Газета Спорт-Экспресс № 288 (5461) от 20 декабря 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 декабря 2010 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

КУБОК МИРА

В субботу во французском Ля Клюза 28-летний Максим Вылегжанин совершил то, о чем так долго говорили в мире лыжных гонок, но мало кто мог сделать, - опередил знаменитого норвежца Петтера Нортуга в финишном створе в 30-километровом масс-старте. Первая в карьере победа Вылегжанина в Кубке мира, впрочем, была несколько омрачена публичной перепалкой между победителем и его товарищем по команде Александром Легковым, который финишировал третьим, вернув себе желтую майку лидера Кубка мира.

ЛОЖКА ДЕГТЯ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Они вылетели на финишную прямую в таком порядке - Вылегжанин, Нортуг, Легков и Дарио Колонья. Надо ли говорить, что король лыж Петтер Нортуг из Норвегии, заработавший это неофициальное звание на последнем чемпионате мира-2009 в Либереце, смотрелся в решающем спринте безоговорочным фаворитом. Когда он в своем фирменном стиле бешено заколотил палками по снегу, многие, уверен, отвели в сторону глаза, не желая быть свидетелями очередного триумфа норвежца, который привык по ходу дистанции загребать жар чужими руками, а на финише оставлять всех не у дел.

Нортуг комбайном вспахивал французский снег, но - о, чудо! - ни на шаг не приближался к Вылегжанину и на финише ну никак не был первым. Телевизионщики зачем-то поставили в титрах между Вылегжаниным и Нортугом значок фотофиниша, словно не желая верить в сенсацию, но всем и так все было ясно. Россиянину не пришлось делать даже разножки.

К сожалению, никакой официальной статистики о том, сколько раз проигрывал Нортуг так, как он проиграл в субботу, - на равнинной дистанционной гонке с масс-старта - не существует. Но по данным моего норвежского коллеги, давнего автора "СЭ" Уле-Кристиана Стрема, поражение в честной дуэли на самом финише Нортуг потерпел впервые в своей взрослой международной карьере. Очень может быть, что так оно и есть. Но даже если это и не так, суть субботней победы Вылегжанина остается прежней: мифа о непобедимости норвежца в спринтерских разборках на последних метрах дистанции больше не существует!

Ложкой (причем столовой) дегтя в бочке меда оказалась словесная дуэль, на которую Вылегжанина вызвал финишировавший третьим Легков. Это случилось перед самой церемонией награждения. Явно раздосадованный, Александр бродил взад-вперед, и Максим первым подошел к партнеру по команде. Известный взрывным темпераментом Легков принялся что-то выговаривать Вылегжанину, и, хотя до нас долетали только обрывки русских фраз, по ним легко было сделать вывод: Легков обвинил Вылегжанина в том, что тот одержал победу, отсидевшись за чужими спинами.

К сожалению, невольными свидетелями разбора полетов, всей этой внутренней гонщицкой кухни, стали сотни болельщиков на стадионе, а также тысячи телезрителей, которые никак не могли взять в толк, отчего два соотечественника, завоевавшие места на пьедестале почета, вместо взаимных поздравлений глядят друг на друга волком.

- Ваш с Легковым разговор на повышенных тонах видела вся лыжная Россия. Что конкретно не понравилось Александру? - спросил я Вылегжанина, позвонив ему во Францию с поздравлениями.

- То, что по ходу дистанции я не выходил вперед, не вел гонку. Был момент, когда Саша пытался убежать из группы вместе с чехом Бауэром, но я сумел достать их, а когда сделал это, опять-таки не работал впереди. Думаю, именно все это имел в виду Саша. Сразу хочу сказать, что Саша уже передо мной извинился. Признал, что вспылил. Понятно, что у Легкова в этом году первые-вторые места, он очень хотел эту гонку выиграть. Тем более что постоял здесь на пьедестале еще в прошлом году. Могу понять и то, что у Саши остались негативные эмоции после олимпийского дуатлона, когда он на финише остался без медалей. По его мнению, сегодня с ним случилась схожая история - он вел гонку, но вновь остался без главного приза.

- Можно ли сказать, что конфликт между вами исчерпан?

- Да.

- Вам не кажется, что устраивать подобную беседу перед телекамерами не стоило вовсе?

- Что тут скажешь? Телекамера оказалась в неподходящий момент в неподходящем месте...

Президент Федерации лыжных гонок России легендарная лыжница Елена Вяльбе считает, что в конфликтной ситуации Легков был не прав - как по форме, так и по сути.

- Мне так же, как всем, было неприятно наблюдать этот диалог, - сказала вчера Вяльбе корреспонденту "СЭ". - Мы с Сашей обсуждали эту тему по телефону. Он позвонил сам. Ему сейчас не по себе, он понимает, что поступил некорректно. Обязательно при личной встрече с командой подниму эту тему, расставим все точки над i.

В мое время конкуренция в сборной была запредельной. Во всяком случае, значительно выше, чем сейчас в мужской команде. Да, мы не были подругами и в одних номерах не жили, но все равно находили возможность поздравить соперницу с победой, пожать руку. И никогда разборок на финише не устраивали. Так что вчерашняя история должна стать уроком для всех - к партнерам по команде нужно относиться в высшей степени уважительно. Тем более на публике.

- Очевидно, что Легков был не прав по форме. А по сути?

- И по сути не прав. По моему мнению, Саша был намного сильнее других и должен был просто уезжать от остальных километров за пять до финиша. Вместо этого он принялся играть в тактические игры - и просчитался. Потому как финишер из него хуже, чем из Вылегжанина и тем более из Нортуга. Раздосадованный, он выплеснул обиду на Максима, который, кстати, не стал ввязываться в перепалку, потому как он в принципе более тактичный человек, чем Легков. Надеюсь, Саша сделает правильные выводы. Не научившись с достоинством проигрывать, не научишься красиво побеждать.

Лыжи - такой вид спорта, в котором понятие о командной тактике достаточно эфемерно. В сборной моего поколения каждый работал сам за себя. Я могла бы понять претензии Легкова, если бы это была последняя гонка сезона, а Легков с Нортугом, к примеру, боролись за желтую майку. Тогда - да, возможно, Вылегжанин и мог бы помочь Легкову. Но сейчас, когда все только вкатываются в сезон, подобные разговоры неактуальны.

Сергей БУТОВ

Интервью Максима Вылегжанина и Александра Легкова - стр. 13