БИАТЛОН
3-кратный чемпион мира, который вошел в тренерский штаб женской сборной России, дал "СЭ" первое интервью в новом качестве.
Павел РОСТОВЦЕВ: "УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ БУДЕМ ПОДБИРАТЬ ВМЕСТЕ С ПИХЛЕРОМ"
Дмитрий УСКОВ |
из Красноярска |
- Как из чиновника администрации Красноярского края вы превратились в наставника сборной?
- Примерно месяц назад со мной связался Валерий Польховский, с которым мы постоянно общались и после завершения моей карьеры. Он спросил, готов ли я вообще разговаривать на эту тему. Я ответил, что все решения буду принимать только после того, как поговорю с губернатором Львом Кузнецовым. Но здесь никаких проблем не возникло. Мы поговорили, согласовали наше дальнейшее взаимодействие. После этого мою кандидатуру вынесли на рассмотрение в экспертный совет Минспорта, и правление СБР утвердило мое назначение.
- Какова будет ваша роль в сборной?
- Думаю, мое назначение связано с тем, что российский биатлон в последнее время стал немного отставать в методическом плане организации учебно-тренировочного процесса. Поэтому в сборную были приглашены авторитетнейшие специалисты, отвечающие за функциональную подготовку. Так, в мужскую команду пришел гуру лыжных гонок Николай Лопухов, специалист, который добивается результата с любым материалом. Кроме того, вернулся Андрей Гербулов, и теперь мужская сборная полностью укомплектована тренерскими кадрами.
Что же касается женской команды, то руководство СБР искало человека, который будет взаимодействовать с Пихлером, постарается напитаться методиками немца. Как известно, учиться заново легче, чем переучиваться, и поэтому мой минус - отсутствие практического тренерского опыта - превратился в плюс. Кроме того, не последнюю роль, думаю, сыграли мой опыт спортсмена, знание биатлона изнутри и владение немецким языком.
- Многие тренеры утверждают, что с женщинами работать непросто. Вас это не пугает?
- Страха как такового нет. Как и в любом новом деле, есть некоторые сомнения в правильности своих решений. Но сегодня все девушки после не самого удачного сезона готовы работать по максимуму. Все понимают меру ответственности. Думаю, что какой-то психологической несовместимости у нас быть не должно. Лично мне очень удобно и то, что главенствующую роль будет играть Пихлер.
- Как вы с ним будете делить обязанности?
- Мы договорились, что функциональная подготовка будет полностью его прерогативой, тогда как упражнения для стрельбы будем подбирать совместно. Кроме того, именно мне предстоит доносить суть этих упражнений до девушек.
- Судя по женской эстафете на чемпионате мира в Ханты-Мансийске, работы у вас предостаточно…
- Это вопрос психологии. Люди, которые умеют стрелять, не могли разучиться это делать за один день. Надо, чтобы девочки поняли: тот тренировочный навык, который они приобрели, крепок и реализуем в любых соревновательных условиях. Уверенность в себе в первую очередь достигается с помощью серии удачных стартов или тяжелейших тренировок, которые даже выше соревновательных нагрузок. На тренировке ты можешь прийти на рубеж в гораздо худшем состоянии, чем на соревнованиях. И если справляешься в таком состоянии со стрельбой, тогда что тебе мешает это сделать в гонке?
Кроме того, необходим опыт стартов, нужно привыкнуть к реву трибун в контактной борьбе. Думаю, у лидеров сборной - Зайцевой, Богалий-Титовец, Слепцовой, Юрловой - уже есть достаточный опыт. А перед Глазыриной, Седовой, Денисовой, Романовой стоит задача подрасти. Время на это есть, до Сочи еще три сезона.
- Пихлера многие воспринимают как специалиста, который не слишком любит Россию. Вас это не смущает?
- Пихлер выказывал негативное отношение вовсе не к нашей стране, а к конкретным фактам употребления допинга. Согласитесь, это разные вещи. Позиция Вольфганга состоит в том, что результатов в спорте можно достигать без применения запрещенных веществ. Что он, кстати, доказывал на протяжении долгого времени.
- На ваш взгляд, каковы шансы вернуться в сборную у Ярошенко и Юрьевой?
- Полагаю, они есть. У людей, которые находятся не в команде "А", но желающих пробиться в состав сборной, такие возможности будут. Кроме того, сейчас мы обсуждаем вопрос полноценного отбора сильнейших в преддверии чемпионата мира. Предполагается, что делаться это будет в соревновании. Понятно, что лидерам на тот момент будут сделаны некие преференции, но несколько мест в сборной можно распределять и накануне главного старта сезона.
- На ваш взгляд, что происходит в последнее время с Максимом Чудовым?
- Мне кажется, дело опять-таки в психологии. Когда человек достигает результата, честно и усиленно тренируется, а потом оказывается, что это не гарантия призового места, не сломаться очень тяжело. Я сам через это проходил, знаю, что это такое. Максиму сейчас нужно выдержать, выяснить, где была сделана ошибка, и сделать это может только он сам. Я думаю, он способен вернуться на прежний уровень - спортсмен он очень сильный.
- В последнее время в биатлоне слишком много скандалов. Вам так не кажется?
- Эта проблема популярности нашего вида спорта. Никуда от этого не деться. Всегда будут критики, журналисты, имеющие другую точку зрения.
- Опыт чиновника поможет вам в новой работе?
- Несомненно, нужно в любом случае быть уважительным в общении с прессой, понимать, что у всех есть своя, порой иная точка зрения. Буду аккуратнее в оценках и прогнозах.
- После своего назначения планируете переезжать в Москву?
- Нет. Между сборами и соревнованиями буду находиться в Красноярске - здесь мой дом, моя семья.