Газета Спорт-Экспресс № 230 (5403) от 11 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 октября 2010 | Волейбол - Кубок мира

ВОЛЕЙБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Мужчины

Вчера поздно вечером финальным матчем Бразилия - Куба завершился ЧМ-2010, на котором сборная России финишировала пятой. Ее выступление прокомментировал президент Всероссийской федерации волейбола, член административного совета ФИВБ.

Станислав ШЕВЧЕНКО: "ДЕЛО НЕ СТОЛЬКО В ТРЕНЕРАХ,
СКОЛЬКО В ИГРОКАХ"

Лев РОССОШИК

из Рима

Во вторник, после решающего поражения сборной России от сербов Шевченко зашел в раздевалку и предупредил: хотя команда не выполнила поставленную задачу и лишилась права бороться за медали, чемпионат не окончен и ни о каком расслаблении речи быть не может. И поставил новую цель - 5-е место.

Ее россияне достигли в субботу, уверенно обыграв сборную США. Но удовлетворения от турнира не было. В очередной раз команда возвращается домой без медалей, которые мы последний раз (серебряные) брали на ЧМ в 2002 году в Аргентине.

- История повторяется: наша команда, которую все считали едва ли не главным фаворитом, не дошла до пьедестала. Можете назвать причины неудачи, которая, похоже, становится системной?

- Не хотелось бы обвинять в случившемся кого-то одного или нескольких людей. Это неправильно. Надо копнуть поглубже, заглянуть в корень. Олимпийское золото наши волейболисты последний раз выигрывали 30 лет назад в Москве. Чемпионами мира становились почти тогда же - в 1982-м. Причем все эти годы на все турниры команда ехала в ранге одного из главных претендентов на награды. Согласитесь, просто так к фаворитам не причисляют. Все видят, что в нашей сборной есть сильные игроки. Но в большинстве своем они - одной направленности. Их отличает чисто силовая манера. Спортивную подготовку можно разделить на три составляющие - физическую, техническую и психологическую. Это прописная истина. Так вот, отечественный волейбол во все времена считался силовым. И сейчас считается.

Две остальные части - техническая и психологическая - тесно связаны между собой. Если у игрока отменная техника и он может изо дня в день безошибочно выполнять тот или иной элемент, это придает ему уверенность. К сожалению, никто из волейболистов нашей сборной подобным похвастаться не может. И, как правило, это сказывается в решающих, стыковых матчах. Сегодня все знают, как играть против России. Надо допускать как можно меньше ошибок - и россияне начнут ошибаться сами. К сожалению, обычно это происходит в ключевые моменты.

- Можете привести примеры?

- Прошлогодний чемпионат Европы, полуфинал с французами, пятая партия, 13:9. На подачу выходит Киффер, который исполняет "планер". До этого процент приема такой подачи у нас был очень высокий, в районе 90. А тут мы четырежды подряд не можем обработать несложный мяч. О чем это говорит? В стрессовой обстановке команда не выдерживает давления. И если соперник не ошибается сам, мы ничего поделать не можем. Второй пример - финальный матч последней Мировой лиги. 20:16 в четвертой партии, наш "съем". Мурилу с места подает "планер", который по идее должен приниматься 10 раз из 10. Мы его кое-как доводим до связки, пас - нас "чехлят". Потом еще очко теряем. Тренер делает двойную замену и дает четкое указание Гранкину: при любом приеме отдать мяч Михайлову. Потому что Мусэрского постоянно кроют. И кому, вы думаете, пасует Гранкин? Мусэрскому!

Итак, одна причина наших неудач - слабая техническая подготовка, которая сказывается под давлением. Ну а вторая, о которой мы не раз говорили, - отсутствие лидера.

- Так, может, его нужно воспитывать? Скажем, пригласить в команду психолога…

- В этом году мы нашли такого специалиста. Частично он уже приступил к работе - наблюдал за тренировочным процессом, за тренерской полемикой. Но здесь многое зависит от главного тренера. Если он считает, что справится сам, никакой психолог не поможет. Тем не менее такой специалист у нас теперь есть. И, скорее всего, мы будем привлекать его к работе.

- Сегодня многие сходятся во мнении, что эксперимент с иностранными тренерами в сборной России не удался, - результатов нет. Намерена ли ВФВ остановиться или продолжит приглашать варягов?

- А разве мы ничего не выигрывали только с иностранцами? Большую часть 30 беспобедных лет со сборной работали как раз отечественные специалисты. Идея с приглашением зарубежного тренера состояла в том, чтобы он работал бок о бок с россиянами. Мы считали, что этот симбиоз должен сработать. Что тренер-легионер внесет в подготовку наших игроков те элементы, где мы отстаем - в технике, в тактике. Поэтому я остаюсь сторонником того, чтобы с нашими командами наряду с российскими тренерами работали и иностранные. У них ведь действительно есть чему поучиться.

- В интервью "СЭ" аргентинский "итальянец" Веласко говорил, что они в свое время учились у наших тренеров. Теперь, выходит, уже наши должны "сесть за парты".

- Они действительно учились у советских специалистов. На рубеже 70 - 80-х, когда мы все выигрывали. Я же не говорю, что нужно напрочь отметать все, что наработали наши предшественники в российском волейболе. Там можно почерпнуть много хорошего. У тренера сборной по физподготовке Гуаццалоки до сих пор настольной книгой является труд по физиологии одного из советских профессоров-медиков, вышедший еще в 60-е. Сомневаюсь, что кому-то из россиян, работающих в волейболе, знакома эта книга. И не вижу ничего зазорного, чтобы наши тренеры учились у тех же итальянцев. Мы уже давно не самые сильные. И не надо стыдиться перенимать опыт тех, кто выше нас.

- Будет ли продлен контракт с Баньоли, который был подписан по схеме "2+2"?

- Решение за президиумом федерации. Но результаты выступления сборной не могут быть признаны удовлетворительными.

- Видите ли вы в нашем волейболе смельчака, который не просто согласился бы встать во главе команды, но и гарантировал бы ей минимум призовое место на Играх в Лондоне в 2012 году?

- Могу только предположить, кто из работающих в России тренеров захочет прийти в сборную. Это Алекно, Шипулин, Шляпников и Борщ. При определенных условиях каждый из них способен привести команду к большой победе.

- Пожалуйста, дайте оценку выступлению игроков сборной. По позициям.

- По отдаче в тренировочном процессе в этом году нет претензий ни к одному игроку. Другое дело, что отдельные волейболисты, выходя на площадку и получая тренерскую установку, считают возможным ее не выполнять, а поступать по-своему. И из-за этого едва ли не полугодовая работа всей команды идет насмарку. Собственно, я уже приводил такой пример... Начну с принимающих. Наши доигровщики в целом сезон выдержали. В том же злополучном матче с сербами показатель на приеме у нас выше. То есть в этом компоненте отставание от ведущих сборных мы сократили. А вот в атаке с теми же сербами "края" сплоховали, особенно Бережко.

К центральным по атаке особых претензий нет. Над индивидуальным блокированием им еще работать и работать, но на "четверку" они отыграли. С учетом того, что диагональный несет основную нагрузку, то и на этой позиции наши выглядели более или менее нормально. Теперь о либеро. Комаров очень неплохо отыграл всю Мировую лигу. Пусть не блестяще, но уровень свой держал. Тем не менее тренер решил поставить Вербова, который готовился с командой только с августа. И соперники в ключевые моменты стали подавать исключительно в него.

- Остались пасующие…

- Если мы заглянем в волейбольную историю, то увидим, что у всех команд, выигрывавших олимпийское золото за последние 20 лет, были связующие экстра-класса. 1992 год - бразилец Маурисиу, 1996-й - голландец Бланже, 2000-й - югослав Грбич, 2004-й - бразилец Рикарду, 2008-й - американец Болл. В нашем волейболе влияние пасующего на игру недооценивалось. Да, мы вправе гордиться тем, что у нас всегда были хорошие нападающие. Когда лучшие волейболисты страны поехали в Италию, они переписали все рекорды тамошнего чемпионата. По числу набранных очков за матч, за сезон, по скорости подачи, по блокам - наши лидировали везде. Почему? Они выполняли то, что лучше всего умели. Испокон веков повелось, что равных россиянам "на сетке" и на подаче нет. Но - обязательно при классном связующем, при четкой тактике и полной отдаче в тренировочной работе. Только в этом случае наш игрок мог раскрыться полностью. А как только наши звезды, покорившие Италию, собирались в одну команду, бывало, что и на чемпионате Европы занимали места ниже четвертого.

Поэтому наша сегодняшняя задача - уделять больше внимания командной игре и личностям, способным решить исход конкретного эпизода, сета, матча. Плюс наладить четкую связь между пасующим и нападающим - здесь у нас огромный потенциал. Гранкин может играть на высоком уровне. Но только тогда, когда четко выполняет установку. И еще хочу отметить: мы всегда проигрываем одно-два очка. Точного рецепта, как их выиграть, нет ни у кого. Тут сами игроки должны сказать свое слово. Нужны эмоции, импровизация, может быть хитрость или даже наглость - почему нет?

- Это похоже на методическую разработку для нового тренера?

- Вы знаете, чего я боюсь? Что придет новый тренер, построит работу по-своему, а когда дело дойдет до решающего сет-бола, у нас опять не найдется игрока, способного принять мяч. Или пас будет отдан не тому, кому сказал пасовать тренер.

- Вы обратили внимание, что всю первую четверку этого чемпионата мира составили команды, которые возглавляют свои, доморощенные тренеры?

- А чемпионат Европы в прошлом году кто выиграл? Поляки с иностранцем. И болгары с итальянцем взяли бронзу… Думаю, нам для начала надо хоть что-то выиграть. Хоть одно значимое соревнование. И тогда многое изменится. Наши девочки - действующие чемпионки мира. А кто привел их к этой победе? Итальянец Капрара.

- И где теперь этот Капрара? Я ничего не имею против иностранных тренеров, когда они дают результат. Возьмите Блатта в баскетболе или Хиддинка в футболе…

- По большому счету дело не в тренерах, а в игроках. Каким бы гениальным ни был тренер, если игрок не принимает решающий "планер", тут никто не поможет… Еще должен сказать о микроклимате в коллективе. Впервые за многие годы с ним не было проблем. Никакого непонимания или нестыковок. Это огромная заслуга тех, кто работал в команде, всего персонала.