Газета Спорт-Экспресс № 231 (5404) от 12 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 октября 2010 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2012. Отборочный турнир. Группа В

Сегодня МАКЕДОНИЯ - РОССИЯ

Обозреватель "СЭ" размышляет над тем, с каким настроем может сборная России выйти сегодня на поле стадиона "Филипп II".

ДОЛОЙ КОРОНЫ!

Игорь РАБИНЕР

- Вам не хотелось бы через три дня сыграть против Англии?

- Вы просто читаете мои мысли! Это было первое, о чем я подумал после финального свистка.

Такой диалог почти четыре года назад, в ноябре 2006-го, состоялся у нас с Гусом Хиддинком. Дело было, между прочим, в Скопье, спустя минуты после финального свистка во встрече, уверенно выигранной сборной России у македонцев со счетом 2:0. В тот вечер голландец совершил маленькую революцию в умах футболистов и болельщиков, выпустив в стартовом составе семь (!) игроков атакующего плана. И мы, из-за многих лет неудач пропитавшиеся трусливой психологией "как бы чего не вышло", вдруг поняли: риск действительно благородное дело. И Россия может себе его позволить.

После двух домашних ничьих с Хорватией и Израилем на старте отборочного цикла Euro-2008 матч в Македонии превратился тогда в судьбоносный. Не выиграй мы его, бронзы чемпионата Европы не было бы. Эмоциональный накал накануне той встречи был, помню, сумасшедшим: недаром парой дней раньше, во время сбора в Сочи, Хиддинк даже санаторий "Зеленая роща" на пятизвездный отель поменял. Огромную важность имела каждая бытовая деталь. Как и игровая. "Россия должна играть в атакующий футбол!" - провозгласил Гус со страниц "СЭ" в те дни. Именно в Скопье зародилась команда, удивившая весь Старый Свет в Австрии и Швейцарии 2008-го. Позитивные воспоминания, не находите?

Сегодняшняя игра в том же Скопье носит чуть иную окраску. "Матч года" состоялся в пятницу в Ирландии, был выигран, и теперь наша главная задача - не расслабиться. Не выйти на стадион экс-югославской страны с коронами на головах. Впрочем, воспоминания менее чем однолетней давности о другом городе бывшей Югославии, Мариборе, должны навеять футболистам сборной что угодно, кроме беспечности.

Как и два мяча, забитые в последние 18 минут матча в Дублине ирландцами и поставившие результат до того идеально складывавшегося для нас матча под серьезнейшую угрозу. Признаюсь, минут пятнадцать после финального свистка меня колотило. А то, что мы вообще выиграли, я начал осознавать не ранее чем через час после матча. Можно сколько угодно говорить, что неприятный поворот в игре случился искусственным образом - из-за выдуманного пенальти и гола, забитого с фолом, но если бы в итоге получилось 3:3, никто бы уже не слушал никаких оправданий и не вспоминал о великолепном футболе первых 70 минут. Потому что позволить победе со счетом 3:0 превратиться в ничью классная команда не может ни при каких обстоятельствах.

Но хорошо все, что хорошо кончается. И теперь уже можно, развалившись в кресле, не без удовольствия почитывать комплиментарные отклики ирландских газет, поддержавших предматчевый тезис второго тренера своей сборной, чемпиона мира-1982 в составе "Скуадры адзурры" Марко Тарделли о том, что Россия входит в десятку сильнейших команд мира. Хотя сами мы - давайте признаемся честно! - до Дублина под тезисом этим вряд ли подписались бы.

И потому давайте отдавать себе отчет в реальном положении дел. А именно в том, что игра в Ирландии стала первым отличным выступлением сборной с июня прошлого года, когда в Хельсинки была разгромлена Финляндия. Когда команда показывает лучшую игру один раз за 16 месяцев, уместно ли называть ее коллективом мирового класса? Вот если бы она играла хоть через раз, как первые 70 минут на "Авива Стэдиум"...

Поэтому давайте не надевать сейчас розовые очки, чтобы потом их не разбили, а осколки не попали бы в глаза. Лучше попробуем разобраться, впрямь ли серьезна опасность выйти в Скопье недонастроенными. Мол, Ирландию обыграли, а теперь что же, с Македонией не справимся?

Цитата Хиддинка, с которой начаты эти заметки, говорит о противоположном: он как раз мечтал, чтобы после победы в Скопье был топ-матч, где можно было бы закрепить найденную игру. Гус почувствовал в настроении игроков кураж, который должен перенестись и на следующую встречу. Ни о какой возможности зазнайства он не упоминал.

Если вспомнить историю отборочных матчей сборной России в последние годы, то каких-то серьезных "обломов" во вторых матчах микроцикла после важных побед в первых не происходило. Если, конечно, не считать Словении, но "стыки" - все же отдельная история.

Во многих случаях проверить, куда качнулась стрелка настроя футболистов, не представлялось возможным: победы одерживались в одинарных встречах. Так было в 2000-м, когда при Олеге Романцеве в гостях была обыграна со счетом 1:0 Швейцария; год спустя, когда те же швейцарцы, только теперь дома, были разгромлены - 4:0; в 2002-м после домашних 4:2 у Ирландии при Валерии Газзаеве; при Хиддинке - после уже упомянутого Скопье в 2006-м, 2:1 у Англии в 2007-м, 3:0 у Финляндии летом 2009-го. Еще ряд побед - 4:1 над Швейцарией в 2003-м при Георгии Ярцеве, 3:0 над финнами в конце 2008-го - были вторыми матчами микроциклов, и после них также наступала пауза.

Можно было бы, конечно, "подтянуть" неудачу 2007-го в Израиле, ведь предыдущим матчем как раз была победа над англичанами. Вот только разрыв между этими встречами составил ровно месяц, а не три дня - стало быть, сопоставления некорректны. Да и Ирландия - не Англия, после которой эйфория могла продолжаться и месяц. Просмотрел я и список наших больших неудач - так вот, ни одной из них не предшествовала считаными сутками раньше победа в ответственном матче.

Единственный случай, когда после серьезного триумфа у нас была еще одна игра спустя несколько дней, приключился в 1999-м. 5 июня на "Стад де Франс" сборная Романцева сенсационно обыграла действующих чемпионов мира французов - 3:2. Я был тогда в Париже и помню, что радовался главный тренер весьма сдержанно: надо было сразу переключаться на домашний матч с Исландией.

Та игра в Петровском парке давалась очень сложно, моментов почти не было. Тем не менее Валерию Карпину, как и во Франции, удалось забить победный мяч. И вот тогда у раздевалок мы уже увидели по-настоящему радующегося Романцева. Вообще-то ему никогда не было свойственно открыто проявлять эмоции, а таким счастливым Олега Ивановича, как 9 июня 1999 года, мне, пожалуй, видеть и не доводилось. А все потому, что он прекрасно понимал, как сложно спуститься с небес на землю после такой победы, как над французами. И вмиг не растерять только что найденное.

Тогда Романцев принял команду, после трех поражений в 98-м почти не имевшую шансов наверстать упущенное. В минувшую пятницу Адвокату было, конечно, полегче, но тоже не слишком приятно: начать цикл и вообще работу со сборной с домашнего проигрыша прямому конкуренту не могло ему привидеться и в кошмарном сне. Матч с Ирландией показал, что рычагов управления командой после Словакии голландский тренер не упустил.

Нынешняя Македония - не сахар: то, что словаки дома забили ей единственный мяч в добавленное время, этот факт подтверждает. То, что матч пропустит травмированный лидер соперников Горан Пандев, может, и позволит нам не пропустить (в 2006 году в Скопье он, кстати, тоже не играл), но надо-то побеждать. А значит, играть в свой футбол.

В том, что он у нас остался, мы в Дублине не без облегчения убедились. Теперь желательно получить подтверждение этого уже в двух матчах подряд. Чего сборной России вообще-то не удавалось давненько.