Газета Спорт-Экспресс № 170 (5343) от 2 августа 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 августа 2010 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Она стала одной из героинь чемпионата-2010: результат, показанный россиянкой на дистанции 400 м с барьерами - 52,92, по праву можно назвать выдающимся. При этом спортсменка сбросила с личного рекорда больше секунды!

Наталья АНТЮХ

МИЛЛИОН БАРЬЕРОВ

Сергей БУТОВ

из Барселоны

В смешанную зону Олимпийского стадиона в Барселоне 29-летняя Наташа Антюх влетела с такими круглыми от счастья глазами, что сразу стало ясно: конструктивного диалога не получится. Как принято писать, ее в тот момент переполняли эмоции. Пришлось отложить беседу до лучших времен, которые скоро настали - на следующий день мы с Натальей беседовали с глазу на глаз.

- Сразу после забега вы сказали: "Я в шоке и ничего не понимаю". Сейчас-то хоть поняли, что натворили?

- С результатом как-то смирилась. Но каким образом так пробежала... Сижу вот, постоянно смотрю запись забега - не понимаю. Надо еще с тренером будет его прокрутить. Детально проанализировать. Шаг за шагом, барьер за барьером, каждый интервал между ними. А потом сравнить свой график бега на 54,00, который мы уже препарировали, с нынешним - на 52,92.

- Без всякого анализа ясно, что начали вы финальный забег просто роскошно.

- Я так быстро и хотела начать. У меня в этом сезоне с первым барьером постоянно возникали сбои. На одном старте делала первый барьер в 21 шаг, на другом - вдруг 22 откуда-то всплывали. Да еще и с другой ноги. Не сказать чтоб я сильно этого боюсь, я могу и на две ноги бежать. Но удобнее все же начинать на левую маховую. Так что на финал я загадала так: если первый барьер получится, то все будет хорошо. И все было хорошо.

- Что внукам будете рассказывать о таком забеге?

- Слушайте, дайте сначала до внуков дожить. Я потом придумаю, что им рассказать.

- Честно сказать, лично я мало сомневался, что вы пробежите из 53.

- Почему это?

- А вы себя так по ногам хлестали перед забегом - страшно смотреть было. Зачем вообще спортсмены себя лупят по ногам перед забегом?

- За всех говорить не стану. У меня таким образом выброс адреналина идет. Сколько себя помню, все время на старт выхожу, будто озверина наелась. Колотить себя по ногам стало уже каким-то ритуалом. Можно сказать, что я таким образом успокаиваюсь.

- Между прочим, на таком кураже вы вчера могли и мировой рекорд установить.

- Мировой - это чересчур. Просто подумала, что он вот уже - совсем рядом. Шесть "десяток" это еще немало, но он уже рядом. Это не секунда и тем более не почти две, как было у меня еще в пятницу утром.

- У вас всегда было реноме командного бойца. Эстафетных наград самого разного уровня не счесть. Но ведь в личном зачете это ваша первая крупная победа, не так ли?

- Нет, я побеждала еще на зимнем чемпионате Европы в 2002-м. Плюс бронза на 400 м в Афинах-2004. Получается, это всего третья медаль в личном беге.

- Многие не умеют справляться с волнением на крупных международных стартах. Но такое ощущение, что чем больше на вас давление: "Давай-давай, надо победить", - тем для вас лучше.

- Да мне любое давление по колено. Просто потому, что я по натуре человек очень самокритичный. И мало обращаю внимания на то, что говорят руководители нашей сборной и другие люди. Мой главный долг - перед самой собой. И своими близкими, особенно перед бабулей, которая мой самый преданный болельщик.

- Это у нее вы храните все свои медали?

- Ага. Вот еще одна привалила.

- Маша Абакумова рассказывала, что ее бабушка произносит заклинания в день, когда внучка выступает. А ваша?

- Смешно. Нет, моя не колдует.

- Говорят, что труднее 400 метров в легкой атлетике ничего не существует. Вы согласны?

- Так и есть, я думаю, 400 - это никакая не "выносливость", а чистый спринт. Бежишь от начала до конца, без всяких поблажек, без попыток где-то немного отдохнуть, сбросив скорость.

- Где вам комфортнее выступать - в гладких 400 м или барьерных?

- Однозначно, в барьерных. Сложно доступно объяснить, почему. Наверное, потому что не надо тупо "мочить" весь круг от начала до конца. Есть еще какие-то препятствия по дистанции, которые нужно преодолеть.

- Вы побеждали в барьерном беге на Всемирных юношеских Играх в Москве еще в 1998-м. Почему после этого ушли в гладкий бег?

- Мой тогдашний тренер - Юрий Анисимов - настоял. Он меня потом и подготовил к той победе на чемпионате Европы в 2002-м. Затем я начала работать с Екатериной Куликовой, но все равно продолжала бегать гладкие. Хотя полностью барьеры никогда не исключала из тренировочного процесса. Ведь по большому счету 400 м гладкие и барьерные - это одна и та же работа. И многие, большинство их тех, кто бегают гладкие, все равно так или иначе используют барьеры для общего развития. Это ведь не просто препятствия. Они хорошо поднимают физическое состояние, прокачивают мелкие мышцы.

- Сколько вы в жизни преодолели барьеров, хотя бы приблизительно? Миллион?

- Ну, не меньше. Никогда, естественно, не считала, но давайте прикинем. Одна тренировка - минимум 300 барьеров. А максимум было и 800, само собой, через разные упражнения. И сколько этих тренировок было...

* * *

- Отмечали в пятницу вечером как-нибудь победу?

- Да какой там. Приехали с допинг-контроля уже в ночи. Только что покупаться со Светкой Феофановой успели сбегать, часов в 12.

- Ну, значит, все-таки обмыли с Феофановой свое золото.

- Полчаса обмывали, барахтались там впятером. Еще Таня Андрианова была, Наташа Евдокимова и Женя Бондаренко (муж и тренер Феофановой. - прим. С.Б.).

- Иностранные бегуны, говорят, алкоголь употребляют по ходу соревнований. В свое время на этом подловили вашу бывшую соперницу Ану Гевару из Мексики.

- Не вижу ничего страшного. Хорошо помню шум, который тогда подняли в Афинах. Подумаешь, увидели Гевару в баре с бокалом пива. Она взрослый человек, профессионал, знает, что ей можно и нужно.

- Гевара вообще была большим оригиналом. Тогда, в Афинах, мексиканка выиграла серебро, а вы бронзу. Круг почета, помнится, она бежала в сомбреро. Вам не приходила в голову тоже какая-нибудь оригинальная идея?

- В кокошнике бежать? Нет, спасибо.

* * *

- Это правда, что в какой-то момент хотели уйти в бобслей?

- Непра-авда. Просто были мысли, которые я когда-то озвучила публично, как большая любительница всего экстремального. Но эти мысли окончательно улетучились после того, как разбилась эта девочка-бобслеистка, Ира Скворцова. Я читала недавно интервью Иры, где она говорила, что мечтает как можно скорее поправиться и снова сесть в боб. Но для меня эта тема закрыта навсегда.

- Какие-то конкретные разговоры по поводу перехода в бобслей были?

- Да не было ничего. Просто я стала внимательно следить за бобслеем после того, как туда ушло сразу несколько бывших легкоатлетов - Оля Федорова, Женя Печенкин, Кирилл Сосунов. Ой, как сразу интересно стало! Стала смотреть каждую трансляцию, за ребят болеть.

- Федорова и Печенкин принимали участие как в летних, так и в зимних Олимпийских играх. Таких спортсменов не так много.

- Даже этим меня не заманишь.

- Ну ладно. Давайте о "деле Кокс".

- О чем?

- О деле американки Кортни Кокс, из-за которого вы могли получить золото афинских Игр в эстафете 4х400 м.

- А-а. Я не следила за ним. Мне не нужна эта медаль.

- Почему?!

- Потому что у меня есть своя награда с той эстафеты. Серебряная. Завоеванная в борьбе. А то золото принадлежит другим, и мне оно, повторяю, не нужно. Во всяком случае, таким образом. Мне даже неинтересно, чем все в итоге закончится.

- Правда, что ваш кумир - Майкл Джонсон?

- Да-а. Обожаю его. Его бег и его рекорды - это было что-то удивительное. Майкл уникальный человек. Ребята, которые бегают 400 м сейчас, делают это хорошо, но нет такого кайфа, какой все получали от Джонсона. На него хотелось смотреть, а потом еще сто раз пересматривать его бег в записи.

Конечно, он бежал "неправильно". Все делал наоборот с точки зрения современной техники. Но он бежал, а не мучился. И выяснилось, что делал он это самым экономным способом. Передним шагом захватывал землю, не уводя ногу назад. Такая манера бега - от природы, и я уверена, что если бы его стали переучивать, он бы превратился в заурядного бегуна.

- Усэйн Болт побил рекорд Джонсона на 200-метровке. И уже присматривается к его рекорду на 400 м. Удастся ему это сделать, как вы думаете?

- Понятия не имею. Знаете, я как-то совсем не думаю о том, сможет ли Болт побить рекорд Джонсона. Или он не сможет его побить. Или придет кто-то другой и сможет побить его рекорд. Лично мне до этого нет никакого дела.