ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
СОБЫТИЕ МЕСЯЦА
Сборная России выиграла в командном зачете чемпионат Европы, который состоялся в Барселоне .
ШАГ НАЗАД ПОД БУРНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ
На днях российских призеров испанского первенства в Кремле чествовал президент страны. Такого приема от первого лица страны спортсмены, не только легкоатлеты, удостаиваются далеко не после каждого успешного соревнования. В телевизионных новостях выступление сборной России в Барселоне, где та завоевала 10 золотых медалей, называли не иначе как "блестящим" или "фантастическим".
А тем временем реальность такова, что сборная России в Барселоне выступила хуже, чем в шведском Гетеборге четыре года назад. Вернее так - завоевала меньше медалей. В Швеции в 2006-м их было 32. 12 золотых, 12 серебряных и 10 бронзовых. В Испании в 2010-м - 24. 10 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых. Вывод: Россия сделала шаг назад под бурные аплодисменты.
На любом крупном спортивном форуме помимо всех прочих необходимых слагаемых успеха всегда находится место фарту. Натуральному везению, без которого в спорте никуда. Так вот, недобор двух золотых и бронзовых наград легкоатлетов еще можно отнести к разряду "туда-сюда". Дескать, сейчас не повезло - повезет в другой раз. Но вот разрыв в шесть серебряных медалей - это уже не "туда-сюда". Это явно "отсюда".
Глава легкоатлетической федерации Валентин Балахничев после Барселоны сказал, что результаты этого турнира нельзя сравнивать с Гетеборгом-2006. По мнению Балахничева, сравнения некорректны, так как между Евро-2006 и Олимпиадой-2008 произошла череда громких допинговых скандалов - "дело семи", массовые разоблачения у ходоков, отстранение Татьяны Лысенко и некоторые другие, - которые больно ударили по потенциалу сборной. С этим можно спорить.
Скажем, та же Лысенко снова в строю. В этом сезоне Татьяна не пропустила, кажется, ни одного мало-мальски значимого турнира молотобойцев, а значит, бессмысленно говорить о недостатке соревновательной практики. В принципе можно сказать, что Лысенко, исходя из результатов, вернулась на прежний уровень. Просто другие не стоят на месте.
Дисквалификация группы ходоков также роли по большому счету не сыграла. Саранский специалист Виктор Чегин продолжает штамповать победы со своими спортсменами, в том числе на юниорском уровне, что ничего хорошего соперникам в будущем не обещает.
Остается "дело семи". Из вовлеченных в него спортсменок в Гетерборге победы одержали бегунья на 1500 м Татьяна Томашова и дискоболка Дарья Пищальникова. Серебро завоевали Юлия Фоменко (1500 м) и Гульфия Ханафеева (молот, вслед за Лысенко). Все они - безусловные потери для команды, хотя нельзя сказать, что на той же "полуторке" в России не нашлось кем их заменить. Анна Альминова приехала в Барселону в ранге безусловного лидера сезона, показав буквально накануне Евро в Париже 3.57,65. И это, кстати, после трехмесячного простоя из-за дисквалификации. Пробеги Альминова так и в Испании - вместо шестого места без всяких вопросов получила бы первое. Вывод: каких-то глобальных, невосполнимых потерь (помимо имиджевых, разумеется) между 2006 и 2010 годами отечественная легкая атлетика в результате допинговых скандалов не понесла.
Правда, на Евро-2010 по тем или иными причинам не приехали большинство чемпионов Пекина-2008. Но Елену Исинбаеву успешно заменила Светлана Феофанова, Гульнару Галкину - Юлия Заруднева, Валерия Борчина - Станислав Емельянов, Андрея Сильнова - Александр Шустов. Проиграли золотую пекинскую эстафету 4х100 м у женщин? Что ж, во-первых, та победа была, скажем так, неожиданной. А во-вторых, отдав женские 4х100 м, мы взамен получили мужские 4х400 м. Бог дал, Бог взял, как говорится. Не выступали Татьяна Лебедева и Юрий Борзаковский? Оба травмированы и в нынешнем своем состоянии едва ли бы вступили в борьбу за золото. Так что из "своих" видов россияне отдали разве что женскую длину. Вывод: традиционно успешные для себя виды россияне контролируют. Тревожит, правда, отсутствие запаса в некоторых таких видах. Например, в женском шесте, где за спинами Исинбаевой и Феофановой пока не видно будущих чемпионов.
Но подсчет медалей сборной России совершенно точно не единственная база для анализа итогов Евро-2010. Абсолютно всем бросился в глаза сумасшедший прогресс сборных Франции и Великобритании. С оговорками - еще и Германии. На то у всех свои причины, но навскидку можно сказать, что у немецкой сборной, похоже, закончился всегда болезненный процесс смены поколений. Прогресс британцев легко объясним и логичен, они готовятся к домашним Играм. А вот как французы превратили 8 своих наград в Гетеборге в 18 в Барселоне, интересно знать?
Очевидно, что у французской сборной подросло поколение талантливых спортсменов вроде прыгуна с шестом Рено Лавильни и спринтера Кристофа Лемэтра, поучаствовавшего в добыче трех из восьми золотых наград. Серьезный "навар" французы имеют и от натурализации атлетов из бывших своих африканских колоний. Но наверняка ведь есть и другие факторы.
Прогресс Франции, Великобритании и Германии - это одна сторона медали. Другая сторона - серьезное сужение медальной "географии", концентрация наград в руках представителей "больших" сборных. Если в Гетеборге награды завоевывали представители 31 страны, то в Барселоне таких счастливчиков оказалось 25. Франция, Великобритания и Германия подсуетились и бережно собрали те медали, что четыре года назад достались "малым" странам. Возможно, где-то и случайно.
Правда, говоря о тех же французах, нельзя не вспомнить о реальном месте такого соревнования, как чемпионат Европы, в контексте мировой легкой атлетики. Все десять российских золотых наград без исключения имеют вес. Иными словами, если бы завтра проводились чемпионат мира или Олимпийские игры, пожалуй, не вся наша европейская золотая десятка могла бы претендовать с нынешними результатами на победу, но абсолютно все рассчитывали бы минимум на место в тройке.
У Германии в этом смысле ситуация не столь радужная, а у Франции и Великобритании не радужная вовсе. "Хет-трик" Лемэтра при всей его эффектности не означает на фоне мировой спринтерской элиты ровным счетом ничего. То же самое можно сказать и о победном дубле на "пятерке" и "десятке" британца Мохаммеда Фараха (он, к слову, родом из Сомали) на фоне африканского всесилия на этих дистанциях, и еще о ряде золотых наград спортсменов этих двух стран. Вывод: если на европейском уровне Франция, Великобритания и Германия уже могут оказать России серьезную конкуренцию, то на мировом эти же страны все равно не могут пока тягаться с той же Россией, США и Кенией.
Означает ли это, что нам не о чем беспокоиться? Ответ очевиден.
Главный тренер сборной России Валентин Маслаков во время пресс-брифинга в последний день Евро-2010 долго и эмоционально говорил о том, что легкая атлетика в стране совершенно не развивается с точки зрения инфраструктуры. И пример привел - в огромном государстве, где полгода зима, есть только два манежа, в которых можно нормально тренироваться и проводить соревнования, - в Москве и Волгограде. Вдумайтесь в эти жуткие слова.
В российском спорте сейчас столько проблем, что на жалобы руководителей федераций по успешным видам принято внимания не обращать. Дескать, куда вы лезете со своими запросами, не видите, что кругом делается? Это заметно не только по легкой атлетике - по теннису, например. Шамиль Тарпищев уже устал говорить на каждом углу о том, что отечественная теннисная сказка через пару лет закончится, если сегодня не предпринять срочных превентивных мер.
У легкоатлетов, насколько мне известно, не существует никаких серьезных проблем с государственным финансированием. Вот сборная и тренируется на сборах за государственный счет - то в Португалии, то в Киргизии, то еще где-нибудь. Давать деньги на подготовку к соревнованиям, не вкладывая ничего в развитие вида спорта, - путь обоснованный и по-своему логичный. Но не перспективный.
Отстаивать нынешние рубежи он нашей легкой атлетике позволяет. Расширять эти рубежи, прогрессировать и больше побеждать - нет. Итоги Евро-2010 - наглядное тому подтверждение.