Газета Спорт-Экспресс № 244 (5417) от 27 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 октября 2010 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

Кай СУЙККАНЕН: "НАСТОЯЩИЙ "ЛОКОМОТИВ" УВИДИТЕ В ДЕКАБРЕ"

Своей доброжелательностью и разговорчивостью Кай Суйкканен напоминает еще одного иностранного тренера, работавшего в "Локомотиве", - Владимира Вуйтека. А еще нынешний наставник ярославцев поражает своей любознательностью. Во время часовой беседы с автором этих строк порой становилось непонятно, кто кого интервьюирует. Суйкканена интересовало буквально все. Существуют ли в нашей стране газеты, пишущие о хоккее на английском языке. Были ли случаи, когда команда КХЛ отправлялась на выезд в Хабаровск на поезде. Правда ли, что согреться в сибирские морозы помогает только крепко заваренный чай.

"А вот кофе я за 51 год своей жизни не разу не пробовал", - тут финн почему-то улыбнулся. Зато вишневый сок Суйкканен употребляет в огромных количествах. "Я привык говорить очень громко, и, если не промочу горло несколько раз в час, буду хрипеть, как полузадушенный". Эмоции из тренера и вправду бьют ключом: свои мысли до собеседников он доносит со страстью оратора на революционном митинге, постоянно перемежая "высокий стиль" малоцензурными английскими выражениями.

- Единственное, к чему до сих пор не могу привыкнуть в России, - собственная языковая беспомощность, - признается Кай. - В ярославских магазинах и ресторанах без помощи переводчика мне никак не обойтись, английского почти никто в вашей стране не знает. Этот барьер, кстати, доставляет определенные проблемы и в работе с командой.

Судите сами: когда я хочу донести до своих игроков какую-нибудь мысль, в голове обдумываю ее на финском. Затем объясняюсь по-английски с помощниками, которые, в свою очередь, переводят ее на русский. В первые недели видел, что этот "тройной" фильтр здорово искажает первоначальную идею. И ладно, если бы речь шла о теории, там-то все понятия толкуются однозначно. Но как донести до состава нужные эмоции? Пришлось расширять собственные лингвистические познания. И свою радость или злость я уже могу высказать прямо, с помощью десятка слов. Правда, как говорят носители русского языка, эти "хоккейные" термины в газетах не напечатают (смеется).

Тут Суйкканен с интонацией армейского прапорщика выдал несколько выражений из великого и могучего.

C ХЕЙККИЛЯ ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ В "ЛОКОМОТИВ" НЕ СОВЕТОВАЛСЯ

- Ваш первый визит в Россию состоялся в 1986-м, когда вы в составе финской команды выступали на московском чемпионате мира. Могли тогда представить, что 24 года спустя приедете в нашу страну в качестве тренера?

- Если честно, нет. У меня вообще осталось немного воспоминаний о том турнире. Ваша столица произвела впечатление мрачноватого города, в котором нет ничего, что смогло бы помешать команде сосредоточиться на хоккее. Впрочем, такие рабочие условия нам все равно не помогли - сборная СССР была на родном льду вне конкуренции.

Куда больше запомнилась та встреча с русской командой, которая состоялась через два года после московского чемпионата. Она проходила в последний игровой день Олимпиады в Калгари. Ваши хоккеисты вышли на лед уже в качестве чемпионов и прямо-таки светились хорошим настроением. Мне казалось, что они готовы прямо во время матча включить на скамейке музыку и начать плясать со своими подружками (смеется). Для Финляндии тот матч, наоборот, решал очень многое. Мы вышли на лед предельно заряженными и злыми, одержали и трудную победу и впервые в истории национального хоккея завоевали призовое место на турнирах топ-уровня. Нашей стране то серебро, поверьте, было гораздо дороже, чем золото для СССР.

Я, кстати, с удивлением узнал, что многие хоккеисты того состава сейчас работают в клубах - соперниках нашего "Локомотива" по КХЛ. Быков с Хомутовым - главные тренеры, Фетисов с Касатоновым - менеджеры легендарной армейской команды из Москвы.

- Перед тем как решиться на переезд в Россию, советовались с кем-то из тренеров-соотечественников? С Хейккиля или, может, с Сумманеном?

- Нет, и ни за что не стал бы. Ведь мнения у всех людей разные. Допустим, мне понравится только что выставленная в автосалоне машина. Я попрошу вас поделиться своим мнением и в ответ услышу, что более красивого и импозантного транспорта мне не купить. А другой человек, наоборот, скажет: "Лучше катайся на старой, замученной лошадке, чем на этой развалюхе".

Слушать окружающих тебя людей, конечно, нужно, но опираться стоит в первую очередь на собственные выводы. Именно за впечатлениями и поехал на чемпионат мира в Германию. А впервые, кстати, об интересе ярославского клуба услышал еще прошлой зимой. Агент просто спросил меня: "Кай, в России после успехов Хейккиля поняли, что даже из финнов получаются нормальные тренеры. Есть один амбициозный клуб, который мог бы попозже предложить тебе контракт. Звучит заманчиво, правда?". Я ответил "да" и после окончания сезона-2010 сообщил, что готов к любым контактам.

- Весной в Кельне вы, рассказывают, с дотошностью бухгалтера изучали предложенный "Локомотивом" контракт.

- Это неправда, в таких делах я дилетант. С документами работал агент, а моей задачей были встречи с президентом Яковлевым. Мы встретились, поговорили, быстро нашли общий язык - и я решил, что обязательно буду работать в Ярославле.

- Чех Славомир Ленер в прошлом сезоне отказался от предложения "Динамо" во многом потому, что боялся бесконечного юридического спора по разрыву действующего контракта. Клуб ТПС, с которым вы были связаны действующим соглашением, легко вас отпустил?

- Да, мы расстались без проблем. Думаю, что победой в чемпионате я заслужил именно такого отношения к себе.

ЧЕМПИОНСТВО БРАЛ НЕ ТОЛЬКО В ХОККЕЕ, НО И В БЕЙСБОЛЕ

- Колоритный черный перстень на вашем среднем пальце - память именно о золоте чемпионата Финляндии-2010?

- Нет. Этому трофею уже 27 лет, его мне вручили в клубе "Рочестер", с которым было выиграно первенство АХЛ 1983 года. В нашей стране такие награды еще не делают. Колечки в честь чемпионства, которое было выиграно этой весной, больше похожи на обручальные. Но они, во всяком случае, удобнее перстней за победу в Кубке Стэнли. Мой приятель Теему Селянне показывал мне этот трофей - это просто настоящий кастет. Увидев его, я, помню, пошутил: "С таким оружием не страшно зайти в любой притон в криминальном районе портового города".

- В 80-х годах вы блистали в финской лиге, играли за национальную сборную. Почему не смогли закрепиться в НХЛ, проведя всего два матча в составе "Баффало"?

- Мне просто не повезло. В первой же игре какой-то малоизвестный канадец провел грязнейший силовой прием и сломал мне руку. Я так разозлился, что едва было не отлупил этого грубияна одним здоровым кулаком - оттащили судьи. Потом "Клинки" вылетели в первом раунде плей-офф, сменили менеджмент, сделали ставку на доморощенных игроков. Пришлось после выздоровления возвращаться в Европу.

- После окончания игровой карьеры вы работали в бейсболе. Страсть к этой игре из Америки привезли?

- А у нас в Финляндии бейсбол не похож на тот, в который играют за океаном. Дело в том, что завершил карьеру я рановато - в 31 год. Созреть для тренерской работы не успел. В одном доме со мной жил владелец бейсбольного клуба. Наши жены неплохо общались. Как-то раз мы разговорились во дворе, и он, узнав о моем безработном статусе, предложил стать генеральным менеджером его команды. И услышал ответ: "Я же ничего в этом виде спорта не понимаю". "Что ж, тем лучше, - сказал мой сосед. - Ты как раз не в курсе закулисных раскладов местного чемпионата, будешь смотреть свежим взглядом на запросы тренеров. Поможешь навести порядок в клубе".

Правда, чисто спортивными моментами, например, селекцией, занимались мои заместители. А я сосредоточился на коммерческих проектах и контактах с руководством лиги. Планировал поработать годик-полтора, а в итоге все затянулось на семь лет. Клуб имел прибыль, взял два чемпионских титула, я даже получил титул "менеджер года". А потом зашел на каток, где катались ребятишки… и потянуло обратно в хоккей.

В КХЛ ВЫЙТИ В ФИНАЛ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ВЫИГРАТЬ ЗОЛОТО В ФИНЛЯНДИИ

- В качестве тренера вы выигрывали плей-офф чемпионата Финляндии, побеждали во второй лиге. "Локомотив" в двух из трех предыдущих сезонов останавливался в шаге от золота. Приглашая вас, руководство клуба поставило задачу научить Ярославль побеждать?

- Цели у нас, безусловно, самые высокие. Однако хочу сказать, что в России такой сильный чемпионат, что даже выход в финал - достижение более весомое, чем мое чемпионство на родине с ТПС. Гляньте, какая борьба идет внутри нашей конференции. Особенно впечатляет московское "Динамо", которое, наверное, будет главным соперником "Локомотива" по ходу плей-офф.

- Кстати, руководство этого московского клуба - ваши единомышленники в любви к полярным путешествиям.

- Что вы имеете в виду?

- Примерно в то же время, когда вы отмечали чемпионство-2010 рыбалкой на финском крайнем севере, боссы "Динамо" отправились на Северный полюс, чтобы встряхнуть боровшуюся за Кубок Гагарина команду.

- Ну мне до самого полюса добраться не удалось - сезон слишком быстро закончился и лед был не только на нем (смеется). Я большой любитель северной природы - все-таки родился в Оулу, а там километров пятьдесят до полярного круга. На подледную рыбалку мечтал съездить на протяжении всего сезона. Один мой друг не особо верил в кубковые перспективы ТПС и приготовил удочки уже к концу первого раунда плей-офф. Однако мы его выиграли, потом добрались до финала, потом чуток попраздновали чемпионство… В общем, когда я ушел в отпуск, замерзшее озеро можно было найти только на самом севере, в Лапландии.

- Поездка выдалась незабываемой?

- Да, я наслаждался тем, что пронесенная через весь сезон мечта наконец-то сбылась. Сидел с удочкой в снегу, изредка прихлебывал горячий чай, разводил костер и жарил колбаски. И слушал тишину, которую лишь изредка нарушали полярные совы. Лапландия в моем восприятии - едва ли не самое красивое место на земле. Там много зверей, которые совершенно не боятся человека. Медведей, правда, еще во времена войны с Россией перестреляли. Но волки бегают стаями, а лисицы вообще наглые, так и норовили стянуть рыбный улов.

НА СУММАНЕНА СЛЕГКА ПОХОЖ, НА СОВЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ - НЕТ

- В России привыкли, что финские тренеры бывают двух типов. Замкнутые, хитрые тихони вроде Хейккиля и эмоциональные мотиваторы а-ля Раймо Сумманен.

- Я, естественно, по характеру гораздо больше похож на главного тренера "Авангарда". Разве что игроки меня, наверное, поменьше боятся (улыбается). А вообще мой главный принцип в отношениях с командой - говорить всем правду в глаза. Людей, которые шепчут гадости за спиной или ходят с докладами куда-то мимо тренерской комнаты, терпеть не могу и мгновенно расстаюсь с ними.

Еще в Финляндии я избавлялся от тех хоккеистов, которые подстерегали меня где-то в коридоре и со взглядами невинных монашек сообщали: "Коуч, а вчера после тренировки три представителя нашей первой пятерки провели вечер не с семьями, а в баре". Придя в "Локомотив", сразу объявил своим подопечным: "Я - не специалист советской закваски. Не буду ходить за каждым из вас и напоминать, что в восемь утра вы обязаны просыпаться, в 8.15 - съедать овощной салат и вареное яйцо, в 9.00 сидеть в раздевалке, а в 9.30 заканчивать со шнуровкой коньков и появляться на льду". Смысла в таком ежеминутном контроле не вижу.

Но это не значит, что я такой уж демократ. Устроить разнос хоккеисту могу легко. Вызвать к себе, обозвать скверно играющим болваном и главным виновником поражения. Главное, чтобы это происходило в обстановке "глаза в глаза". На такую правду ведь никто не обижается, верно?

- Не возникает желания иногда завернуть гайки потуже? Все-таки ваша команда в последних матчах очень много пропускает.

- Об этом, считаю, должен беспокоиться не только я, но и хоккеисты. Они же профессионалы. Задача тренера - разработать общие схемы перехода от обороны в атаку, игры в большинстве и меньшинстве, действий при счете 4:0 в нашу пользу или 0:3 не в нашу. Именно этими вопросами я занимаюсь по 12 часов в день. Так что у меня достаточно работы, чтобы еще разжевывать каждой пятерке, что она должна делать на льду в ту или иную секунду. Брать на себя инициативу должны сами ребята. Пусть, пока сидят на скамейке, совещаются с партнерами, придумывают нестандартные ходы для подавления соперников. Как раз такие принципы в прошлом году получилось внедрить в ТПС, с которым я выиграл плей-офф финской лиги.

Неудачные с точки зрения защиты матчи случаются у каждой команды. Однако едва ли не главная на данный момент наша проблема - все-таки огромное количество промахов в атаке. Да, наши игроки обороны зачастую не успевают вернуться назад и навести порядок в своей зоне. Зато мы уже сейчас научились создавать едва ли не по два десятка моментов за матч. Тому же Минску могли забить и шесть, и семь голов, кто бы тогда вспомнил о паре пропущенных шайб?

Если "Локомотив" прекратит транжирить верные шансы, нас ждет резкий подъем. Против того же "Трактора" команда до счета 6:1 играла идеально. Теперь будем стремиться к тому, чтобы показывать похожий хоккей на протяжении не 20, а всех 60 минут.

- К Рождеству, как обещали перед сезоном, успеете?

- Когда я говорил про то, что команда будет выглядеть хорошо к концу декабря, имел в виду свой предыдущий тренерский опыт. Именно столько времени требуется, чтобы привить своему составу классный хоккейный стиль. И я бы даже сказал, что "Локомотив" сейчас немного опережает график. Прогресс будет виден еще раньше.

Прекрасно понимаю, что вы подразумевали, задавая свой вопрос. Знаю, что боссы клубов КХЛ не слишком церемонятся с тренерами. В Финляндии, например, мой сменщик в ТПС проиграл 13 матчей подряд, прежде чем его попросили уйти в отставку. В России никто так долго терпеть точно бы не стал. Однако наш "Локомотив" возглавляют не бывшие банкиры или экономисты, а хоккейные профессионалы высшего класса. Так что от скоропалительных выводов, надеюсь, я застрахован.

Андрей КУЗНЕЦОВ

Ярославль - Москва