Газета Спорт-Экспресс № 218 (5391) от 27 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 сентября 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

Мы приняли решение: с сегодняшнего дня и вплоть до момента декабрьских выборов страны - хозяйки мирового первенства в "СЭ" будут появляться материалы под рубрикой "Клуб-2018". В этот виртуальный клуб мы приглашаем известных, влиятельных и авторитетных людей - как из мира футбола, так и политиков, экономистов, людей культуры и искусства. Всех, кто готов честно и открыто обсуждать способность России получить ЧМ-2018 и проблемы, которые нам надо преодолеть и для победы в Цюрихе, и для достойного проведения самого турнира.

А если Россия победит, то рубрика эта останется жить и впредь. На ближайшие восемь лет.

"СЭ" ОТКРЫВАЕТ "КЛУБ-2018"

Игорь РАБИНЕР

Дело было в середине нынешнего июня в Кейптауне, в разгар чемпионата мира по футболу. И вот однажды поймал я такси, где за рулем был индус в чалме. Маршрут составлял минут десять, не более, но то, что этот человек мне сказал, запало в душу.

"Вы себе не представляете, что чемпионат мира сделал для Южной Африки! - воскликнул таксист, узнав, кто я такой. - Эта страна никогда не была единой. Разные расы, последствия апартеида, преступность - никто не понимал, не слышал и не хотел слышать друг друга. Если бы меня попросили сформулировать одним словом суть атмосферы в ЮАР, я бы ответил: "неуважение". А сейчас все по-иному: мы оказались объединены одной идеей. В нас заговорила национальная гордость, о которой мы за миллионами более мелких, личных проблем никогда не думали. Мы захотели, чтобы не только наша собственная жизнь, но и вся наша страна стала лучше. Не знаю, останется ли все это после чемпионата мира, но сейчас я просто не узнаю Южную Африку. И надеюсь, что такой дух, как теперь, здесь останется навсегда".

Теперь, когда меня спрашивают, зачем России чемпионат мира 2018 года, сразу вспоминаю этот страстный монолог. Потому что верю: ЧМ может изменить нашу страну и нас самих. А весь мир посмотрит на Россию и россиян иными глазами.

Пока, что там скрывать, в представлении большинства иностранцев мы все еще не являемся частью сообщества под названием "цивилизованный мир". Нет, разумеется, относятся к нам уже не как к Советскому Союзу, мы уже не "Верхняя Вольта с ядерной бомбой", а россияне, попадая за границу, не ходят в сопровождении офицера КГБ в штатском. Но нас все равно еще толком не знают, и прав знаменитый футбольный обозреватель, бывший главный редактор журнала World Soccer Кир Рэднедж, сказавший мне на днях, что России надо учиться быть более открытой и презентовать себя внешнему миру. Никто другой за нас этого не сделает.

Англичанин Рэднедж побывал в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи в составе группы из двух десятков журналистов со всего мира. Это уже не первая такая поездка за последнее время, и все они связаны с нашей заявкой на проведение мирового первенства. И здорово! Люди, так или иначе создающие в своих странах общественное мнение, получили возможность не только многое увидеть собственными глазами, но и пообщаться с крупными чиновниками и бизнесменами, репортерами и болельщиками.

А мы - увидеть, насколько адекватно и раскованно наши функционеры способны реагировать на неожиданные вопросы свободных людей. Когда на днях во время круглого стола в редакции "СЭ" министру спорта Виталию Мутко темнокожий репортер задал вопрос о расизме на российских стадионах, в конференц-зале наступила такая тишина, что можно было услышать жужжание мухи - настолько многое зависело как от содержательности, так и от корректности ответа. Мутко выдержал экзамен, полагаю, достойно. Да и вообще мировая пресса расходилась не разочарованной.

На этой встрече министр спорта точно подметил и то, насколько сильно изменилось отношение к Германии после ЧМ-2006. Деликатно не произнося вслух слова "война", Мутко дал понять, какие стереотипы о немцах властвовали над умами многих людей даже спустя полвека после мая 45-го. Германия могла из года в год делать все, чтобы избавляться от страшного наследия, - но только в июне 2006-го вся планета осознала результаты этого колоссального труда. На мировом футбольном первенстве она предстала как страна-улыбка, страна-гостеприимство. Никогда не забуду, как в поезде по дороге в аэропорт Франкфурта немолодая женщина, узнав, что я из России, начала... извиняться за преступления нацизма. Но ведь многие и не узнали бы, какой урок простые немцы извлекли из той трагедии, не будь в Германии чемпионата мира по футболу!

* * *

Впрочем, достойно показать себя миру, стать его неотъемлемой частью - только одна сторона медали. И в этом смысле как раз хорошо, что одно из требований, предъявляемых к стране - организатору чемпионата, - проведение матчей во многих городах. Потому что по умению строить "потемкинские деревни" нам исторически мало равных. Если бы все ограничилось Москвой и Санкт-Петербургом, их отрыв - и экономический, и социальный, и культурный - от других городов стал бы еще чудовищнее. Здесь же волей-неволей придется, наоборот, подтягивать другие города до необходимого уровня. А это значит - и деньги в них инвестировать достойные.

Чемпионат мира - он ведь не только экспортным целям служит. Да, "уважать себя заставить" - безусловно, важно. Но сделать так, чтобы внутри России мы прилетали в первоклассные аэропорты, ездили по ухоженным дорогам, сталкивались с вышколенным сервисом, ходили на роскошные стадионы, - куда важнее.

Окончание - стр. 2