ФУТБОЛ
ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/8 финала. Ответный матч
"СПАРТАК" - "АЯКС" - 3:0
РЕТРО-БЛОКНОТ
КАК ЧЕРНОМЫРДИН "СПАРТАКУ" СТАДИОН ПООБЕЩАЛ
13 лет - целая футбольная эпоха: сколько всего поменялось... Вот уже десять сезонов, как "Спартак" остается без золота, не у больших тренерских дел Олег Романцев, его подопечные гоняют мяч в ветеранских командах. А тогда, в 98-м, они были героями своего времени, победителями "Аякса", в матчах с которым дважды свели с ума всю Россию и заставили радоваться как ребенка ее премьера.
И вот опять 17 марта, опять "Аякс", опять ответный матч в Белокаменной. Только на этот раз - в Лужниках. Стадион в Петровском парке, трибуны которого тринадцать лет назад, в холоднющий мартовский вечер, ревели от восторга, увы, приказал долго жить. Но память о том матче жива. И возвращаясь к нему годы спустя, вдруг вспоминаешь какие-то интересные детали, которые в тот момент попросту утонули в радостных эмоциях победы над "летучими голландцами".
Зрителей тогда, несмотря на крепкий морозец, собралось на "Динамо" под завязку! А ведь еще в три часа дня ГУВД ломало голову - принимать стадион или нет. Несмотря на титанические усилия тружеников арены и призванных на помощь солдат, в секторах Восточной и Западной трибун все-таки еще оставался таящий опасность лед. То ли милицейское руководство решило пойти на риск, то ли сыграло роль то, что на стадион вдруг неожиданно собрался премьер Виктор Черномырдин, но "добро" на проведение матча было-таки получено.
Как водится, предварительно стражи порядка с собачками обследовали Северную трибуну, а заодно и все, что под ней расположено. И только после этого грозные представители ФСО дали отмашку: добро пожаловать, Виктор Степанович. Шумный кортеж премьера прибыл на стадион минут за тридцать до начала матча, и он в окружении свиты и охраны занял место в VIP-ложе. Настроение у премьера было праздничным: чувствовалось, что второй человеку в стране уверен в победе "Спартака".
Как только встреча началась, к автору этих строк, работавшему тогда пресс-атташе "Спартака", подошел один из помощников почетного гостя и протянул текст для диктора стадиона: "Дорогие друзья! Сегодня на матче присутствует премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин!"
- Знаете, я бы добавил еще пару слов: "Дорогие, друзья! Сегодня вместе с вами на матче присутствует…", - предложил я и в ответ увидел поднятый помощником большой палец. Так и объявили. Народ радостно поприветствовал правительственное пополнение в своих рядах, а премьер довольно улыбнулся - понравилось.
На протяжении всей игры болел Черномырдин шумно, эмоций не скрывал, время от времени шутил, веселя окружение в ложе. А после того, как Ширко победным голом распечатал ворота ван дер Сара, ко мне вновь подошел человек из свиты:
- Виктор Степанович хочет после матча пройти в раздевалку "Спартака" и поздравить ребят с победой.
- Милости просим! - откликнулся я.
- А в каком виде будут в этот момент футболисты? - осторожно поинтересовался чиновник. - В майках или без?
- Скорее всего - без. Погода-то видите какая: в сырых футболках они запросто могут простудиться.
- Как-то не очень это будет выглядеть, если премьер станет общаться с полуголыми игроками, - засомневался помощник.
- Ничего, - успокоил я его. - Английские футболисты, когда их королева на "Уэмбли" поздравляла, тоже не в смокингах были.
На том и сошлись.
В спартаковскую раздевалку Виктор Степанович нагрянул минут через пять после финального свистка.
- Сегодня вы сделали огромное дело, - громко провозгласил он. - Ваша победа объединила всю Россию. Огромное вам за это спасибо.
И принялся поочередно жать руки футболистам, а Александра Филимонова даже по-отечески обнял.
- Ну Филя, теперь тебе с этой фотографией ни один гаишник не страшен, - тут же пошутил кто-то из ребят.
- Может, какие-то просьбы есть, Олег Иванович? - поинтересовался премьер, когда очередь дошла до Романцева.
- Есть, - ответил тот. - Никак не можем пробить строительство стадиона. Может, поддержите?
- Будет вам стадион, - пообещал Черномырдин. - Обязательно будет!
И на прощание приветливо улыбнулся.
…Было это ровно 13 лет назад. Нет до сих пор у "Спартака" своего стадиона. Да и обаятельного и остроумного Виктора Степановича с нами, увы, тоже нет...
Александр ЛЬВОВ