Газета Спорт-Экспресс № 40 (5510) от 25 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 февраля 2011 | Лыжные гонки

ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Чемпионами мира в спринте вчера стали швед Маркус Хеллнер (сенсационно) и норвежка Марит Бьорген (предсказуемо). Выступление мужской сборной России оказалось провальным. Один из фаворитов - Алексей Петухов и Михаил Девятьяров выбыли в четвертьфинале, Николай Морилов - в полуфинале.

"КОНЕЧНО, ЭТО ПРОВАЛ"

Сергей БУТОВ

из Осло

Алексей Петухов, конечно, никому не обещал выиграть в Осло. Но осадок от его поражения останется надолго.

Петухова в открытую называли едва ли не главным фаворитом чемпионата мира в Норвегии, и это ласкало слух, притупляло бдительность. Его победа, одержанная на этапе Кубка мира в Рыбинске примерно за месяц до Осло-2011, была столь красивой и убедительной, что Алексей просто не мог избежать бремени фаворита.

Петтер Нортуг, мегазвезда мирового лыжного спорта, внимательно смотрел телетрансляцию из Рыбинска. Он видел, как именно Петухов выиграл тот финал - не играя ни в какие тактические игры, в которые принято играть в спринте, россиянин просто включил максимальную скорость и на полном ходу ушел от соперников на такое расстояние, что, казалось, на финише мог позволить себе подъехать к трибунам за флагом. Слова Нортуга о том, что Петухов по прозвищу Русский Медведь отныне - "самый опасный соперник", разлетелись по всему миру.

Спринтерская группа под руководством Юрия Каминского готовилась к чемпионату мира отдельно от основной сборной. И иначе. Сборная сразу после Рыбинска уехала на сбор в норвежский Шушен, потом выступила на последнем перед Осло этапе мирового Кубка в Драммене и уже оттуда перебралась в норвежскую столицу.

Спринтеры остались в подмосковном Новогорске, который вскоре задохнулся от обрушившихся на столичный регион морозов и снегопадов. Полноценно тренироваться возможности у команды не было. В Драммене же Каминский выставил откровенно дублирующий состав - без Петухова, без Николая Морилова и Никиты Крюкова. Свое решение Каминский объяснил довольно оригинально - статистикой. Мол, только однажды победитель последнего перед мировым первенством этапа Кубка мира выигрывал на самом первенстве хоть какую-то медаль.

Увы, вера в высшие статистические силы не оправдалась. Вчера в Осло солировали именно те, кто неделей ранее выступал в Драммене и занимал там высокие места. Швед Маркус Хеллнер был в Драммене четвертым, а вчера победил. Его соотечественник Эмиль Йонссон, выиграв заключительный этап, завоевал бронзу. Нортуг и тогда, и сейчас был вторым.

О том, что российская спринтерская сборная в чем-то просчиталась с подготовкой, мы стали догадываться уже в квалификации. Потеря Евгения Белова на этой стадии в общем-то прогнозировалась - чемпионом мира-2011 среди юниоров, не тяготеющим к спринту, просто заткнули дыру в составе. Каминский решил приберечь Крюкова и другого триумфатора Ванкувера-2010 Александра Панжинского для классической эстафеты - и, надеюсь, это им поможет в следующую среду.

Ставка изначально делалась на Петухова с Мориловым, в меньшей степени на нестабильного Михаила Девятьярова. Его 18-е время в квалификации в принципе порадовало, чего не скажешь о 16-м времени Петухова и 28-м - Морилова. Николай вообще уходил из смешанной зоны, точно не зная, доведется ему бежать в четвертьфинале, куда попадала первая тридцатка, или нет.

В квалификации мирового первенства не принято беречься, сохраняя силы на дальнейшие забеги - слишком высок риск просчитаться. Потому-то место в квалификации, как ни крути, - вполне себе показатель готовности спортсмена. Если Петухов взлетал в финальном забеге в Рыбинске в гору, когда остальные в нее еле вползали, так он и в квалификации, если кто запамятовал, был лучшим. Да и два года назад на чемпионате мира в Либереце Петухов потерпел неудачу чисто тактическую, которая никак не была связана с физической формой, - а квалифицировался третьим. Тогда как будущий бронзовый призер того спринта Морилов - четвертым.

Петухов и Морилов от подробных комментариев в смешанной зоне в перерыве между квалификацией и основными забегами отказались, но это не значит, что они не оставили после себя ровным счетом никакой информации. Я не первый день знаком с Алексеем и Николаем. Неудовлетворенность результатами была нарисована на их лицах, явно просматривалась в слегка раздраженных жестах.

А потом Петухов с Девятьяровым вылетели в четвертьфинале. Причем Алексей предстал на трассе тенью самого себя образца Рыбинска. Куда все подевалось за эти недели?

- Петухов в последние дни жаловался на то, что делает очень много работы, - сказал Девятьяров, когда я спросил его об Алексее. - Ему казалось, что он с этим перебирает. То есть он говорил, что в принципе нормально переваривает нагрузки, но опасается переборщить.

Наверное, не совсем корректно, что о состоянии Петухова мне пришлось расспрашивать его товарища по команде (и конкурента, как ни крути), ну а какой был выбор? Петухов после поражения пронесся по смешанной зоне не Русским Медведем, а Русской Ракетой. Развел руки, дав дожидавшимся его репортерам понять: сказать что-то по существу не может. Или не хочет. Или не знает, что говорить.

- Не было рывка, какой-то крейсерской скорости, - это Девятьяров уже о собственных ощущениях после четвертьфинала. - Хотя можно и нужно было проходить дальше. Состав забега, если вы обратили внимание, был, прямо скажем, проходным.

Самокритика Девятьярова-младшего, сына олимпийского чемпиона Калгари-1988, - это, конечно, замечательно, но вылет на стадии четвертьфинала - явно не тот результат, что планировали и сам спортсмен, и его прославленный отец, и Каминский.

Конечно, мы продолжали надеяться на Морилова. Того самого Морилова, который еще никогда не подводил. Ни в Саппоро-2007, куда приехал безусым юнцом, а уехал вице-чемпионом мира в командной эстафете с Василием Рочевым, ни двумя годами спустя в Либереце, где попал на финише в "коробочку", организованную норвежцами Хаттестадом и Кьолстадом, но все же вырвал зубами бронзу. Между прочим, у швейцарца Колоньи и вчерашнего триумфатора Хеллнера. Из Ванкувера-2010 Николай тоже без награды не уехал, став на пару с Петуховым бронзовым медалистом спринтерской эстафеты.

Вчера Морилов, который заработал себе репутацию автомата Калашникова, не дающего осечек, впервые в карьере пережил горечь неудачи на главном старте сезона. Том самом старте, к которому самозабвенно готовился, позабыв на время про все на свете - родных, друзей, любимую девушку.

- Я мечтал, грезил этим чемпионатом, - чеканил слова Морилов. - От многого отказался, многим пожертвовал. "Режимил", запретил самому себе все на свете. Между поездкой домой и на сбор выбирал поездку на сбор. Девять долгих месяцев я вынашивал эту идею - бежать в финале чемпионата мира в Норвегии. И сейчас, как любой нормальный человек, поставивший все на карту, чувствую разочарование и горечь.

- Конечно, это провал, - продолжал "исповедоваться" Николай. - По тем результатам, которые у спринтеров были в последнее время, это самый настоящий провал. Очевидно, что мы допустили какой-то просчет. Причем практически не сомневаюсь, что в последние две недели подготовки. Может быть, я что-то неправильно понимаю, но мне кажется, что в этот момент все решают тренерский опыт и мастерство самих спортсменов. В эти дни тренер должен только направлять спортсмена, а тот обязан сам, отталкиваясь от своего самочувствия и ощущений, решить: сколько раз ему ускориться, какую тренировку сделать, скоростную или силовую. И так далее. То есть очень многое зависит от спортсмена, и я с себя ответственности не снимаю. Не хочу винить Юрия Михайловича (Каминского. - Прим. С.Б.), мне доставляет удовольствие работать с ним и тренироваться под его руководством. Очень уважаю его как человека и специалиста.

Мне сейчас трудно даже предположить, что конкретно у нас не сложилось. Не могу сказать, что я был плохо готов физически. Нет, неплохо. Но и не отменно. А выступать с таким пограничным состоянием на чемпионате мира - это... Можно, конечно, но рассчитывать на то, что покажешь свой максимум, наверное, не стоит.

Проблема, разумеется, в том, как именно мы "подвелись" конкретно к этому старту. Вполне возможно, что, поставь в программу Кубка мира через неделю после чемпионата коньковый спринт, мы бы с Алексеем всех разорвали. Но спринт в этом смысле жесток, как и весь профессиональный спорт. Ты должен быть сильнейшим не вчера и не послезавтра, а сегодня. Здесь и сейчас. Все остальное - пустые разговоры.