ХОККЕЙ
НХЛ. Плей-офф. 1/4 финала
ПЛЕЙ-ОФФ МЕЧТЫ ДЛЯ БЫКОВА
Сценарий всех четвертьфинальных серий розыгрыша Кубка Стэнли словно был написан штабом сборной России. Все клубы, в которых есть российские звезды, или в максимально сжатые сроки вылетели (как "Вашингтон" Овечкина, Семина и Варламова, уступивший "Тампе" - 0-4), или находятся на грани вылета (как "Детройт" Дацюка и "Филадельфия" Бобровского, проигрывающие 0-3).
ВАШИНГТОН - ТАМПА-БЭЙ - 0-4
Матч № 4
ТАМПА-БЭЙ - ВАШИНГТОН - 5:3 (1:1, 2:1, 2:1)
Голы : Мэлоун (3), Бергенхейм (6), Бергенхейм (7), Бержерон (1), Сан-Луи (6) - Штурм (ОВЕЧКИН) (1), Эрскин (1), Карлсон (2).
Наши: Овечкин (25:05/5/+1), Семин (15:25/2/0) - -.
Три лучших игрока: Бергенхейм (Т), Мур (Т), Дауни (Т).
Счет в серии: 4-0 (4:2, 3:2 ОТ, 4:3).
Слава МАЛАМУД
из Вашингтона
ОТБЕРГЕНХЕЙМИЛИ ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО
Вот и все, отмучились. Получилось быстро, профессионально и почти безболезненно. Не то что семиматчевые мучения в предыдущие годы. Чик - и золотая тучка всея НХЛ растворилась в весеннем небе. Был "Вашингтон" - и нет "Вашингтона".
Овечкин, Семин, Грин, Бэкстрем, документальный фильм, рекламы, тусовки, Матчи всех звезд, лицо НХЛ - все в песок. Овечкин, говорите? Проиграл Овечкин. Отбергенхаймили и размэлуонили главную звезду мирового хоккея по первое число. И остается Александру нынче быстренько посидеть у разбитого корыта, привычно размышляя о несбывшемся, а потом живенько собирать вязанку клюшек - и в Братиславу, за мировым чемпионством.
Что же случилось-то? И кому теперь вставлять свежий фитиль? Стал ли "Вашингтон" заморской версией СКА из города Санкт-Газпромбурга?
В этом последнем вопросе ваш корреспондент компетентен чуть меньше, чем ни насколько, а вот на первые два можно постараться найти ответы. Начинать надо, понятное дело, с Главного. Речь не о тренере, разумеется. Но мы им лучше закончим. А для начала перечислим остальные, не столь очевидные факторы.
Что погубило (опять) до безумия фаворитный "Вашингтон"? Во-первых, конечно же, "Тампа-Бэй". Да, Бергенхеймы с Мэлоунами - а кто же еще? "Молния" была великолепна, как великолепен опытный, много раз продырявленный матадор, спокойно, безжалостно, экономно и профессионально заготовляющий говядину на нужды испанского пищепрома. Еще до начала серии было очевидно, что ключи к победе в ней будут лежать на пятачках перед воротами и что "Тампа", а точнее - ее пятачковые грызуны Мэлоун и Дауни, имеют в этом компоненте перевес. "Вашингтон" наверняка знал это тоже, но не смог ничего противопоставить дисциплине и мощи соперника.
"Тампа" отыграла идеально. Давление двумя форвардами внесло смятение в ряды соперника и превратило вашингтонский переход от обороны к атаке в хождение по мукам и короткие перебежки по минному полю. Звезды "Молнии" Лекавалье, Сан-Луи и Стэмкос сыграли именно как звезды. Ребята, обеспечившие пресловутую "длину скамейки" вообще были выше всяких похвал, а Бергенхейм заставляет вспомнить Брэда Ричардса 2004 года и на полном серьезе произносить слова "Конн Смайт".
ПЛАЩ-ПАЛАТКА БРЮЕР
Вратарь Ролосон, который в свой 41 год мог бы быть очень молодым дедушкой для пары игроков "Кэпиталз", был стоек и неутомим. Защитник Брюер висел на Овечкине, как плащ-палатка. Тренер "Молнии" Ги Буше с его излюбленной схемой "1-3-1" был заинтересован не только в том, чтобы не дать играть Овечкину с Семиным, но и в том, чтобы его парни бегали быстрее и бросали точнее.
"Молния" переключала скорости в матчах по своему усмотрению и в нужные моменты легко перехватывала инициативу. Одним словом, "Тампа" была банально лучше приспособлена для кубкового хоккея. В то время как "Вашингтон"...
Фавориты были беспомощны и жалки. Диспетчер Бэкстрем пропал без вести и до сих пор не найден (три броска в выездных матчах, и все - в самом распоследнем периоде), защитник Грин был травмирован и малоэффективен, побитый ветеран Арнотт не возымел никакого эффекта.
СЕМИН - НА ВЫХОД?
Отдельный разговор - об Александре Семине. Он, отлично сыгравший в первом раунде, снова запропал во втором и наверняка опять получит от фанатов и прессы свою порцию тумаков. Более того, его шансы остаться в "Вашингтоне" на весь следующий сезон сейчас кажутся мизерными. К сожалению, Семин так и не смог доказать, что является кубковым бойцом. Он промахивался, терял шайбу, не отрабатывал в своей зоне. Второй гол "Тампы" в последнем матче был забит при полном его попустительстве - Александр стоял истуканом в своей зоне.
В конце концов перестал доверять ему и тренер. На последней минуте, когда "Вашингтон" был в большинстве и снял вратаря, Семин на площадку не вышел. Самый технически одаренный форвард команды (наверняка он входит как минимум в первую десятку по лиге), игрок, который в регулярке рвал оборону "Тампы" в лапшу, сидел на скамье.
Это очень многое говорит о том, насколько удался ему этот плей-офф. Кто знает, может, были уважительные причины. Может быть, большая доля вины лежит на партнерах Семина по звену. Может быть, он опять играл с незалеченной травмой. Но репутация - штука нежная, а она сейчас у Александра не в лучшей форме.
ОВЕЧКИН ПОНЯЛ, ЧТО БУДРО СЛАБОВАТ
Большая доля вины лежит и на тренере Брюсе Будро, чья дальнейшая карьера в "Вашингтоне" теперь стоит под большим вопросом. Тут уж сами за себя говорят неумолимые факты. "Вашингтон" пропускал важные голы (в том числе в овертайме второго матча) после крайне неудачных смен.
"Столичные" несколько раз в ключевые моменты игр попадались на нарушении численного состава. У них так и не сложилась нормальная игра в большинстве. "Тампа" вчистую убирала соперника в третьих периодах каждого матча. Соперник выглядел более мотивированным, позитивно настроенным и уверенным в системе своего тренера. Новообретенный вашингтонский "кубковый стиль" (жесткая оборона, эффективная, но не эффектная атака) продержался очень недолго и в решающие моменты сбивался на навал.
Овечкин, как показалось, довольно быстро понял, что Будро опять переигрывает более талантливый кубковый шахматист, и переключился на кавалерийские наскоки - без особых успехов. Но о капитане, как и было обещано, мы поговорим детально. Прямо сейчас.
ПРЕТЕНЗИЙ К ОВИ МЕНЬШЕ ВСЕГО
Итак, Овечкин. Два гола и две передачи в четырех матчах, 17 бросков по воротам, в двух играх на выезде почти не уходил со льда - более 24 минут игрового времени в каждой. Силовая игра, парочка неосторожных удалений (высоко поднятая клюшка, чересчур ретивый прием с подпрыгиванием), приведших к голам соперника, ошибки в средней зоне, на синей линии и в чужой зоне, под конец - обреченные попытки все взять на себя, понурое рукопожатие и опустошение в глазах.
Об отказе давать интервью по-русски можно и не говорить - прямого отношения к делу это не имеет. Вопрос, кажется, заключается даже не в том, можно ли повесить на Овечкина пресловутых собак, а в том, сколько на нем уместится жучек и что делать, если уместятся не все.
На самом деле из всех игроков, за исключением вратаря Нойвирта, к Овечкину претензий должно быть меньше всего. Любому, кто знает хоть что-нибудь о внутренней кухне "Столичных", известно, что Александр - капитан команды лишь в пиаровском и масс-медийном понимании этого термина. Что-то вроде королевы Англии - повсеместно любим, уважаем, ярок и величествен.
Однако из-за молодости и, будем откровенны, подчеркнутой иностранности Овечкин - все-таки не главный лидер команды. Де-факто эти функции выполняют заслуженные ветераны Лайх и Кнубл.
В этой серии Овечкин сыграл как настоящий вожак. Он был единственным, кто боролся в каждой смене каждого матча, единственным, кто отказывался сдаться до последнего (за минуту до конца, когда уже все-все было ясно, Александр отчебучил еще один проход к воротам, после которого сам оказался в сетке), единственным, кто играл так, будто на кону стояли его честь и достоинство. Он летел к каждой шайбе, не отвернулся ни от одного силового приема и заряжал партнеров (и соперников) высказываниями типа: "Мы поедем туда и выиграем два матча".
Ошибки же как раз и были результатом излишнего рвения и понимания того, что партнеры не дотягивают, не поспевают, что не разжигается в них огонь. Овечкин не опустил руки и не отошел в тень, в которую забились остальные игроки "Кэпиталз". Он выбрал заведомо проигрышный путь одного воина в том самом поле. Он тянул - без точки опоры. Он бушевал - бестолку.
Ошибки и потери шайбы в плей-офф простительны. Индифферентность - никогда. В этом грехе капитана никто не обвинит. Он не смог повести за собой деморализованную и потерянную команду. А кто смог бы? Он не смог ликвидировать деморализованность и потерянность. Это запредельное требование для одного игрока, тем более 25-летнего и не местного. Он делал то, что умел - играл в хоккей в режиме перегрузки системы жизнеобеспечения. Тот факт, что получалось далеко не всегда, удивлять не должен. То, что получалось вообще что-либо, - уже немало.
ЭПИЛОГ
Это был непростой и не очень звездный сезон для Александра. Он сознательно притормозил, пожертвовал индивидуальным лоском ради командного блага. Он отдал статистические трофеи в другие руки, намереваясь обменять их на Кубок Стэнли. Он не обнаружил в себе новых глубин и не открыл миру новые стороны своей игры (как это постояно делает Сидни Кросби - великий перфекционист, фанатик самосовершенствования) - он просто хотел завоевать трофей. Ни он, ни команда не оказались достойны этой чести. И этот факт, судя по игре Овечкина в плей-офф, в очередной раз показывает, что выиграть Кубок Стэнли - самая трудная миссия в мире хоккея.
Таланта и рвения у Овечкина всегда было много и вряд ли убудет в ближайшее время. Опыта и расчетливости он еще сможет поднабраться. Автор этих строк не склонен считать Александра каким-то там клиническим "лузером", чистым шоуменом и гастролером регулярных сезонов. Бойцовских задатков у него хватает, даже если их далеко не всегда дополняет такое важное качество, как хладнокровие. Цели он перед собой ставит правильные, пусть и не всегда адекватно воспринимает трудности на пути к ним. Рано или поздно все кусочки этого пазла сойдутся вместе и, если даст бог шайб и клюшек, нарисуют над буйной головой Александра главный кубок мирового хоккея.
Рано или поздно. Но не сейчас. Видимо, эта конкретная сталь должна закаляться дольше. Хоккей - странная, глупая, капризная, но, в конце концов, в высшей степени справедливая игра. Что, собственно, и является наиболее точным вердиктом серии "Вашингтона" и "Тампы".