ФУТБОЛ
СОГАЗ-ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 8-й тур
БУХАНКА НА КОНУ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Перед праздниками мне пришло письмо от Николая Андреевича Пшенко из Новороссийска. Не электронное, а обычное, в конверте. Вот выдержки из этого письма.
"Я родился в Москве на 4-й Тверской-Ямской улице. Во время войны был в московском детском доме. В 1946-м бегал на "Динамо", болел за эту команду. Стадион был всегда полон! И получали игроки копейки. А сейчас у каждого зарплата, как у министра (тут Николай Андреевич ошибается, причем в меньшую строну. - Прим. Е.Д.), а отдача нулевая. Ни один игрок, включая сборную, не может обыграть соперника, за что ему платят?
…Предлагаю после матча показывать статистику каждого футболиста. Вратарь плохо сыграл - не давать ему зарплату. Защитник проиграл 70 процентов единоборств - выплатить 30 процентов положенного. Полузащитник отдал 20 процентов точных передач - пусть столько и получит от своего контракта. Зарплата тренера тоже должна быть эквивалентна результатам команды…
Я был на матчах за рубежом, смотрю иностранные команды по телевизору - небо и земля по сравнению с нашим футболом! Там всех наших игроков просто уволили бы! Почему если токарь за смену портит 40 процентов деталей, с него столько же и удерживают за брак, а с игроков нет? Такую же систему надо внедрить в российском футболе!
...Помню, как после войны играли на ипподроме за Белорусским вокзалом за хлеб. Соперники приносили буханку и ставили на кон. А мы свою. Выиграл - получаешь обе".
Не думаю, что архаичность предлагаемых мер способна затмить искренность автора письма. И полностью согласен с тем, что если бы нынешние футболисты играли за хлеб, они делали бы это по-другому. Лучше.
Пусть не все. Но вот футболисты "Волги", например, во встрече с "Анжи" - точно.
Странный был матч. И по игровому наполнению второго тайма, и по поведению на тренерской скамейке Омари Тетрадзе. Горячий наставник "Волги" до перерыва вышел к бровке единственный раз. Потом, если не ошибаюсь, не выходил вовсе. Сидел на месте хмурый, не типичный. Лицезрел. К концу игры я понял, кого он мне напоминает: Леонида Слуцкого во время матча 2009 года "Терек" - "Крылья Советов". Та же апатия. То же понимание происходящего при невозможности что-либо изменить. И минимум комментариев после игры, хотя общительный Тетрадзе имел ничуть не меньше формальных оснований сказать то же самое, что Валерий Карпин после поражения от "Амкара": "Детский сад".
А вся "Волга" во втором тайме удивительно смахивала на одного своего бывшего игрока. Хозяева предстали этаким коллективным защитником Поляниным. Нет, они не убегали прочь от мяча, как этот представитель футбольного цеха в прошлогодней игре в "Нижним Новгородом", но в эпизодах с обоими голами в свои ворота выглядели то ли ослепленными, то ли чем-то дезориентированными. А может, кем-то. Пропустив решающий мяч, нижегородцы даже не схватились за головы. Ну а чего там, бывает, футбол дело непредсказуемое. Проход по флангу, подача, - ух ты, мячик мимо пролетел. Смотри-ка, еще один. Не успели оглянуться, а уже горим. Ну и хрен с ним.
Возможно, защитникам "Волги", а также другим людям, причастным к этим голам, было и впрямь все равно. Но вот Николай Андреевич Пшенко, если он смотрел эту игру, уверен, нервничал у себя в Новороссийске. И все отчетливее понимал, почему в 1946-м стадионы были полными, хотя игроки получали копейки, а сейчас наоборот.
Не уйти в данном случае и от попыток осознать роль "Анжи" в столь "полянинском" поведении соперника. Думаю, руководству дагестанского клуба не понравилось бы, если бы матч в Нижнем Новгороде и судейство Станислава Сухины в игре предыдущего тура "Анжи" - "Ростов" кто-то назвал звеньями одной цепи. Однако людям не запретишь строить догадки и полагаться на собственные ощущения. А также возмущаться отсутствием борьбы в некоторых матчах российского чемпионата и вспоминать времена, когда на кону стояло нечто большее, чем миллионы евро, - послевоенный хлеб.
Недавно я был в Махачкале. И знаете, мне там понравилось. Имею в виду "Анжи", в первую очередь: новую энергию новых людей в клубном руководстве, размах планов, перезагрузку идей и форматов. Однако те, кто задает самый главный вектор развития махачкалинского клуба, обязаны понимать: грубость и дикость старых методов, если от них не отказаться, причинят проекту ничем не восполнимый ущерб.
Какой смысл тратиться на пиар и заигрывать с болельщиками по форме, выводя за скобки содержание? Зачем делать клуб частным и объявлять его центром спортивной жизни республики, если не ставить при этом во главу угла футбол и только футбол? Мальчишкам нравится, когда за их команду выступают мировые иконы, и к высокому месту в турнирной таблице они не равнодушны, но детские уши имеют свойство улавливать не только хорошее, а взрослые, в свою очередь, не могут только хорошее обсуждать.
К дисциплинарным органам, ответственным за высокие моральные устои в российском футболе, я сейчас, заметьте, не апеллирую. Они приучили нас к незыблемости принципа "нет тела - нет дела", а также к тому, что всякое разбирательство должно начинаться с заявления потерпевшего. Правда, вот ФИФА на днях заключила 10-летний договор с Интерполом для борьбы с договорными матчами. Может, через год-другой это как-то скажется на строгости действий защитников "Волги" у собственных ворот?
Окончание и другие материалы о минувшем туре - стр. 2 - 9