Газета Спорт-Экспресс № 68 (5538) от 1 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 апреля 2011 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

АТЛЕТ СЕЗОНА

НАША ПРИСТАНЬ - РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Елена Исинбаева и Евгений Трофимов встретились в Волгограде 6 марта, в воскресенье. Выбор дня для решающего разговора не случаен, конечно, - то воскресенье было Прощеным.

Расстались тренер со спортсменкой (вернее, спортсменка с тренером) в 2005-м. Исинбаева в те дни изо всех сил старалась подать решение об уходе, как их с Трофимовым совместное, выстраданное, но это плохо соотносилось с реакцией самого тренера, который не особенно выбирал слова в разговорах с журналистами.

Он, впрочем, не особенно выбирал их и год, и два, и пять лет спустя. Вот что сказал прошлой весной Трофимов на просьбу прокомментировать решение Исинбаевой сделать перерыв в карьере после двух подряд громких поражений, на летнем и зимнем чемпионатах мира в Берлине и Дохе:

- Мне не очень понятен ажиотаж вокруг решения Исинбаевой, - рубанул с плеча тренер. - Что, спорт понес какую-то громадную потерю? Произошла в связи с этим серия самоубийств? Для меня очевидно одно. Лена - это скрипка Страдивари, а на ней играют, как на балалайке. С такой спортсменкой, как Исинбаева, нужно жестко управлять процессом, вне зависимости от того, чего она уже добилась. Возможно, перерыв пойдет ей на пользу в том смысле, что она сумеет переосмыслить подход к тренировкам. А тренер осознает, что с ней нужно ра-бо-тать.

Трофимов и знаменитый наставник Сергея Бубки Виталий Петров, к которому ушла Исинбаева, когда-то дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Потом, когда между ними встала Исинбаева, дружбе пришел конец. Петров рассказывал, что, когда в Москве зимой 2006-го проходил чемпионат мира в помещении, он просил тогдашнего главного тренера сборной Валерия Куличенко организовать ему с Трофимовым встречу. Довольно красноречивые слова, означающие, что, спустя несколько месяцев после ухода Елены от первого тренера, два маститых наставника такую встречу организовать самостоятельно уже не могли.

Нормального разговора тогда так и не получилось. Едва ли получится и сейчас. Профессиональное общение с Петровым Трофимову не нужно, он сказал об этом "СЭ" прямым текстом. Вряд ли сохранит практический интерес к Исинбаевой после расставания и Петров. Двум полюсам уже не сойтись. Хотя, конечно, никогда не говори никогда. Эту мудрость, кстати, не забывал и Трофимов, оставшись без своей воспитанницы.

Но почему Исинбаева с ее заграничным загаром гуляет теперь по Волгограду, а не по Монте-Карло?

Сама Елена в тех коротких комментариях, которые себе позволила, озвучила "тему ностальгии". Италия с Монако это здорово, но наша пристань, как известно, - родительский дом. Близкие к Исинбаевой люди рассказывали, что все эти годы Елене очень не хватало семьи. Короткие встречи в межсезонье не могли компенсировать постоянную нехватку живого общения. Если предположить, что семейный фактор стал основным мотивом, тогда ее уход, ранний или поздний, от Петрова был предрешен - он не мог поехать с ней в Волгоград. Хотя бы потому, что там был Трофимов.

Сам Трофимов озвучил другую причину - сугубо спортивную. Исинбаева, по словам тренера, сама заявила: если оставлю все как есть, сползу в яму. А какая вообще может быть яма, когда через год Олимпиада в Лондоне, а через два - московский чемпионат мира? То есть те турниры, ради которых, собственно, Исинбаева после второй выигранной Олимпиады в спорте и осталась. Хотя вполне могла себе позволить бросить все к чертовой матери и пить белое вино где-нибудь на Капри. В худшем случае, заседать в Госдуме.

Конечно, в ностальгической версии Исинбаевой много дипломатии. Она походит на попытку сделать, как и в 2005-м, вид, что расставание с тренером - рутинный технологический процесс. Что тренерское мастерство Петрова не имеет совершенно никакого отношения к жизненным обстоятельствам, вынудившим ее кардинально сменить среду обитания.

Именно поэтому я больше склонен верить словам Трофимова. Хотя не считаю, что в провале Исинбаевой виноват один только Петров. Так не бывает.