ХОККЕЙ
Вчера НХЛ в очередной раз не утвердила многолетний контракт Ильи Ковальчука с "Нью-Джерси", отложив принятие окончательного решения до пятницы. Не исключено, что лига использует сложившуюся ситуацию для шантажа профсоюза игроков.
ДЕЛО КОВАЛЬЧУКА БЕССМЕРТНО?
"Ради милого дружка десять верст - не околица" - гласит русская народная мудрость. "Бешеной собаке сто километров - не крюк" - отвечает ей более современный (и как следствие - циничный) "апдейт". Каким далеким кажется тот июльский день, в который Илья Ковальчук подписал свой контракт с "Нью-джерсийскими дьяволами"! Контракт, который тут же был забракован лигой как нарушающий условия коллективного соглашения. И нет конца и края делу российского форварда, как нет предела совершенству.
Отгремела пресс-конференция, отстучал свое условный молоточек арбитражного суда, осень уж на дворе - а судьба Ковальчука все еще в тумане. И всякий раз, когда подходит срок ему рассеяться, что-то щелкает, рычит, лопается, и восход солнышка вновь откладывается. На этот раз - до пятницы то есть, ночи с сегодня на завтра по Москве. Именно к этому сроку НХЛ должна наконец объявить, принимает ли она новый контракт Ковальчука или опять отвергает. Поначалу это решение планировалось принять в среду, но лига и профсоюз договорились подождать еще двое суток. В чем же дело-то? Чего ждем?
Для начала придется еще раз напомнить о том, из-за чего весь сыр-бор. НХЛ отказалась признать контракт Ковальчука, потому что по его условиям хоккеист должен был выступать до 44-летнего возраста, причем в середине своей карьеры он получал бы более 11 миллионов в год, а в последние годы - всего по полмиллиона. Всем было предельно ясно, что ничего подобного Илья делать не станет, а несуразная длина контракта объясняется исключительно желанием "Дьяволов" красиво обойти правило потолка зарплат. (Под потолком считается не зарплата на текущий сезон, а средняя зарплата на протяжение всего срока контракта, и таким образом 17-летний договор Ковальчука усреднял его "стоимость" до шести миллионов в год.)
Арбитражный суд признал, что НХЛ была абсолютно права, и "Нью-Джерси" вызвался переработать контракт. Новый его вариант рассчитан уже на 15 лет (то есть до 42-летнего возраста Ковальчука), при этом зарплата игрока к закату его карьеры сначала падает до одного миллиона, а под конец - поднимается до четырех. Что вроде бы дает Илье стимул играть если не до 42 лет, то хотя бы до сорока. На самом же деле поверить в искренность этих намерений тоже непросто. Скорее контракт выстроен так, чтобы лет этак через 10-11 "Нью-Джерси" смог выкупить у Ильи оставшиеся годы за 67% общей стоимости и Ковальчук со спокойной душой отправился бы популяризировать хоккей на родине - а-ля Федоров. Или отдыхать во Флориду. По желанию.
Так зачем же НХЛ понадобилось два лишних дня? Неужто лиге и так все не ясно? Контракт надо либо признавать (для чего не видно объективных причин), либо отвергать (причины на поверхности). Комиссар Гэри Бэттмен, поди, не глупее нас с вами и все прекрасно понимает. А дело, оказывается, совсем не в том, что ему нужно время на раздумье. Бэттмен пытается решить при помощи контракта Ковальчука чуть более глобальную задачу.
Вчера корреспондент New York Post Лэрри Брукс, сославшись на надежные источники, объявил, что НХЛ, по существу, поставила ультиматум профсоюзу игроков. Ультиматум гласит: "Либо вы соглашаетесь внести изменения в коллективный договор, либо мы отвергаем контракт Ковальчука. А заодно с ним - контракт вратаря "Ванкувера" Роберто Луонго, схожий по структуре. А потом, до кучи, начинаем расследование по делу о контракте Мариана Хоссы". И вот на обдумывание этого ультиматума Бэттмен как раз и дал профсоюзу 48 часов - до пятницы.
Изменения, которых требует НХЛ, по словам Брукса, такие. Во-первых, лига предлагает считать под потолком среднюю зарплату игрока вплоть до 40-летнего возраста - и не далее. Во-вторых, для всех контрактов, превышающих пятилетний срок, сумма под потолком будет высчитываться по специальной формуле, которая дает больший вес пяти сезонам с самой высокой оплатой. Это, по мнению НХЛ, должно нейтрализовать уловки клубов, пытающихся обойти потолок зарплат при помощи сверхдлинных контрактов с огромными суммами "вперед" и символическими - в конце срока.
В целом оба пункта - довольно хитроумные и даже вполне справедливые (особенно первый, так как он затронет мизерное количество игроков, к тому же не представляющих для клубов особой ценности). Если профсоюз сегодня решит принять эти условия, то контракты Ковальчука и Луонго останутся в силе. Если нет - дамоклов меч Бэттмена упадет со страшным грохотом.
Изменение действующего коллективного договора - штука серьезная. Тут необходимо голосование правления профсоюза, состоящего из 30 членов - по одному игроку из каждого клуба. Если парни проголосуют против, Илья Ковальчук останется свободным агентом (а Луонго им в одночасье станет, но это уже канадская песня), и все завертится снова. Или же Илья попросту плюнет на все эти заморочки и нырнет на годик в КХЛ, что тоже весьма возможно.
Тут, как мне кажется, решающим фактором будет то, в какую НХЛ Ковальчук через этот годик вынырнет. Ведь если Бэттмен свою битву в конце концов выиграет (а все козыри после решения арбитра - у него), то еще неясно, кто вообще захочет подписывать русского снайпера на полтора десятка лет. Видимо, только СКА и захочет.
Вероятность того, что профсоюз, только-только начавший укрепляться в преддверии новых переговоров (приглашение в председательское кресло бывалого адвоката-головореза Дональда Фера - явное тому подтверждение), так запросто прогнется перед первым же демаршем Бэттмена, я сейчас оцениваю как не самую большую. Чуть меньше 50 процентов, скажем так. Рано или поздно прогнуться придется, но для начала все-таки полагается встать в позу кибадачи и крикнуть пару раз "ки-я!". Для порядка.
И тогда уже все будет зависеть от Ковальчука и того, как велико его желание играть за "Дьяволов". Если не зашкаливает, то готовь, СКА, свежую пару погонов.
Слава МАЛАМУД
Вашингтон