная сумма, каратели? Если да, эти деньги пойдут на борьбу с футбольной мафией, не сомневаюсь.
Теперь за дело возьмется, говорят, комитет по этике. Агент Панов дрожит от страха: на него обрушится целый комитет РФС! Только вот Сергей Фурсенко в интервью "СЭ" роняет отчего-то такую фразу:
- Комитет по этике не может наказать - он может только дать политическую оценку тем или иным событиям. А решения о конкретных наказаниях выносит КДК.
Открываем Устав РФС. Читаем статью 42: "Комитет по этике является юрисдикционным органом РФС… осуществляющим применение дисциплинарных санкций за нарушение этических норм, установленных Регламентом РФС по этике".
Что-то здесь не вяжется, не стыкуется. Руководитель говорит - "политическая оценка". Документ утверждает - "дисциплинарные санкции".
Открываем упомянутый Регламент РФС по этике и понимаем, что ничего мы на самом деле не открываем. Ибо нет этого Регламента, не существует в природе!
Может, не стоит пока комитету Алу Алханова ни за что браться, чтобы не смешить народ? Если он существует на птичьих правах, фактически - в чьем-то воображении, как может этот орган расследовать серьезное дело с явными признаками уголовщины?
И разве не для того вводили в состав руководства РФС чиновников высокого ранга, чтобы они помогали переводить такие вопросы в уголовно-процессуальную сферу? Если нет, тогда я чего-то не понимаю. Кому, как не вице-премьерам, давать поручения нашей лязгающей силовой давилке заняться, наконец, обслуживанием народных интересов?
ДИАЛОГИ ДЛЯ НАЧАЛА
Смотрим на подросших блистательных Мюллеров в телевизоре, на Форланов, рожденных матерями удивительно маленькой страны, и замечаем в окружающей нас действительности накладку за накладкой.
- Меры должны быть разумными, а их жесткость - соответствовать тем целям, которые мы ставим перед собой. Но я всегда говорил и говорю, что для начала нужен диалог, - рассказывает нам Сергей Фурсенко.
Что вы считаете началом, Сергей Александрович? Футбол начался задолго до нас с вами. Равно как и кавардак в российском его филиале. "Крылья Советов", ставшие эталоном воровства бюджетных денег, вывернуты счетной палатой Самарской области наизнанку. От сумм, которые утекали в самарскую дыру на ровном месте, перехватывает дыхание. Косогов, Тарханов, Тихонов и многие другие называют происходящее в вашем ведомстве своими именами. О распределении ролей между двумя нижегородскими клубами в этом сезоне известно всему российскому футболу. Свеж еще в памяти скандал с судьей Марамыгиным, по-тихому задвинутым вместо проведения показательного и качественного расследования…
Всему этому уже не нужна политическая оценка, равнозначная междометию "ай-ай-ай". Здесь необходимы совершенно очевидные жесткие меры, которые даже непопулярными не назовешь - настолько их все заждались!
Быть может, начало - это ваш приход в РФС? Тогда при чем здесь многомиллионная армия болельщиков, вынужденная потреблять производимый вашей организацией низкокачественный продукт? Ей все равно, как фамилия главы нашего футбола, ей важно, чтобы был порядок и соблюдение законов, а не велись бесконечные "диалоги для начала".
Анонсированный на днях переход на систему "осень - весна" давно считается делом важным. Жаль только, что никто не может понять - почему. Тезисы о синхронизации трансферных окон и интеграции нас в мировой футбол рассыпаются при первом серьезном и аргументированном на них давлении. А если точнее, зависят эти две проблемы куда в большей степени от других специфических моментов, присущих России вообще и российскому футболу в частности. Да и то лишь для нескольких клубов, пусть и ведущих.
Пользуясь случаем, от имени "СЭ" приглашаю вас, Сергей Александрович, в нашу редакцию для более предметной беседы с журналистами отдела футбола на эту тему (вы ведь и сами не раз говорили, что не против такой встречи). Надеюсь, вы изложите нам убедительные доводы перехода на "осень - весну", которые мы старательно запишем и донесем до наших читателей. А пока, извините, большинству они все-таки не понятны. И выглядит подобный переход очередным экспериментом над пока еще живым организмом - российским футболом. Экспериментом масштабным, но не проработанным и не мотивированным.
Вот студенческая лига - совсем другое дело. Она позволит остаться в футболе многим из тех, кто вынужден, прощаясь с детством, выбирать между дальнейшей серьезной учебой и профессиональным спортом с его неясными перспективами. Раньше вопрос стоял "или - или". Теперь у молодого человека, имеющего за плечами детскую секцию, появится возможность футбол с учебой совместить. А значит, жить более полноценной жизнью.
И об этом мы с вами, Сергей Александрович, тоже обязательно поговорим, если согласитесь стать нашим гостем. Искренне ждем, - в расчете на полноценный, аргументированный диалог. Для начала.