Газета Спорт-Экспресс № 262 (5435) от 19 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 ноября 2010 | Хоккей

ХОККЕЙ

Корреспондент "СЭ", побывавший в Финляндии на Кубке "Карьяла", рассказывает о некоторых характерных различиях между нашим и финским хоккеем.

ФИНЛЯНДИЯ: ВСЕ ДЛЯ СБОРНОЙ, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ

ДЕЛЕЖ "ПИРОГА"

Во время бесед с финскими тренерами и менеджерами автору этих строк почему-то постоянно вспоминалось любимое выражение Рене Фазеля про "единую и дружную европейскую спортивную семью". В Финляндии о единстве и полном взаимопонимании также вспоминают на каждом шагу.

Национальной хоккейной идеей страны Суоми стала мечта о золотых медалях домашних чемпионатов мира 2012 и 2013 годов. На прошлой неделе "СЭ" уже приводил высказывания генменеджера финской сборной Яри Курри, где он рассказал о режиме наибольшего благоприятствования, который клубы элитной лиги готовы создать для главной команды страны. А как вам, к примеру, такая история? У национальной команды Финляндии нет собственного хоккейного дворца. "Хартвалл-Арена", на которой хозяева Кубка "Карьяла" принимают соперников по Евротуру, является домашней для одного из самых популярных клубов страны "Йокерита". За день до матча Финляндии и России корреспондент "СЭ" стал свидетелем любопытной сценки. Команда Вячеслава Быкова, прилетевшая в тот день в Хельсинки, ледовую тренировку закончила к семи вечера по местному времени. Еще через полчаса Морозов и К о покинули дворец - и только после этого в подтрибунных помещениях начали появляться хоккеисты "Йокерита". Их занятие на катке "Хартвалла" было запланировано на время, больше подходящее любителям из "ночной лиги", - 21.00.

Со стороны главного тренера хозяев арены Ханну Йортикки никакой негативной реакции корреспондент "СЭ" не услышал.

- Ничего не поделаешь, - спокойно пожимал плечами наставник "Йокерита". - Если для остальных команд нашей лиги международная пауза действительно полезна, то нас после нее непременно накрывает турнирный спад. Неудивительно: ведь приоритетное право выбора льда имеет наша сборная, потом - остальные участники Евротура, затем на каток наносятся новые спонсорские эмблемы, а мы, хозяева, свои полтора часа получаем по остаточному принципу. Из-за этого весь тренировочный процесс сбивается напрочь.

- Почему-то думалось, что в практичной Европе такого гостеприимства не встретишь.

- А мы и не думаем роптать. Интересы сборной все-таки превыше остальных, так что все неудобства по ходу Кубка "Карьяла" терпим не зря. Подготовка к домашним чемпионатам мира началась уже нынешней осенью. Примерно раз в месяц в Хельсинки проводятся по два представительных совещания. Участниками одного из них являются наставник сборной Юкка Ялонен и все тренеры клубов элитной лиги и второго эшелона. На нем обсуждаются проблемы национального хоккея - как и на второй встрече, где собираются руководители федерации и самые авторитетные генеральные менеджеры.

- Болезненный этап конфликта интересов мы уже пережили, - продолжил Йортикка. - Он завершился тем, что в стремлении жить по похожим на энхаэловские правилам даже пригласили канадца на пост главного тренера сборной. И что получили взамен? Полный провал на международной арене. Со времен Кубка мира-2004 Финляндия ни разу не смогла выставить команду, способную претендовать на победу в крупнейших турнирах. Нам просто надоело позориться из года в год.

К сожалению, сплотиться чаще всего помогают именно такие трудности. Когда все складывается хорошо, начинается передел сфер влияния. У вас в России последние годы стали суперуспешными: две победы на чемпионатах мира, взлет новой лиги, две готовые звездные сборные, одна из которых выступает в клубах НХЛ, другая - в Европе. Лет семь назад Финляндия была в той же шикарной ситуации. Потом начался дележ, борьба за единоличное обладание всеми вкусными кусками хоккейного пирога. И доделились до того, что самого пирога-то и не осталось. Впрочем, я верю, что нынешние меры помогут нам вернуться в число лидеров.

НА ХОККЕЙ ДОШЛИ НЕ ВСЕ

Хоккейное единство - главная отличительная черта, которую в преддверии домашней Олимпиады у страны Суоми могла бы перенять и Россия. Помимо внутренней сплоченности, других примеров для подражания у северных соседей можно найти немного. После поездки в Финляндию осталось впечатление, что жители этой страны - нация куда менее хоккейная, чем наши соотечественники. Ледовое зрелище само по себе их интересует мало. Скажем, во время Кубка "Карьяла" в пресс-центре "Хартвалла" из трех больших плазменных мониторов трансляцию матчей вел в лучшем случае один.

Кстати, если бы главный дворец Хельсинки подвергся инспекции со стороны КХЛ, - разорились бы финны на штрафах. Ближайшая карета "скорой помощи" была припаркована метрах в четырехстах от "Хартвалл-арены". Для разминки хоккеистов выделен полукоридор-полусклад, заставленный стульями да тележками. Об условиях для работы журналистов, естественно, и мечтать не приходится. Пресс-ложа находится в фанатском секторе за воротами, в качестве замены столику и розетке предлагается листок бумаги с надписью "медиа-трибуна", брошенный на самое обычное кресло. Беспроводной интернет существует только в теории, режиссеры видеокуба совершенно не умеют показывать повторы, а, по словам местных хоккейных репортеров, во время матчей "Йокерита" дикторы никогда не рассказывают о счете параллельно идущих встреч игрового дня. Зато постоянно ошибаются при объявлении фамилий игроков или санкций со стороны арбитров.

Во время встречи сборной России с хозяевами турнира поразил один факт. Билеты на хоккей были распроданы абсолютно все, однако на трибунах то и дело встречались солидные проплешины. К середине матча выяснилась и причина "недопосещаемости", когда мои соседи по сектору, минут десять поглазев на площадку, решительно снялись со своих мест и отправились на выход. В перерыве довелось заглянуть в холлы "Хартвалл-Арены" - там было не протолкнуться. 14-тысячный дворец в буквальном смысле слова собрал аншлаг, вот только до своих кресел многие болельщики так и не дошли - слишком увлеклись осадой бочек с разливным пивом.

НА "ХАРТВАЛЛ" - ЗА ПИВОМ

С алкоголем в Финляндии большие проблемы - даже в сувернирной зоне столичного аэропорта на входе в павильон с национальными крепкими напитками висит надпись: "Подарки от Санта-Клауса". С намеком, видимо, на то, что в стране Суоми разжиться качественной выпивкой не легче, чем получить новогодний презент от бородатого волшебника в апреле или сентябре. По словам сотрудников Финской федерации хоккея, "Хартвалл-Арена" - единственное место в Хельсинки, где по вечерам пиво не стоит баснословных денег. И секрет высокой посещаемости в элитной лиге во многом обеспечивается плотным сотрудничеством с производителями пенного напитка.

Продавать пиво практически в любом месте вне ледовых арен запрещено законом. Зато спонсорские контракты с хоккейными клубами превращают юридическую лазейку о праве на торговлю продукцией "меценатов" в настоящую золотую жилу внутри самих дворцов. Вот и получается, что из 14 тысяч человек в день матча Россия - Финляндия около четверти пришли в "Хартвалл" не только поглядеть на дуэль Морозова и Капанена, но и основательно "заправиться" после рабочего дня.

При этом, кстати, очень многие финские клубы полностью самоокупаются за счет болельщиков. Но особо распространяться в стиле "давайте брать пример" не стоит. Да, на "Хартвалле" можно перед походом на хоккей приобрести колоритный шлем викинга, а в ЛД ЦСКА "буденновки" не продаются. Да, в стране Суоми на хоккей ходят семьями, чтобы поужинать и угоститься пивом, а внутри "Сокольников" или "Мегаспорта" нормального питания днем с огнем не сыщешь. Просто разговорам о неуклюжей сфере услуг в российском хоккее скоро лет пять исполнится - а воз и поныне там, и предпосылок к переменам не видать (хотя понятно, что проблему решить непросто по той причине, что наши клубы в своем большинстве не явля-ются собственниками ледовых дворцов). Поэтому наши арены, в отличие от финских, и недосчитываются той массы болельщиков-обывателей, которые походу на матч предпочтут посиделки в предлагающем более качественный сервис спортбаре.

В Финляндии подобные услуги можно найти в самом дворце. Может быть, именно поэтому в Хельсинки почти нет ресторанов с хоккейными или футбольными трансляциями?

Андрей КУЗНЕЦОВ

Хельсинки - Москва