Газета Спорт-Экспресс № 253 (5426) от 9 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 ноября 2010 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

Вчера на ЧМ-2010 был выходной. Сегодня и завтра сборной России, которая уже одержала семь побед в семи матчах и практически гарантировала себе место в полуфинале, предстоят игры с Сербией и Японией соответственно.

Любовь СОКОЛОВА: "ДЛЯ ЛЮБОЙ СПОРТСМЕНКИ МАТЧ - ЭТО ВЫХОД НА СЦЕНУ"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Токио

Э тот чемпионат мира для Соколовой третий. И все - японские. Сейчас она играет не так ярко, как в 2006-м, когда в Осаке у нее просто отняли титул MVP, силовым решением оргкомитета отдав звание японке Такесите. Зато на ЧМ-2010 самая опытная волейболистка нашей сборной действует безошибочно именно тогда, когда это по-настоящему нужно команде.

Для Соколовой Япония - особенная страна. Здесь она выступает за Россию уже на пятом крупном турнире. Два из них были победными - ЧМ-2006 и Всемирный Кубок чемпионов-1997.

- Честно говоря, всех японских турниров не помню. Тот, что был в 97-м, - даже при большом желании. Для меня это год рождения сына. Летом появился Данила, а в ноябре, выходит, я уже в сборной играла... Молодость - прекрасное время.

- А свой первый турнир в национальной команде можете вспомнить?

- Олимпиаду в Атланте? Легко! Эмоции, которые я пережила тогда, до сих пор со мной. И свой первый чемпионат мира помню. Он тоже в Японии проходил.

- Для вас эта страна далеко не рядовая. Но вы ее почему-то постоянно критикуете.

- Страна мне как раз нравится. А не нравится то, что здесь проходит уже третий из четырех последних чемпионатов мира. При том, что интерес к большому волейболу в Японии постепенно снижается. Об этом я сужу по своим наблюдениям.

- Сейчас ФИВБ проводит чемпионаты по схеме франчайзинга. Турнир отдают тем, кто готов платить, и покупатель вправе сам устанавливать правила - так, чтобы "отбить" свои затраты. В Японии платит телевидение - и все подстроено под здешнюю сборную, которая безумно популярна. Много в мире стран, где можно легко продать 20 минут рекламы во время трансляции матча женской волейбольной сборной?!

- Я понимаю, что люди занимаются бизнесом. Но мы-то играем в волейбол. ФИВБ должна определиться, что важнее - популяризация вида спорта по всему миру или деньги, деньги и еще раз деньги? Бизнес - это тоже неплохо. Но мне казалось, что для таких целей есть другие турниры. "Гран-при", например.

- Вы играли в Японии не только за сборную, но и за клуб "Хитачи". Правда, теперь такой команды в японской лиге нет.

- Ее закрыли. Тут это просто. Клуб перестали финансировать - и все. Я провела в японской лиге один сезон. Жила в Токио. Кстати, зал Йоёги, где сейчас проходят матчи чемпионата мира, был домашней ареной "Хитачи".

* * *

- Это была ваша первая "командировка" за границу?

- Третья. До Японии я на три месяца уезжала из "Уралочки" в украинский клуб из Луганска. А после рождения сына отыграла сезон за хорватскую "Младост".

- В хорватских клубах выступали многие волейболистки "Уралочки". А Мария Лихтенштейн, Ирина Кириллова, Татьяна Сидоренко, Елена Чебукина даже сменили волейбольное гражданство и играли за сборную этой страны. Это правда, что Николай Карполь в 90-е успевал руководить шестью клубами трех разных государств, фактически консультируя весь хорватский волейбол?

- Были и такие моменты, верно. В Хорватии Николай Васильевич был своим и очень авторитетным человеком. Конкурентом "Младости" был "Дубровник", и именно он выиграл чемпионский титул. Как раз под руководством Карполя, который до этого тренировал… "Младост".

- Позже вы на правах аренды уехали из "Уралочки" в Турцию. А потом устроили бунт, отказавшись возвращаться в Россию и делать то, что скажут. Что вами двигало?

- Если женщина от чего-то сильно устает, она может совершить самый неожиданный поступок. Такие истории описаны русскими поэтами-классиками. Про горящие избы, куда русская женщина может войти, и реки, которые она может переплыть. Вот и я тогда пошла напролом, не выбирая брода.

- Надеялись победить? Как? Карполь тогда не только в нашем, но и в мировом волейболе был огромной величиной.

- Нет, победить я не надеялась. Я вообще решила, что профессионального волейбола в моей жизни больше не будет. Даже не тренировалась.

- Сидели дома и щи мужу варили?

- Да. С сыном Данилой возилась, по дому хлопотала... Даже возможности самостоятельно тренироваться не было. Доступ в залы Стамбула для меня был закрыт. Это продолжалось одиннадцать месяцев.

- После года простоя вы решили бороться и даже судились. А в итоге целый сезон играли по временной лицензии.

- Да, так все и было. В итальянский "Бергамо" я приехала после специального решения ФИВБ.

- Какой была ваша реакция, когда накануне афинской Олимпиады Карполь сам вам позвонил?

- В тех переговорах был еще один человек - посредник, которому я как-то заявила: "Все понимаю. Но почему главный тренер, если он хочет видеть меня в команде, не позвонит сам"? После этого Николай Васильевич набрал мой номер и спросил: "Ты приедешь?" Безусловно, мне было приятно. Я была довольна, что, несмотря на тяжелую ситуацию, мы вышли из нее достойно.

* * *

- Количество ваших титулов впечатляет. Вы и Екатерина Гамова в мировом волейболе выиграли все, кроме Олимпиады. Золото Игр - главная мотивация выступать за сборную?

- Вы правы: медали есть, но главной нет. Конечно, мне хочется ее выиграть, но… Сбудется ли моя мечта?! Не знаю. Тут трудно что-то загадывать.

- Вы дважды играли в олимпийских финалах и дважды уступали в пяти партиях - кубинкам и китаянкам. Какое из поражений досаднее?

- В Сиднее. Мы повели 2:0, но потом проигрывали Кубе по 7-8 очков в каждом сете. Просто не хватило сил. Обидно. Та сборная была хорошо подобрана, хорошо готова и должна была побеждать. Увы, где-то мы промахнулись - потратили по ходу турнира больше сил, чем было нужно. Где именно - не знаю. Так и не поняла.

- Афинский финал вся Россия помнит до сих пор. На мой взгляд, женская волейбольная сборная стала узнаваема и любима в нашей стране именно после той игры с Китаем. Люди увидели, какие вы живые, красивые, эмоциональные. То, как переживала поражение Гамова, россияне наблюдали в прямом телеэфире. А где в это время были вы?

- В раздевалке. В таких ситуациях я всегда тихо и незаметно ухожу - туда, где меня никто не сможет увидеть. Тут уж лучше остаться в одиночестве.

- Вы можете сказать о себе: я популярный человек? Вас узнают на улице?

- Да. В Москве могут подойти. После Олимпиад и чемпионатов мира интерес к нашему виду спорту заметно вырастает.

* * *

- У вас большой гардероб?

- Ну... Если честно, то немаленький.

- Какие в нем вещи преобладают?

- Платья и юбки. Если погода хорошая, я пойду гулять именно так, а не в джинсах. В спортивной форме и кроссовках могу разве что до магазина добежать. Ну или на природу поехать.

- К платью нужно подобрать правильные и стильные туфли.

- Верно. Никаких проблем с этим сегодня нет. Благо, у меня не слишком большой размер ноги. Все, что нужно, легко находится.

- Турецкие волейболистки, наши соседки в Токио и Осаке, на площадке выглядят как звезды шоу-бизнеса - обильный макияж, подведенные брови, ресницы...

- Мы не отстаем, уверяю вас. Макияж у нас скромнее, но мы помним, что обязаны поддерживать статус самой симпатичной сборной мира. И потом, для любой спортсменки матч - как для актрисы выход на сцену.

* * *

- Вы снимались в телесериале "Счастливы вместе". Чья это была идея?

- Мне позвонили и спросили, как я посмотрю на такое приглашение. Я ответила, что это интересно, и я обязательно приеду.

- Сценический грим, дубли на съемочной площадке... Все было как положено?

- Да, полный порядок. Правда, меня очень сильно накрасили, но одели в тренировочный костюм. Я тогда сказала, что для созданного образа мои макияж и одежда не совпадают. Записались быстро, за три дубля.

- А гонорар?

- Ничего не было. Зато было интересно и смешно.

- Как выглядит приз лучшей волейболистке Европы, полученный вами в 2006 году?

- Дощечка. Небольшая, но такая... приятная. Все написано. Она стоит у меня дома.

- Какой город мира вы можете назвать местом, где у вас дом?

- Москва. У меня все в Москве.

- А Стамбул?

- Турция мне как вторая родина, но в Стамбуле меня ничего не удержит. Даже своего жилья нет. "Фенербахче" будет снимать мне квартиру, но постоянно жить в Турции я не смогу.

- Почему? Вот Коркмаз-Емельянова осела в Стамбуле, там ее жизнь, ее семья…

- У семьи Инессы там бизнес (небольшой ресторан на Мраморном море. - Прим. А.А.). Она пустила корни, родила ребенка, выучила язык. Я так не могу. Отработаю контракт и уеду.

- В одном из интервью вы сказали, что намерены играть очень долго, а не только до Олимпиады в Лондоне.

- Все верно. Но я тогда говорила, что после 40 могу переквалифицироваться в либеро. Другое дело, что я не обязательно буду играть без пауз. Могу уйти на время, а потом опять вернуться.

* * *

- Вы задумываетесь о том, что будете делать после волейбола?

- Да. Постоянно размышляю. Есть разные идеи, в том числе связанные со спортом. Я бы хотела открыть свою школу. Думаю, мое имя поможет этому проекту встать на ноги.

- В России?

- В Европе. В нашей стране подобные школы, боюсь, не выживают.

- На площадке вы постоянно подсказываете партнершам, по сути выполняя функции играющего тренера. А вы могли бы стать профессиональным тренером?

- Детским - точно могла бы. Загадывать далеко наперед трудно, но интерес к этой профессии у меня есть.

* * *

- Сборная России на этом чемпионате мира выглядит командой, которая уверена в себе и нацелена на результат. Как сохранить этот настрой до конца турнира?

- Не думаю, что в этой команде может появиться такое чувство, как самоуверенность. И не могу сказать, что у нас есть какая-то невероятная уверенность в себе. Нет такого!

- Со стороны все выглядит иначе.

- Безусловно, с каждой победой мы растем. Но никто раньше времени не будет махать флагом и говорить самим себе комплименты. В команде есть опытные люди, которые знают, к чему это может привести.

- Эти люди - вы и Гамова. В меньшей степени - Бородакова, Крючкова, Меркулова...

- Давайте без фамилий. Куда важнее, что мы - люди, которые провели не один большой турнир и прожили в спорте целую жизнь, - просто не дадим этой бацилле завестись в команде. И потом, наша молодежь пока ничего серьезного не выиграла! Россия даже еще не вышла в полуфинал. Уверяю вас, торжествовать после семи побед никто не собирается. Наоборот, у девочек совсем другие чувства.

- Какие именно?

- Они видят, что у нас что-то получается, мы кое-что уже можем. Но путь к медалям большого турнира - тяжелая и долгая дорога. Здесь к успеху можно идти только маленькими шагами. По-другому просто не бывает. И мы пытаемся донести эту мысль до тех, кто первый раз играет на чемпионате мира.

- Получается?

- Сдвиги есть. Мы уже похожи на настоящую команду.