Газета Спорт-Экспресс № 76 (5546) от 11 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 апреля 2011 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ. Плей-офф. Финал

"ЯБЫК" ДЛЯ "АТЛАНТА"

Юрий ГОЛЫШАК

из Уфы

Д ень между матчами выдался какой-то чудной. У меня зазвонил телефон. Тревожили болельщики "Атланта" со своими печалями:

- Нигде, ни в одном городе с таким хамством не сталкивались. Знаете, как нас запускали на арену? Поставили перед входом автобус с затемненными стеклами. В одну дверь запускали, внутри раздевали, обыскивали, переписывали паспортные данные - и только потом выпускали через другую. Будто в концлагере. Слава богу, я ребенка на игру не взял. Он бы хоккей возненавидел… Напишите об этом?

Я поклялся. Едва успел договорить, позвонил Вадим Епанчинцев. Мой добрый товарищ. У него тоска своя.

- Думаете, приятно нам с Олегом Петровым на старости лет читать, что не успеваем за Мозякиным?

- А вы не успеваете? - оторопел я.

- Вот и мы подумали: неужели не успеваем? Вроде бы нет, нормально играем. Мы постоянно читаем "СЭ". Открываем после матча, а там черным по белому: "Епанчинцев и Петров не успевают"…

Я пообещал Вадиму, что он да Петров останутся моими любимыми хоккеистами. Самыми ловкими и проворными, и плевать на годы. Вадим пообещал в ответ не обижаться по пустякам.

Я утер пот со лба. День только начался, а уж сколько сделано. Посмотрел на часы - вот-вот должна была начаться тренировка "Атланта". Сходить, нет? Знал бы, что увижу, - не сомневался бы и секунды.

А увидел я чудо. Ураган. Сколько лет пишу о хоккее - такого веселья на льду не встречал. Милош Ржига морщится от слова "мотиватор" - но после такого мне хотелось выкрикнуть ему в лицо: "Мотиватор, мотиватор, мотиватор!"

Вышел "Атлант" понурым. Хмурился Марек, смотрел исподлобья Горохов, закусил ус Сергей Мозякин. Как на панихиде. Ржига раздумывал недолго, как встряхнуть команду. Запустил игру в буллиты - а всякий не забивший сбрасывал с себя что-то из хоккейной амуниции.

Какие вратари в "Атланте", рассказывать не надо. Таким еще попробуй-ка, забей. Гора шлемов и свитеров росла. Чем больше становилась - тем веселее было на льду. Илья Горохов стягивал свитер. Марек остался без наплечников. Кто-то бросал в кучу ракушку, защищающую самое важное. Епанчинцев помогал Петрову, не снимая коньков, освободиться от штанов. Сергей Мозякин развязал бинты, стягивающие остатки амуниции. Готов уж был остаться в плавках. Кто-то из администраторов не выдержал, расхохотался - и Мозякин, недолго думая, швырнул бинтом в него…

А Ржига смеялся громче всех. Правда, и оголиться совсем не позволил. Дал свисток.

Видел бы сердитый "Салават", запертый где-то на базе, этот цирк. Расширил бы глаза: кто, собственно, ведет в серии?

Смеялись все - не до смеха было только кому-то из работников "Атланта". В последний момент успел отдернуть ногу, едва не попал под конек уходившего со льда Барулина.

- Щелк - и нога на три размера меньше, - побледнел уцелевший. - Всю жизнь об этом мечтал.

* * *

Около автобуса я подошел к Милошу Ржиге.

- Представляете, жена с сыном выложили в Пардубице из мелких камней эмблему "Атланта". А когда я Братиславу тренировал, написали, помню, транспарант… Помните, я вам рассказывал, что за "Атлант" болеет вся страна?

- Конечно.

- Вчера я пошел прогуляться перед сном по Уфе. Узнал, что и здесь за нас болеют. За нас, не за "Салават". Люди подходят, говорят такие теплые слова… Когда маленький сражается с большим, народ всегда переживает за маленького. За "Атлант" болеют все фанаты "Спартака" и ЦСКА, я точно знаю. Мэр Мытищ поставил большой экран.

- В команде у вас напряжения никакого.

- Было напряжение перед тренировкой. Мы можем жаловаться на судейство - но проиграли себе сами. К первому периоду не были готовы. Так в финале не играют. То, что показали, - вообще не наша игра. А какая наша, знает Питер и Ярославль. Физическое состояние у "Атланта" нормальное - второй и третий периоды показали, что с этим порядок.

- В судейскую зайти не хотелось?

- А что мне там делать? Что обсуждать? Все же было видно… Зато ночью почти не спал. Два раза посмотрел матч - чтоб наутро не обидеть кого-то не по делу.

- Кроме Барулина могли бы хоть одному своему игроку поставить пятерку за первый матч?

- Левандовскому, Упперу, Траханову и Обшуту. Десять наших хоккеистов играли, остальные - стояли весь матч.

- О вашем будущем можно говорить?

- Можете спрашивать, но я ничего не знаю. Сам, если честно, не совсем понимаю, что происходит. Насчет нового контракта - полная тишина.

- Но точно останетесь в России?

- А где же еще?

* * *

- Знаю я, где Ржига вчера гулял, - усмехнулся Сергей Михалев. - мы вместе посидели в ресторане. Милош - отличный тренер.

Дело шло к полуночи. Мы сидели с приехавшим комментировать финальные матчи Сергеем Михалевым, приводившим "Салават" к чемпионству в 2008-м, в холле гостиницы "Башкортостан". Говорили обо всем на свете. О Ржиге и вратаре Марьине. О "Тракторе", "Нью-Джерси" и деревне Шершни. Рядом бегал трехлетний сын Михалева Степан.

В дверях показался Ржига.

- О, Михалыч! - распахнул объятия пан Милош. - Ты лучший тренер России!

- Дед Мороз, - указал на бородатого Ржигу пальцем Степан.

Ржига кивнул. Дед Мороз так Дед Мороз.

- Пойдем, Дед Мороз, я тебе аквариум покажу. Там красные рыбы - и Степан увлек Ржигу куда-то в сторону.

…Я шел по ночной Уфе, разглядывал витрины. На аптеке табличка: "Ябык. Закрыто".

Как прекрасен башкирский язык, подумал я. Какие точные слова. Кто назавтра проиграет - тому наверняка ябык. Поймает "Атлант" свою игру - "Салавату" со всеми его звездами придется туго. В СКА звезд было не меньше. Всех пан Ржига откомандировал в сборную.

В Казани была когда-то милая традиция - подбрасывали в гостевую раздевалку дохлую крысу. Заставляя вздрагивать впечатлительного пана Петржелу. В Башкирии иначе - усадили генерального директора "Атланта" Андрея Веревко в ложу №13.

- Несчастливая, - ужаснулся я.

- Это они думают, что несчастливая, - только посмеялся Веревко. - Я скажу вам так: за нас болеет вся страна. Все видели, каким образом обыгрывали "Атлант" в первом матче. Ничего, мы как пружина - чем сильнее сжимают, тем больнее разожмется…

* * *

"Салават" играл так же размашисто, как в первом матче. А судьи работали точно так же - довольно скоро оставили гостей в меньшинстве. С трибуны показалось, играл Федоров против Григоренко чисто. Ржига всплеснул руками: началось…

"Атлант" выстоял, заставляя Вячеслава Быкова кричать на скамейке чужим, будто напрокат взятым голосом. Команда внимала глазами, ушами, позой. Нарушения против игроков гостей никто и не думал фиксировать. Траханов едва поднялся со льда - свисток молчал.

Моментов у ворот Барулина было создано много. Впрочем, это для нас, корреспондентов, это "моменты" - а для Барулина пустяки.

Сама судьба сыграла против "Салавата" - Марека ударили в чужой зоне. Судья промолчал. Это и помогло "Атланту", Ян запоздал вернуться. И вышла чудесная контратака - Булис выдал Мареку пас на пустой угол. 0:1!

Контратаки "Атланта" выглядели идеальными. Скоростной проход - и тут же бросок. Не размениваясь на долгую распасовку.

Марек стал главной мишенью для игроков "Салавата". Ненавидели его всей командой. Расправиться лично готов был и Свитов, и Кутейкин. Удержали судьи. Умненький, как раввин, Марек охотно подставлялся под зацепы и подножки - падая на лед так живописно, что грех было не выписать две минуты обижавшему.

К концу периода трибуны затихли. Так "Салават" давненько никто не гонял. Куда там "Магнитке".

* * *

Ко второму периоду "Салават" пришел было в себя - и снова остался в меньшинстве. Чудом шайба не влетала в ворота Эрсберга, даже рикошеты оказывались в его пользу. Уфа, способная подавить любого соперника, узнавала, насколько классный у нее вратарь.

Вечер прекрасного хоккея был испорчен в середине второго периода. Со стороны казалось, Федор Федоров и не трогал особо Владимира Антипова. Ехал себе Федоров с шайбой, Антипов налетел сбоку - и рухнул. Понятно, дела его были плохи. Увезли Антипова на носилках. Но за что удалять игрока "Атланта"? Он-то чем провинился?

"Салавату" секунды потребовались, чтоб отыграться. А корреспонденты смотрели повтор эпизода - и снова убеждались: нарушения со стороны Федорова не было и близко. Не за что было давать и две-то минуты - а Федоров получил пять. Отправившись отдыхать до конца игры.

Игроки "Атланта" героически бились против атаки "Салавата" и четырех судей. Понятно было - выиграть в Уфе гостям не дадут. Григоренко забивал снова, счет становился 2:1. Осмелься "Атлант" отыграться, легко представляю, что было бы дальше. Вспоминая первый матч и нынешний. "Салавату" подарили два гола - вручили бы наверняка и третий. Что уж мелочиться.

Интересно другое: как отреагирует Лига на испорченный безобразным судейством финал Кубка Гагарина? Финал! Кому нужен такой хоккей? Кому нужно издевательство над одной из команд?

Судьи понимали: натворили что-то не то. Оставили "Салават" втроем - тот выстоял. Теперь-то было проще. К концу второго периода ясно было, что игра сделана. Хозяева реализовывали очередное большинство, счет рос. Ржига отказывался уходить на перерыв, что-то крича судьям, - а тем все эти крики божья роса…

* * *

Не знаю, верил ли "Атлант", что отыграется. Не знаю, существует ли команда, способная отыграться в таких условиях.

Команда у Ржига духовитая, кидалась на ворота Эрсберга отрешенно. Такие матчи - тоже кузница характеров. "Салават" же, решив, что дело сделано, чуть разомлел. "Эрик Эрсберг. Мы верим" - появлялась картинка на табло.

"Атлант" уже не верил ни в Бога, ни в черта. Разве что в Костю Барулина - тот вытворял на ленточке эпизодами что-то немыслимое. Эрсберг во вратарских талантах не уступал…