ХОККЕЙ
НХЛ. Регулярный чемпионат
Корреспондент "СЭ" рассуждает о ситуации, в которую попал в "Вашингтоне" голкипер сборной России Семен Варламов.
ВАРЛАМОВ В ТЕНИ ПАРНЯ ИЗ СУДЕТОВ
Слава МАЛАМУД
из Вашингтона
В среду чех Михал Нейвирт, отыгравший первые пять матчей в воротах "Вашингтона", видимо, неважно себя чувствовал. И уже на 13-й минуте после двух пропущенных от "Бостона" шайб пожаловался тренеру на головную боль и попросил замену. Вот при каких обстоятельствах вратарь "Кэпиталз" и российской сборной Семен Варламов совершил свой дебют в сезоне-2010/11. Триумфальное возвращение на лед травмированного героя американской столицы таковым не стало - его клуб уступил - 1:3.
Дебют Варламова должен был состояться в начале сезона. Любимец публики выскочил бы на лед в свитере со старым-новым номером 1 и только что покрашенной маске с россыпью звездочек и превеликим множеством всяческих орлов, количество голов у которых колеблется между одной и двумя. Его бы встретили воинственной музыкой из динамиков и дружным скандированием "Вар-ли!". Он блестяще отстоял бы первый домашний матч, вытащив парочку смертоносных щелчков под перекладину и отбив чего-нибудь в своем знаменитом журавлином шпагате. И ни у кого не оставалось бы сомнений в том, кто является главным зарешеченным лицом клуба. Так должно было быть. Более того - так вполне могло бы быть. Но собственный организм, с которым Семену пока труднее справляться, чем со смертоносными щелчками, проголосовал против.
Впрочем, к этому моменту Варламову наверняка было наплевать на обстоятельства своего дебюта - лишь бы сыграть наконец. Он и сыграл - 47 минут, 14 бросков, одна пропущенная шайба. Поражение. Ни разу не "его" поражение, конечно же, да и шайба тоже не "его": Семен был заслонен двумя соперниками и не видел момента броска. Но кроме самого факта присутствия Варламова на льду поводов для радости было не так уж и много.
Первый бросок по его воротам был нанесен лишь через четыре минуты после выхода на лед. Это было его единственное касание шайбы в первом периоде.
- Конечно, для вратаря тяжеловато стоять пол-игры без бросков и ждать опасного момента, - сказал Семен после матча. - Всегда лучше, когда по тебе пару-тройку бросят сразу. Уверенность тут же приходит. Но никакого волнения не было. Это потому, что я не успел понять, что произошло. Выскочил - и уже в игре. Хорошо, что я все еще был разогрет после разминки. В первом периоде выходить на замену вообще легче, чем во втором или в третьем.
Нейвирт, пока он так внезапно не приболел, стоял изумительно. Привел "Вашингтон" с его несколько либеральным подходом к обороне (в четырех из пяти матчей соперник нанес более 30 бросков по воротам) к четырем победам подряд, не пропустив ни одной шайбы в меньшинстве. Последний матч в Нэшвилле и вовсе стал для чеха шедевральным. Короче, непростой в общении паренек из Судетов очень сильно напоминал некоего добродушного поволжского новичка пару лет назад.
- Нейвирт играл здорово, и это отлично для команды. Чему мы все и радуемся, - подтвердил Варламов. - А о своих ощущениях я говорить не хочу. Пусть они останутся внутри меня.
Как говорится, поставьте себя на его место. После всех травм (а это уже пятая со времен ЧМ в Квебеке), разочарований и сомнений, да еще и в контрактный сезон, человеку вполне естественно рваться в бой и желать проявить себя. И тут уж любая неудача конкурента, хочешь ты это признавать или нет, в глубине души откликается надеждой и тайной радостью.
С другой стороны, вратарь - часть команды (очень и очень важная ее часть), и не радоваться успехам своих он тоже не может. В командных видах спорта игрок неотделим от коллектива: он постоянно варится в общем котле эмоций и становится психологически зависим от них. Нелегкое испытание для нервов. А вы говорите "смертоносные щелчки". После таких пыток на лавке можно хоть без маски под них подставляться - уже облегчение.
Впрочем, эмоции сейчас - один из главных врагов Варламова. Не исключено, что они в какой-то степени тоже являются причиной его травматичности. Семен всегда очень полагался на свою атлетичность, на феноменально тренированное тело, на умение сделать эффектный, почти невозможный "сейв".
- Это все молодость, - сказал недавно тренер вратарей "Вашингтона" Артур Ирбе. - Со временем пройдет.
- Когда молодой, к матчу подходишь более эмоционально, - соглашается Варламов. - Ветераны не так дергаются, ко всему относятся поспокойнее. А молодые хотят везде успеть, 25 раз упасть, сделать что-то чересчур красивое. А на самом деле надо играть попроще, с головой.
Да, правильный выбор позиции и контролирование отскоков порой куда важнее акробатики. Хотя бы потому, что позволяют акробату дольше и менее болезненно пользоваться своим талантливым телом. Возможно, Семену придется становиться ветераном форсированными темпами. А над сугубо техническими нюансами (скажем, ловушка у него пока не на том же уровне, что ноги) он давно уже работает.
Ну а пока у него - новый шанс. Нейвирт, принявший участие в последней тренировке, чувствовал себя все еще неважно, и на момент написания этой заметки вероятность выхода Варламова на следующий матч (в Бостоне) была достаточно большой. Семен снова здоров (пусть он найдет старомодную, некомпозитную клюшку и изо всех сил по ней постучит), пользуется доверием и даже своего рода покровительской любовью тренера, обожаем болельщиками, талантлив и молод. Главное, чтобы уверенность в себе, которая полтора года назад позволяла ему получить удар в лицо от Эйвери и не моргнуть глазом, не улетучилась. Эта травма была бы пострашнее всех предыдущих.