ЭКСТРИМ
Паркур (от французского parcurs du combattant - дистанция, полоса препятствий) - это преодоление препятствий различного характера в движении. Основанный группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и др.), в настоящее время он активно развивается во многих странах мирах. И боже вас упаси назвать человека, занимающегося этим, паркурщиком, только - трейсер.
В гостях у "СЭ" побывал Сергей Валяев, несмотря на свои 22 года, фигура в паркуре весьма заметная.
БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ БЕЗ ПРАВИЛ
- На входе вас долго допрашивал охранник - к кому, куда? А слабо было появиться у нас через окно?
- Не обратил внимания на расположение ваших окон. Но наверняка можно найти несколько способов проникнуть в здание, минуя охрану.
- Я вот читала, что один ваш коллега таким образом из тюрьмы сбежал. Реально?
- Вряд ли он мой коллега. Паркур учит в первую очередь не делать зла. Вероятно, это был не трейсер, а просто человек, который получил какие-то навыки и использовал их.
- Тогда что в вашем понимании паркур, зачем он нужен?
- Философия паркура такова: нет преград, есть лишь препятствия. А они преодолимы. В паркуре не применяются никакие подручные средства. Человеку для достижения цели достаточно рук и ног. Это его инструменты.
- Сами как с паркуром познакомились?
- Лет шесть назад, когда уже начал заниматься им, увидел по телевизору репортаж о первой российской команде The tracers, которую создал Олег Краснянский. Написал ему, встретились. Так и втянулся в тусовку, вокруг которой начал собираться весь паркур России. Тогда нас было несколько человек, а сейчас уже тысячи. Проводятся сборы, семинары, фестивали, есть неделя паркура в Питере.
- Многие утверждают, что паркур - это не спорт. Тогда для чего же вы тренируетесь, причем довольно серьезно?
- В паркуре присутствуют элементы акробатики, боевых искусств, необходимо хорошо бегать, лазать, в нем много чего намешано. Все это приходится осваивать на тренировках. Но в паркуре нет правил, он ничем не регламентирован. Мне кажется, он еще долго не станет спортом в общепринятом понимании.
- Насколько я знаю, в паркуре есть несколько направлений. Расскажите о них.
- Основных три. Первый - трикинг - это когда на плоскости человек вертится как юла и делает как можно больше "ударов", то есть трюков за секунду. Это показательные трюки из боевых искусств, приправленные акробатикой. Второй - сам паркур - перемещение из точки А в точку В с максимально эффективным преодолением препятствий, где остаются только прыжки, кувырки, лазание и никакой акробатики. И третий - фриран. Тут можно смешивать акробатику, трюки из брейк-данса, скорость не имеет значения. Хоть пешком ходи, главное - впечатлить зрителя.
- Вы сказали, что трейсер должен из одной точки в другую попасть как можно быстрее. Но ведь это уже элемент соревнований.
- Изначально паркур был придуман как несоревновательная дисциплина, и трейсеры всего мира придерживаются этого правила. Если где-то пытаются провести соревнования, мастера паркура их просто игнорируют, а новички, которые соглашаются, не впечатляют зрителей.
- А есть школы паркура?
- Во Франции находится единственная в мире школа Parkour Generations, где разработана система сертификации. Окончившие ее, получают право преподавать паркур официально. Получить сертификат высшей степени невероятно сложно. В мире таких всего несколько человек.
- Россияне среди них есть?
- Армен Гюлоян целенаправленно готовился, ездил на месяц тренироваться в Англию и получил сертификат. Он открыл в Москве Академию паркура, которая имеет официально подтвержденное право обучать этому виду спорта.
- Как проходит тренировка трейсера, например, ваша?
- Я стараюсь постоянно держать себя в форме. Для этого занимаюсь ОФП - в основном отжимаюсь, подтягиваюсь, бегаю раза три в неделю. В среднем занятие длится два часа. Пробегаю, допустим, 2 км, нахожу интересный спот - точку, где можно отработать определенное упражнение, и делаю его. Затем бегом к следующей точке и т.д. Иногда просто собираемся с друзьями, чтобы пробежать по трассе, причем очень сложной.
- И даже тут не возникает желания обогнать, быть первым?
- В том-то и дело, что, когда мы бежим, есть ведущий, остальные должны держать его темп.
- Как вы сказали, в паркуре есть несколько направлений. Значит, навыки у трейсеров тоже разные. К чему вы тяготеете?
- Я люблю баланс. Могу встать на турник, стоять, приседать, прыгать через скакалку там наверху. Могу сделать боковое сальто и приземлиться снова в исходную точку. Потратил год, чтобы удерживаться на этой тоненькой полоске.
- А было желание похулиганить, сделать что-то запрещенное?
- Не сказал бы, что делал нечто незаконное. Но на метромосте на Воробьевых горах тренироваться запрещено. А на деле полиция не пойдет туда, где я занимаюсь. Как только полицейские окажутся на мосту, сразу поймут, что это череда каскадов и пропастей, через которые надо перепрыгнуть. Но таких навыков у них нет. Максимум, что они могут, - постараться поймать меня внизу. Но как это сделать, когда с моста четыре выхода?!
- Человек-паук Ален Робер, который залез в Москве на башню Федерация, тоже трейсер?
- Нет, он занимается скалолазанием, билдерингом (лазаньем по зданиям), ничего общего с паркуром это не имеет. Замечательный, кстати, человек. Я лазил с ним на Триумф Палас, фотографировал его. Там было очень страшно. Настолько, что, когда Робер влез на шпиль и просто держался за него руками, а мне надо было слегка выдвинуться, чтобы его заснять, у меня все холодело внутри. Я не люблю высоту. Но экскурсия на Триумф Палас меня очень впечатлила.
- А с основателями паркура вы знакомы?
- Да, с самим Давидом Беллем и его командой "Ямакаси", с ребятами из нового поколения трейсеров. Видел в Перми Себастьяна Фукана, но тесно с ним не общался.
- Кстати, сам Фукан снимался в фильме о Джеймсе Бонде, команда "Ямакаси" снялась в одноименном фильме Люка Бессона, есть еще несколько фильмов с элементами паркура - "Багровые реки", "13-й район". Почему такой интерес к этой дисциплине?
- Как правильно заметил Давид Белль, кино стало другим. Все прыжки и погони стали иными, потому что в них участвуют не просто каскадеры, а специалисты паркура, которые ставят эти сцены. И выходит гораздо зрелищнее. Замечательный пример тому - фильм "Принц Персии", где трюки ставил сам Белль. Здорово сделано!
- Вас поработать в кино приглашали?
- Я ставил трюки в "Дерзких днях" режиссера Руслана Бальцера, где рассказывается о приключениях трейсеров команды Urban Monkeys. Снимался на телевидении в передачах о паркуре, в клипе с элементами паркура у Ани Лорак. Приглашали поработать каскадером. Но мне не нравится процесс съемок, когда ты устал, а тебе говорят: еще раз, еще... Не хочу насиловать свое тело, делая 50-й дубль, когда я уже устал и могу травмироваться. Не мое это. А вообще из трейсеров получаются отличные каскадеры, такие, как мой друг Миша Бельский.
- Очень многие люди узнают о паркуре из рекламы о коте Максе. Не обидно, что об этом доверили рассказывать коту?
- Замечательно! Очень здорово и смешно получилось.
- Макс после трюков сразу бежит ням-ням. А у вас есть специальный рацион?
- Стараюсь есть поменьше фастфуда, побольше овощей и вообще питаться сбалансировано. Трейсеры после тренировок любят пить кефир, йогурт и есть бананы.
- У вас когда-нибудь возникало желание показать друзьям, какой вы крутой?
- Раньше да, был самоуверен, за что и поплатился серьезной травмой руки, которая до сих пор меня беспокоит. Сделал трюк несколько раз и четко понимал, что больше не могу. Но что-то толкало: еще, еще, я крутой! Вот тогда и перешел ту грань, когда паркур перестает быть паркуром. После этого желание впечатлять окружающих пропало напрочь. Все-таки паркур - это личное, для себя, а не для друзей.
- Так все-таки паркур - экстремальный вид деятельности?
- Нет. Он антиэкстремален, учит тому, чтобы не рисковать собой понапрасну. Не делать то, к чему ты не готов. Нельзя переступать через себя. Для любого, кто не подготовлен, экстремальным может быть все, даже небольшой прыжочек. Если сделал какое-то упражнение миллион раз, то и на миллион первый ничего не произойдет.
- Разрешите все же не согласиться, осечка когда-нибудь будет. Прыжок питерцев Эрика Мухамедшина и Евгения Обухова с 8-этажного дома на 5-этажный ни о чем вам не говорит?
- Я считаю такие трюки лишними. Обухов тогда сильно ушибся. А то, что делает Эрик, не очень близко мне по духу. У него установка на рекорды.
- У вас страх перед трюком бывает?
- Бывает. Это нормально. Но заметил, что страх очень часто приходит потом. Когда готовишься выполнить трюк, уходят все мысли, пропадает все вокруг. И только когда ты сделал это и понял: ох, ни фига себе! - только тогда могут нахлынуть страх, эмоции.
- Не кажется, что какая-то часть паркура все же перерастет в настоящий спорт?
- Не вижу в этом ничего плохого. Однако думаю, что паркур останется свободным от всяких рамок - он все же не зрелищен. А вот фриран - то, что нужно зрителю.
- У трейсеров есть своя тусовка?
- Замечательно, что в паркуре все общение идет через интернет, через видеоролики. Видишь, что происходит в мире, новые трюки, это очень мотивирует.
- Вам приходилось использовать свои навыки в конкретных целях?
- Однажды на даче все разъехались, про меня забыли и не оставили ключи. А я тут как тут, смотрю: все заперто. Заметил, что в крыше на втором этаже было полуоткрыто окно. Недолго думая, перепрыгнул через забор, залез на гараж, пробежался по крыше и через то окно попал внутрь дома. Была необходимость, я использовал свои навыки.
- Когда узнают, что вы трейсер, о чем чаще всего спрашивают?
- Сальто можешь?
- И последнее. Есть фехтовальщик Кровопусков, спелеолог Провалов, бегунья Усталова. Вам это ни о чем не говорит?
- Ну да, фамилия у меня тоже говорящая. Только вот мне в школе учительница всегда повторяла: "Валяев, не валяй дурака". Ну я и старался следовать ее совету.
Елена РЕРИХ