ФУТБОЛ
Вчера представители клубов первой и второй лиг выразили свое отношение к переходу первенства России на новые рельсы.
ПОТУСТОРОННЯЯ "ОСЕНЬ - ВЕСНА"
Дмитрий СИМОНОВ
из Лужников
ЭТО ПО ЛЮБВИ
- В этом зале я не вижу людей, пришедших в футбол по расчету, здесь только те, кто пришел по любви, - так Николай Толстых приветствовал участников заседания клубов ПФЛ. Посещаемость была близка к стопроцентной: из 92 клубов первой и второй лиг своих представителей прислали 85 (к решающему моменту, голосованию, их осталось 81).
Главной темой для дискуссии, естественно, стал переход на систему "осень - весна". Столь же очевиден и тон большинства высказываний - он варьировался от легкого недовольства до полнейшего неприятия. Позиция клубов ПФЛ на этот счет известна давно.
- Как вы думаете, если нашу жизнь хотят сделать лучше и комфортнее, то почему идет негативная реакция со стороны болельщиков, клубов, футболистов, экспертов? - спросил публику Толстых.
Благодаря вчерашнему мероприятию ответ стал очевиден. Сама возможность перехода на новые рельсы большинство клубов в принципе не очень-то пугает. Их страшит неопределенность, связанная с существованием в новых условиях. Многие боятся попросту не успеть - или не суметь - подготовиться. Для строительства манежей и закладки искусственных полей нужны деньги. А 9,4 миллиарда рублей, которые значатся в концепции РФС по развитию футбола на ближайшие годы, пока - только на бумаге. Реальных финансовых гарантий у многих команд, зависящих от местного бизнеса или региональных властей, нет, а требовать будут с них. Да еще и, по подсчетам ведомства Толстых, на реформу требуется не 9 с лишним миллиардов, а в семь раз больше - 64!
Можно сколько угодно любить футбол, но без трезвого расчета новую жизнь не построить.
ВСЕРОССИЙСКОЕ ВЕЧЕ
Главным итогом заседания стало единогласное решение обратиться к главе РФС Сергею Фурсенко с просьбой-требованием: в ноябре или декабре провести всероссийское собрание всех заинтересованных лиц и обсудить на нем важные вопросы развития отечественного футбола. Под первым пунктом - грядущую "осень - весну". Голосовали быстро, проголосовали единогласно "за". Никто не высказался "против", никто не воздержался.
Без всероссийского футбольного вече можно было бы, вероятно, обойтись, если бы заседание посетил Фурсенко, которого настойчиво и заранее зазывали. К нему накопилось много вопросов.
- Если народ не понимает, зачем нужен переход, значит, надо объяснить народу, он у нас умный и понятливый! - заявил Толстых. - Но мы не видели президента РФС с февраля. Он тогда нарисовал перспективную картину, но выказался предельно кратко, емко, сжато.
Что в понимании главы ПФЛ "кратко, емко, сжато", определить нелегко, поскольку теми же эпитетами он охарактеризовал и собственную почти часовую речь. Но, как бы то ни было, времени, проведенного с Фурсенко почти сразу после его инаугурации, клубам ПФЛ не хватило.
ОДНОМУ ФУТБОЛЬНОМУ МЯЧУ СЛУЖИМ
Но президент РФС и на этот раз не приехал. Вместо себя прислал письмо, в котором сослался на "заранее запланированные дела", и - приказным порядком - четырех членов исполкома (приехали в итоге трое). Причем выбор пал на тех, кому на вопросы отвечать было не с руки, - руководителей межрегиональных обществ. Их заставили "проявить мужество" и выступить - как выяснилось, в роли главных антагонистов. Основные вопросы: почему они проголосовали за реформу, даже не поинтересовавшись у клубов, и откуда брать деньги.
Меньше всего негатива шло в адрес Лом-Али Ибрагимова, который долго перечислял свои регалии, затем достижения возглавляемых им регионов Юг и Северный Кавказ, упомянул про задачу выиграть ЧМ-2018 и важную роль "осени - весны" в судьбе отечественных грандов.
- "Зенит", "Спартак", ЦСКА говорили - а мы их слушали - что так будет лучше, - сказал Ибрагимов. И рискнул спрогнозировать: - Вот станет, образно говоря, как бы "Зенит" чемпионом, а в Лиге чемпионов через девять месяцев играть станет как бы другая команда.
Он также сделал важное уточнение: вновь претерпела изменение схема обмена между первой и второй лигами. Переходного турнира пяти победителей зональных турниров и команды, занявшей третье место с конца в первом дивизионе, не будет. Все пять лучших клубов выйдут в первый класс напрямую.
- Мы одна семья, одно дело делаем, одному футбольному мячу служим! - миролюбиво завершил речь Ибрагимов. И добавил: - От Дагестана до Ставрополя, везде взяли на себя обязательства и пообещали, что программа развития будет выполнена.
Возразить было нечего.
"ДА НЕ СТАНЕМ МЫ ЧЕМПИОНАМИ МИРА!"
А вот монолог Владимира Евтушенко, представителя земли сибирской, получился трагическим. На трибуну он поднялся взмыленным. В голосе звучали боль и надрыв.
- Почему у нас две трибуны в Красноярске до сих пор на ремонте? Потому что денег нет! - сразу стал сыпать соль на сибирские раны он. - А кадровая проблема? У нас забирают из команд детей в 12 лет, потом они возвращаются, и мы не знаем, что с ними делать, - у них доллар в глазах нарисован!
В этот момент показалось, что Евтушенко вот-вот разрыдается, но он собрался.
- Меня решение о переходе вначале удивило, возникли вопросы, но потом я понял, что стоять на месте нельзя - кто-то обгонит, - грустно сказал он. - Но если денег не дадут, то о каком переходе можно говорить? Однако нам на строительство манежей и полей обещали выделить 10 миллионов рублей.
- Мало! - крикнули из зала.
- Надо двадцать, - констатировал представитель Новокузнецка.
- Надо, - согласился Евтушенко. - Но дали 10.
Концовку выступления оратор смазал - сорвался.
- Да не станем мы в 2018 году чемпионами мира! - вскричал он. - Все же не глупые люди, все понимают!
Зал ахнул.
- Так непонятно, вы за или против перехода? - набросились на Евтушенко, на легендарном уже исполкоме РФС голосовавшего "за".
- Я - за все новое! - был ответ.
- А как вы играть будете в ноябре у себя в Сибири? - не унимался вопрошавший представитель Краснодара.
- Вы в первом дивизионе скоро встретитесь, - ухмыльнулся Толстых. - В Сибири в такое время уже 15 сантиметров снега, правильно?
- Неправильно! - гордо ответил Евтушенко.
- Хорошо, но все равно снег есть, - отмахнулся Толстых. - У нас вон 28 ноября в мороз в премьер-лиге "Томь" принимает "Ростов"…
ВЫРОСЛИ ИЗ СТАРЫХ ШТАНИШЕК
Вслед за Евтушенко на растерзание отправился Рудольф Ходеев, президент МРО "Черноземье".
- Проблем у нас выше крыши! - заговорил он умиротворяющим голосом доброго сказочника, так что сразу стало вериться в лучшее. - Но переход осилим, из старых штанишек мы выросли.
Руководитель воронежского футбола долго и хорошо говорил про родной город, где "уже давно играют и в зимнее время, есть поля с подогревом" и где "дешевле вырастить своего игрока, чем пригласить дядьку 34 лет, который будет тень на плетень наводить". Кстати, именно в Воронеж уехал Фурсенко с делегацией то ли УЕФА, то ли футбольного союза Бельгии - сборной там товарищеский матч играть.
На Ходеева ополчились представители клубов "Север" и "СКА-Хабаровск", которые сетовали, что при переходе болельщики на трибунах просто замерзнут, а на искусственных полях играть опасно для здоровья. Включился в беседу и "младший брат чемпионов России" (по меткому выражению Толстых) - "Рубин-2", набравший по итогам зонального турнира два очка. Здоровенный "младший брат" грозно направился к оратору, сверкая лысиной и огромным золотым перстнем, долго и тщетно формулировал мысль, пока не выдал: "Вот спросите у Адвоката, как играть на искусственных полях?"
ВАМПИРЫ И СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Кульминацией же стало яркое и сверхжесткое выступление гендиректора ПФЛ Андрея Соколова. Оно длилось почти час, и привести его целиком трудно. Лучше всего свою речь охарактеризовал сам Соколов: "эмоционально, но при этом подкреплено документами, информацией, фактами, здравым смыслом и логикой". Все ключевые тезисы разработанной в РФС предварительной программы перехода он не просто разобрал по косточкам, но еще и каждую из этих косточек эффектно растоптал. Жаль только, что оппонировать пришлось бумаге - хотелось бы послушать аргументы другой стороны.
- Надев фрак на тулуп, европейцем не стать, - резюмировал Соколов. Грянули аплодисменты.
Однажды, правда, Соколова занесло: он вспомнил потусторонние силы и ни с того ни с сего бросил фразу: "Вампиры встрепенулись!". Но в целом его монолог произвел сильнейшее впечатление - не хватило только фразы "Карету мне, карету!" и "отдельных должностных лиц РФС, предпринимающих отдельные попытки добиться раскола" (цитата Толстых), которые должны были выйти на поклон в костюмах молчалиных, фамусовых и скалозубов.
Далее начали выступать представители клубов. Каждый говорил о наболевшем и сетовал на отсутствие диалога с РФС. Основные поводы для недовольства: климат, нехватка денег, нежелание загонять футбол под крыши и на неудобные для игроков искусственные газоны, слишком длинный простой (едва ли не шесть месяцев Россия будет отдыхать от футбола), неудобный график. "Нам что, в самолете придется играть?" - недоумевал представитель "Луча".
- ПФЛ выступает за целостность российского футбола и старается предотвратить или минимизировать возможные негативные последствия перехода, - сказал глава лиги. - Удивительно, если в мае мы будем слышать на стадионе слова диктора: "Уважаемые болельщики, сезон закончен!" Это что, нормально?
Но ответить было некому. А стоило бы: чтобы быть, по выражению Толстых, "предельно понятыми - или предельно непонятыми". Пока же "осень - весна" остается для низших лиг чем-то действительно потусторонним.