Газета Спорт-Экспресс № 13 (5483) от 24 января 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 января 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть вторая

Предстоявший чемпионат мира, дебютный для советской сборной, ускорил ритм футбольной жизни в стране .

"КТО ХОЧЕТ, ТОТ И СНИМАЕТ ТРЕНЕРА"

ТЕ ЖЕ УСЛОВИЯ, ТЕ ЖЕ ОБЕЩАНИЯ

Необычайно рано забросали эскиз сезона, и со спринтерской скоростью, в середине января, центральная спортивная газета ознакомила с ним читателей. Столь же стремительно, 6 марта, издательство "Московская правда" подготовило любителям футбола подарок - "Справочник-календарь". Приобрести его в киосках "Союзпечати" болельщики могли 12 марта - за одиннадцать дней до начала первенства! Фантастика! Обычно справочные издания появлялись на свет в ходе чемпионата. Случалось - месяца за три до его завершения, когда многие сведения безнадежно устаревали. А тут такая прыть!

Что же до Положения, ничего в сравнении с прошлым годом не изменилось. Привычная схема: два круга, та же система подсчета очков, при их равенстве - переигровка за первое место, соотношение мячей - за остальные. Худшая команда "А" уступала место лучшей из "Б".

Прежними остались и набившие оскомину ежегодные обещания, как и раньше, невыполнимые. Например: "В случае неподготовленности стадионов игры первенства СССР будут переноситься в другие города". В высшем футбольном эшелоне угрозу ни разу не привели в исполнение. Или: "Календарь нынешнего чемпионата составлен на новой (? - Прим. А.В.) реальной основе и будет твердо соблюдаться". "Новшество" (вы и сами догадываетесь) не прижилось и на сей раз.

Всесоюзный комитет физкультуры совместно с ВЦСПС обещали неизмеримо повысить в 1958 году количество международных встреч советских футболистов и довести их до рекордного, умопомрачительного числа - 272.

У нас ведь как - то пусто, то густо. Тоненькая струйка контактов с иноземцами при "самодержце" прервалась в 48-м, отмеченном страшной "засухой" - ни одной игры. Еле теплилась жизнь и в последующие два года, чуть оживившись перед Олимпиадой в Хельсинки.

Послесталинские годы отмечаются значительным оживлением международных связей во многих сферах, включая спортивную и футбольную. Кривая резко пошла вверх и вскоре перевалила за сотню матчей. Вместе с тем количественный рост не способен был отразить истинный уровень развития советского футбола в связи с обилием слабых соперников преимущественно из азиатских стран (правда, сборная СССР и лучшие клубные команды марку держали, но случались провалы, болезненно воспринимавшиеся начальством).

Комитет физкультуры такое положение дел устраивало. Отчитываясь перед вышестоящими партийными товарищами, Николай Романов радостно докладывал о подавляющем цифровом преимуществе советских команд над иностранными. Напрасно Валентин Гранаткин призывал ограничить число проходных матчей со странами "третьего мира". Озвученный Комитетом план на 1958 год был превзойден существенно: вместо 272 провели 389 игр! Вот так бы пятилетние планы выполнялись - глядишь, советские люди дождались бы коммунизма задолго до обещанного Хрущевым в 61-м срока.

КРАСНОЕ ЗНАМЯ - НАВЕЧНО

Медалистов награждали у нас, как правило, по окончании сезона. С чемпионом 1957 года, московским "Динамо", в связи с поздним возвращением из южноамериканского турне подзадержались. Собрали победителей сразу после новогоднего праздника (не в меру в сравнении с нынешним урезанного), 3 января, в клубе "Динамо".

Чемпионы получили из рук одного из замов Романова, Константина Андрианова, все, что причиталось Положением: красное знамя, золотые медали, дипломы первой степени (денежные расчеты проводились в другом месте).

В нарушение Положения вручили награды и двум футболистам, не достигшим необходимого 50-процентного минимума: вратарю Владимиру Беляеву (10 игр) и защитнику Андрею Юрченко (9).

Завершило многолетнюю службу красное знамя. Корреспондент "Московского комсомольца" по привычке или неведению назвал его переходящим. Однако решением Комитета физкультуры за заслуги динамовцев перед советским футболом и наибольшее к тому времени количество чемпионских титулов знамя передали им в дар - навсегда. Взамен высшее спортивное ведомство в связи с 60-летием отечественного футбола учредило для победителей первенства приз Всесоюзного комитета физкультуры.

ПРИЗЫ ПО СЛУЧАЮ ЮБИЛЕЯ

В юбилейный год призы размножались, как кролики. Многие здравствуют и поныне. Секция футбола СССР обещала наградить за наибольшее количество побед, армейский клуб внес предложение, одобренное Комитетом, поощрять призом имени скоропостижно скончавшегося великого футболиста Григория Федотова. Предназначался он самой результативной команде. Редакция "Труда" учредила приз лучшему бомбардиру чемпионата. Раскошелилась и ведущая спортивная газета, посулившая благовоспитанным пай-мальчикам за хорошее поведение на поле приз "Справедливой игры". Присуждался он команде, получившей наименьшее число штрафных санкций.

Я все же завершу рассказ о торжественном вечере. Выступающих было много. Еще больше лестных, похвальных слов (вполне заслуженных) услышали в свой адрес футболисты и тренеры. В завершение Михаил Якушин рассказал о поездке на американский континент. В целом итогом небольшого турне остался доволен, особенно победой (3:1) над сильнейшей командой Уругвая "Насьоналем". У бразильцев отметил высочайшую технику. "Тактика у них довольно однообразна: все бразильские команды придерживаются схемы 1-4-2-4", - сказал тренер.

Не поторопился ли Михаил Иосифович? Вскоре в Швеции противоядия против бразильской тактики не найдет ни одна команда, включая нашу.

Озолотившись и обогатившись, динамовцы продолжили отпуск. Начали зимний сбор позже обычного и без восьми сильнейших футболистов, упорхнувших в Китай. Занятиями руководил помощник Якушина - Всеволод Блинков. Тренировались на теннисных кортах стадиона "Динамо", а в середине февраля выехали на черноморскую базу в Гагру.

ПОД ЖАРКИМ СОЛНЦЕМ ИНДОНЕЗИИ

Большинство советских команд проводили весенний сбор в непотребных, "антисанитарных" условиях. Кому повезло, подались за кордон. "Спартак", например, извечный динамовский оппонент. Предсезонный настрой - решительный, мотивация максимальная: вернуть передовые позиции. Потому и собрались раньше обычного, в первых числах января. Тренировались, как и динамовцы, в облегченном составе - без семи игроков основы. Не имея собственного стадиона, приют спартаковцы находили в Лужниках. Там, в зале под Западной трибуной, и занимались трижды в неделю двумя группами. Один день посвящали легкой атлетике, один - лыжным кроссам в Подмосковье.

Старший тренер Николай Гуляев, пользуясь случаем, проверил перспективную молодежь: Корнеева (будущего бронзового медалиста ЧМ-66), Холмогорова, Грекова, Лобутева, Чистякова... Ввел жесткое правило. Если раньше к оценкам, выставленным после матча в протоколе, относились формально, то в 58-м получивший "двойку" в состав на следующую игру не попадал.

В начале февраля спартаковцы пересекли южные рубежи родины и продолжили подготовку в Индонезии (с ее президентом Сукарно Хрущев водил дружбу).

Встретили гостей палящее солнце, кокосовые пальмы, экзотические тропические деревья, дружеские улыбки людей и отличные травяные поля. Даже в дождь, когда сухой ниточки на футболистах не оставалось, набирали в весе мяч и бутсы, грунт оставался нормальным.

Тренировались в непривычных цивилизованных условиях в охотку - каждый день. Фактически дублирующим составом выиграли у хозяев все семь матчей с суммарным соотношением мячей 34:4.

Из молодежи отличились Лобутев и Виктор Чистяков, очень техничный, умный, по манере игры похожий на Игоря Нетто. В том же году он завоевал место в основном составе, получил награды и обещал вырасти в большого футболиста.

Несколько потов под жарким индонезийским солнцем пролил ветеран Сергей Сальников, оказавшийся за бортом сборной. Уязвлено было самолюбие не только футболиста, но и тренера Николая Гуляева: "Мы верим Сальникову и думаем, что некоторые (уж не Качалина имел в виду? - Прим. А.В.) слишком рано решили списать его в архив", - откровенничал он с журналистом.

Начальник команды Николай Старостин отношением старожила к делу остался доволен: "Он поставил задачу не повторять ошибок в режиме и в тренировках в 1957 году. Игры в Индонезии показали, что Сальников с поставленной задачей справился", - рассказывал он по возвращении из зарубежной поездки.

Сальников очень хотел вернуться в сборную и своего добился: в июне отправился с ней в Швецию и провел несколько матчей.

ТЯЖЕЛА ТЫ, ТРЕНЕРСКАЯ ДОЛЯ

Громких переходов перед новым сезоном не наблюдалось. Миграция футболистов - незначительная. Чего не скажешь о тренерах. В течение предыдущего первенства и после его окончания сменились они в восьми командах класса "А" из двенадцати.

Если футболисты в большинстве случаев сами проявляли инициативу или поддавались соблазнительным посулам, то тренеры искать новую работу чаще вынуждены были не по своей воле. Как тут не вспомнить произнесенные на одном из совещаний горькие слова Олега Ошенкова о тяжелой тренерской доле: "Когда я ставил вопрос, чтобы убрали из команды (киевского "Динамо". - Прим. А.В.) четырех игроков, которые портят всю команду, потому что они пьяницы и хулиганы, мне высокопоставленные товарищи сказали: нет, лучше, может быть, вас убрать, они все-таки играют. В результате я вынужден был уйти из этой команды...

Все спрашивают, а каковы права и обязанности тренеров? Формально это номенклатура Всесоюзного комитета, а по существу, кто хочет, тот и снимает тренера: директор завода, секретарь райкома и т.д.

Боятся тренеры работать, боятся идти на конфликт".

Характерна история, случившаяся в Сталино в предыдущем чемпионате. Областной совет ДСО "Шахтер", недовольный игрой команды, прозябавшей после первого круга в подвальных этажах таблицы, и результатами международных товарищеских встреч, разразился уникальным документом. Достоин был он большего внимания, нежели уделено ему автором этих строк из-за проблем с "жилплощадью" в последней главе летописи-57.

Можно позавидовать тренеру "Шахтера" Ермилову, вооруженному областным начальством блестящим теоретическим, методическим пособием. Сравнить его можно разве что с суворовской "Наукой побеждать". Председатель облсовета общества не только настоятельно требовал больше забивать и меньше пропускать, чтобы добиваться побед в каждом матче, но и доступно объяснял, как это сделать.

Не сумел, однако, тренер бесценными указаниями толково распорядиться. Правда, забивать и побеждать "Шахтер" стал чаще, очков больше набрал, на поверхность из подвала выбрался, но генеральную задачу - добиваться победы в каждой игре - провалил. В противном случае вместо обещанного пятого места оказался бы на втором.

То ли неведомы были Ермилову "различные новые варианты игры, основанные на широком маневре нападающих и коллективной обороне" (цитата из методического пособия), то ли опробовал их вопреки указаниям без участия "самих футболистов"... Потому и легла на плаху тренерская голова.

К новому сезону команду готовил вернувшийся после многолетнего перерыва Абрам Дангулов. В "Спартаке" он выиграл в 49-м бронзу, в 50-м прибрел "хрусталь", а в тандеме с недавним своим подопечным Василием Соколовым, избравшим тренерскую стезю, дважды добыл золото. В 54-м в связи с неудачной "валютной операцией" (обменяли золото на серебро) оба тренера со "Спартаком" распрощались.

Не берусь судить, вооружился ли Дангулов универсальным облсоветовским пособием или на свой страх и риск работал по собственной методе, но "Шахтер" он поднял. На протяжении большей части турнира команда проявляла боевитость, старание и всего за пять туров до финиша турнирную панораму обозревала со второй ступеньки. Кислородное голодание на непривычной высоте отразилось на состоянии "шахтеров", копавшихся по роду основной профессиональной деятельности в недрах земных. Оставшиеся пять матчей команда проиграла, простившись с честолюбивыми надеждами и... тренером.

Та же участь постигла его напарника по "Спартаку" Соколова, рулившего в 58-м в Тбилиси. Еще один москвич, Александр Севидов, начал трудовую деятельность в высшем классе в Кишиневе, где продержался более двух лет. Для дебюта неплохо. Лучшие годы у него впереди.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

После шестилетнего перерыва Александр Абрамов вернулся в куйбышевские "Крылья", а Борис Аркадьев - в армейский клуб.

Все это время Борис Андреевич работал в "Локомотиве", поднял курсировавший между пунктами "А" и "Б" железнодорожный состав на четвертую ступень и получил с ним Кубок.

Первый сбор тренер протрубил необычайно рано - 9 января. Трудовой ритм задал потогонный: вместе со страной футболисты работали по шесть дней в неделю. Из старых знакомых оставался только Анатолий Башашкин - восстанавливался после серьезной травмы, но обрести былую форму не смог и подал в "отставку".

Проблемы возникли с вратарем Разинским. Отлученный от сборной, затаил обиду, затосковал и решил сменить ориентацию - игровое амплуа. Аркадьев едва уговорил его отказаться от идеи переквалифицироваться в форварда. Уволившись, Разинский поколесит по стране, поиграет в разных городах трех союзных республик и в одном из них мечту осуществит. Но до этого, продолжая службу в армии, отметится двумя забитыми мячами с пенальти и станет лучшим бомбардиром среди голкиперов в высшем классе.

Министерство обороны, как и "Спартак", пробило своему детищу загранкомандировку. ЦСК МО продолжил предсезонную подготовку в ГДР на вполне приемлемых полях со всеми удобствами и спецоборудованием. Там и семь международных матчей сыграл с вполне приличным для этого времени года результатом: +4=2-1, 15 - 11. Единственный проигрыш, притом крупный (0:4), случился со сборной страны.

Аркадьев вернулся в прежний клуб не один, прихватил из "Локомотива" двоих нападающих - Германа Апухтина и Валентина Бубукина, кандидатов в национальную команду. Написав заявление о желании повышать техническое, тактическое мастерство и идейно-политический уровень в рядах Советской армии, они отправились со сборной в противоположном направлении - в Китай.

Футбольная секция дала Апухтину зеленый свет, а перед Бубукиным опустила шлагбаум. В протоколе заседания пленума Секции футбола записано без объяснения причин: "Считать нецелесообразным переход игрока команды "Локомотив" (Москва) В. Бубукина в команду ЦСК МО". На нет и суда нет. Армия решению Секции подчинилась безропотно.

Окончание - завтра