ТЕННИС
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Анна ДМИТРИЕВА
ОБЕД ДЛЯ СОЛЖЕНИЦЫНА
У Анны Дмитриевой 10 декабря - юбилей.
Стоит ли говорить то, что и так все знают, - лучшая теннисистка Союза, человек телевидения. До недавних пор Анна Владимировна руководила всем спортом на "НТВ плюс".
Ее жизнь полна удивительных встреч. Мы слушали и поражались. Все это казалось волшебной повестью.
Но ведь было же.
* * *
- От каких предложений по проведению собственного юбилея успели отказаться?
- Никаких предложений не было, а сын попросил об одном: чтоб пригласила в ресторан самых близких людей, с которыми работала. Вот это сделаю обязательно. Больше ничего не будет.
- Вот и брат ваш, знаменитый телеведущий Владимир Молчанов, рассказывал в интервью, что вы не готовы к торжествам.
- Ох, терпеть не могу!
- Скромность - ваша черта?
- Это не скромность. Просто не люблю дни рождения. Чему радоваться? Я уже лет в двенадцать поняла: взрослеть неинтересно. Брат, которому в этом году исполнилось 60, тоже не отмечал.
- Шаляпину до самой старости казалось, что его жизнь не удалась. А ваша удалась, как считаете?
- Иногда думаю, что надо было чем-то другим заниматься, но меня ребенком отвели в теннис. В том возрасте, когда сам не выбираешь. А уж там все получилось настолько хорошо и быстро, что стало частью моей жизни. Люди в те годы действительно увлекались спортом, ничего же не было. Театр, спорт да бега.
- На бегах бывали?
- В детстве. Родители дружили с Яншиным, а тот обожал ипподром. Там я больше следила за ним. Все знали, что он очень темпераментно болеет. Страдает, когда проигрывает. И вот я помню: сидит Яншин, уже старый, толстый. Очень мрачный, весь мир ему не мил - а вокруг билеты.
- Москва вашего детства - какой она была?
- Снежной. Улицы, которые теперь поливают зимой какой-то пакостью, прежде всегда были белые-белые. Такое удовольствие - идешь по тротуару, и под каблучками снег скрипит.
- Кто-то из артистов сказал: "Для меня Москва - не Арбат, а бульвары". А для вас?
- Тоже бульвары! Я всю жизнь там гуляю, мы жили на Петровке. Всякие романтические истории проходили как раз там, возле сада Эрмитаж. И брат гулял там с няней. Даже сейчас, если зимним вечером никуда не тороплюсь, люблю прокатиться по бульварам.
- Совершали в юности необдуманные поступки?
- Когда жили в доме отдыха в Пестове, с сыном артиста Хмелева Алешей украли на огороде огурцы. Нас заметил мальчик постарше, так еще много лет я боялась встречаться с ним глазами. Казалось, сейчас все расскажет.
- Вас же в комсомол из-за тенниса не приняли?
- Да, и я очень переживала. Все получилось несправедливо. Учитель физкультуры сказал, что я эгоистка - сама играю в теннис, а в школе секцию не создала.
- Разве вы эгоистка?
- Чтобы преуспеть в спорте, нужно иметь долю эгоизма. Но я вообще этого не проявляю. Муж говорит, что ввожу людей в заблуждение.
- Комсомолкой-то в итоге стали?
- Конечно. Но это уже было не в радость. А когда не приняли, я так плакала, что какой-то мальчик начал за мной ухаживать. Так что была компенсация.
- Ваш муж - внук Корнея Чуковского. И очень на него похож, кстати.
- Вы полагаете? Чуковские - все высокие, у всех носы приличные. Только у моего Мити нос немножко получше, чем у Корнея Ивановича.
- Чей портрет у вас в комнате?
- Это папа, совсем молодой. Он был художник.
- Такой художник, что его картины продаются на аукционе "Сотбис".
- Там перепродавали картины, которые каким-то образом попали за границу. Может, через великую балерину Спесивцеву. У отца с ней был роман в 20-х. Потом она эмигрировала. А полотна эти купил Церетели, сейчас висят в его музее.
- Какую картину из вашего дома хотелось бы вернуть?
- Мне ничего возвращать не хочется, а сын мечтает вернуть одну. Она удивительная. Репин нарисовал Корнея Ивановича в день смерти Толстого. Картина стоит очень дорого. Сначала досталась Ростроповичу. А позже всю его коллекцию выкупил Усманов.
- Вокруг вас сейчас картин много.
- Это ранние работы отца. Того периода, когда он учился у Петрова-Водкина. Потом папа стал театральным художником. Вот эта, зимняя горка, мне особенно нравится… С настроением… Некоторые из этих работ в чудовищном состоянии хранились в Бахрушинском музее, были закатаны в рулоны. Митя их отреставрировал.
- Зато рамы скромные.
- Папа так любил.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 8