ФУТБОЛ
Нынешний главный тренер "Томи" с 1988 по 1990 год возглавлял сборную Камеруна. О специфике этой работы он вчера и рассказал "СЭ".
Валерий НЕПОМНЯЩИЙ: "В КАМЕРУНЕ ПРОСМАТРИВАЛ ПО ВОСЕМЬ
КОМАНД ЗА УИК-ЭНД"
- Работу в Камеруне пришлось начинать с места в карьер. 2 ноября 1988 года я прибыл в страну, а уже через две недели сборная должна была принять участие в турнире на приз Таможенного союза шести африканских государств. Сбор перед ним проводил с сорока футболистами, отобранными национальной федерацией. Естественно, главной его целью было знакомство с игроками и их отбор. Для этого я использовал двусторонние встречи в усеченном составе - 6 на 6 и 7 на 7, потому что на небольшом участке поля было легче разглядеть возможности своих новых подопечных. Да и сам турнир я фактически провел в качестве наблюдателя, изучая то, насколько футболисты способны выполнять тренерские задания и обучены тактически. По условиям контракта я был обязан вывести команду в финальную часть мирового первенства-90.
Для решения этой задачи мне необходимо было иметь полную информацию о готовности кандидатов в сборную. Проблема осложнялась тем, что в первенстве Камеруна играют футболисты-любители. А данных о легионерах, выступающих по всему миру, я почти не имел. Поэтому решил сосредоточиться на матчах чемпионата страны, в котором участвуют 16 клубов. Четыре из них представляли столицу Яунде. Встречи проходили по субботам и воскресеньям. Причем по две в день. Так что за выходные я успевал просматривать по восемь команд. В остальные дни недели ездил на их тренировки. Через полгода я уже имел реальное представление о том, на кого можно рассчитывать в отборочном турнире.
К примеру, на чемпионате мира в центре обороны в сборной Камеруна играл Жюль Онана, который не попадал в состав своего клуба "Канон" из Яунде потому, что тренер не видел его на этой позиции. Очень помог в работе просмотр видеозаписей матчей камерунской команды на Кубке Африки-88, который она выиграла под руководством Клода Леруа. Кстати, впоследствии мы с ним несколько раз общались, но реальной помощи он мне не оказывал. Возможно, обижался, что в Камеруне от его услуг отказались.
В итоге на мировое первенство в Италии в нашей команде поехали 11 любителей и ровно столько же профессионалов. Таким образом, состав сборной обновился ровно наполовину.
Непростым оказалось появление в ней кумира камерунских болельщиков, форварда Роже Милла, который уже закончил карьеру и поигрывал в свое удовольствие за любительскую команду где-то на юге Франции. В 88-м я предпринял попытку вернуть его в сборную, однако Роже ответил отказом. Но в начале мая 90-го, за месяц до старта чемпионата, мне позвонил в Хорватию, где мы готовились, министр спорта страны и сообщил, что народ требует у президента страны возвращения своего любимца в сборную. Естественно, я был не против - и один из героев грядущего чемпионата тут же прибыл на сбор.
После ЧМ-1990 я собирал команду только перед официальными турнирами. Время от времени для поддержания ее боевого состояния мы проводили товарищеские матчи с африканскими сборными.
Александр ЛЬВОВ