Газета Спорт-Экспресс № 48 (5518) от 9 марта 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 марта 2011 | Биатлон

БИАТЛОН

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера Максим Максимов принес сборной России первую медаль в Ханты-Мансийске, завоевав серебро в индивидуальной гонке.

ГЛОБАЛЬНАЯ ХВОРЬ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Ханты-Мансийска

Есть образное слово, отражающее то, что происходит с нами на чемпионате мира. Не слишком благозвучное, быть может, но что ж поделаешь. В Ханты-Мансийске, да и вообще в сезоне, сборную России со страшной силой колбасит.

Бегут одни - садятся на якорь другие. Получается стрельба - пропадает бег. Понять тенденции, выстроить турнирную стратегию, обрести хоть в чем-то уверенность невозможно.

Во вчерашней индивидуальной гонке заколбасило снова. На серебряный уровень взлетел Максим Максимов, закопанный большую часть сезона в кубках IBU и Уватах. Евгений Устюгов и Максим Чудов полноценно готовились в главной команде, но пробежали медленнее, а Иван Черезов не справился со стрельбой.

Биатлон в этом смысле - особенный вид спорта. В нем дистанция между успехом и провалом преодолевается порой с легкостью необычайной. Здесь типовая подготовка дает зачастую нетипичные результаты, а святая вера в собственные силы оборачивается полнейшим непониманием происходящего.

Но даже с учетом синусоидной биатлонной специфики без закономерностей нельзя рассчитывать на что-то серьезное. На то, иными словами, чем мы совсем недавно обладали. Их нужно лепить, эти закономерности, выстраивать, вычислять. Ими нужно командовать, наконец! Хотя точнее сегодня прозвучит "нужно было командовать". Потому что к домашнему чемпионату мира никакими закономерностями наша сборная не обзавелась. Кроме одной - нас стабильно колбасит.

Давайте на этом фоне воздадим должное Максимову. Пока он единственный, кто попытался опровергнуть версию, будто результаты российской сборной - это теория случайных чисел. Вышел на старт, тщательно очистив голову, - "работать, а не побеждать", как он сказал. Попросил тренеров не грузить его никакой информацией на трассе, ибо знал: ни лучше, ни хуже он от этого не пробежит. Выполнить заложенную программу казалось Максимову важнее. Потому что программа была заложена действенная.

У него получилось. Все специальное вообще лучше всего универсального - закон жизни. Сузил подготовку - получил преимущество. Проще пареной репы, не правда ли? Но почему в таком случае никто, кроме Максимова, не завоевывал у нас медалей чемпионатов мира и Олимпиад в столь специфических индивидуальных гонках целых 15 лет - со времен успеха Сергея Тарасова в Рупольдинге-96?

Скорее всего, потому, что мы имеем дело с системой одного человека, относящегося к себе придирчиво и здраво оценивающего собственные возможности. Но не с системой в масштабах сборной. Под Максимовым была платформа, пусть и узкая, из-под остальной команды она за последний год куда-то испарилась.

Шесть гонок чемпионата позади. В российской корзинке одно серебро, не принесшее понимания, откуда возьмутся другие гостинцы. Женщины вовсю экспериментируют с составом - после сегодняшней "индивидуалки" не востребованной останется лишь Ульяна Денисова. Мужчины пытаются понять, что с ними происходит. Перебрали, кажется, все резоны, осталось только снег на трассе полностью обновить. Но крокодил скорости пока не ловится, кокос стрельбы не растет. Состояние тренеров даже задумчивым не назовешь - внутри оно, по-моему, столбняковое.

Чего ждать от остатка ханты-мансийского пути? Мне кажется, проще поступить, как Максимов. Отключить лишнее, не ждать, а смотреть. Надеждам, понятно, не прикажешь. Весь вопрос - надеждам на что?

На попытки сохранить лицо? В общем, да. На еще пару-тройку медалей, ценность которых в такой ситуации невероятно высока? Ну конечно же! На сохранение хотя бы минимального позитивного уровня душевного здоровья российских спортсменов? И то верно.

Не надо надеяться на другое. На случайность нынешней ямы. На то, что все само по себе как-нибудь утрясется. На правдивость рассказов сборников о необъяснимо плохом самочувствии, "не том" времени начала гонки или переборе с восстановительными процедурами.

"Колбасит" - куда более глобальная хворь. Весь сезон мы гнали от себя подобные мысли. Теперь точно знаем: это "ж-ж-ж" неспроста.

Другие материалы - стр. 12, 13