Газета Спорт-Экспресс № 102 (5572) от 13 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 мая 2011 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ОДИН НА ОДИН С ЛАВИНОЙ

Толстовка, ветровка, потертые джинсы, непременная бейсболка и еще рюкзачок - образ экстремала Геннадием Хрячковым выдержан на все сто. Да и трудно представить себе человека, родившегося и выросшего в Приэльбрусье, свободного от этих замашек. Геннадий - спасатель и горный гид. А также один из сильнейших фрирайдеров страны.

- Похоже, вам сам бог велел с гор спускаться?

- Родители вначале купили мне беговые лыжи, катался на них с горочек возле дома и не понимал, что есть горы, с которых можно по-настоящему спускаться.

- Когда это поняли?

- В подготовительном классе тренеры отобрали меня в секцию горных лыж. До 8-го класса занимался в спортшколе, а потом на тренировке сломал ногу и как-то отошел от спортивных дисциплин, стал кататься сам, вне трасс, что и называется фрирайдом.

- Сломали на трассе ногу и после этого пошли во фрирайд?

- Ногу сломал, прыгая с трамплина, на тренировке.

- Упал, очнулся, гипс?..

- Точно. После этого была учеба в Санкт-Петербурге, служба в армии. Когда вернулся домой, сразу - на лыжи. Устроился спасателем на канатную дорогу.

- А как превратились в крутого фрирайдера?

- Работа спасателя подразумевает катание вне трасс. Едешь, чтобы прозондировать места на лавиноопасность, люди ведь все равно туда пойдут. Надо предупреждать несчастные случаи.

- И сколько в день так накатываете?

- От скал Пастухова (Эльбрус. - Прим. Е.Р.) до Азау, раз по двадцать - спуск, подъем.

- Из личного опыта знаю, что лавины там не редкость, с ними можно как-то бороться?

- В Приэльбрусье лавины обстреливают из пушек, но есть пара мест, где из пушек не попасть, вот и приходится там обрабатывать склон.

- Как?

- Со стороны - просто катаемся, на деле - целенаправленно, планомерно. Снег как бы обрезаем, он ломается и остается на месте. Потом его нужно раскатать, чтобы он случайно не сорвал лавину, которая дойдет до трассы.

- Но при этом народа там все равно ломается много…

- Обычно это горнолыжники, у которых неправильно подобрана амуниция, катающиеся без инструктора, не понимающие, что делать. Вторая категория пострадавших - сноубордисты. Эти обычно или упадут куда-нибудь или во что-нибудь врежутся. Дисциплинированный фрирайдер как раз отличается тем, что прежде чем ехать на автопилоте, просматривает трассу и определяет, где можно ехать быстро и красиво.

* * *

- Вы сами попадали в лавины?

- Конечно. Сразу охватывает паническое состояние, тело деревенеет, становится непослушным. Все происходит очень быстро. Если у тебя не закрыты дыхательные пути, можешь задохнуться.

- Этого можно избежать?

- Есть так называемая балаклава, такой тонкий рукав-подшлемник. Ее можно надеть на голову, но лучше так, чтобы она закрывала рот и нос. В ней, когда попадаешь в лавину, чувство, будто бабушка сует тебе в рот пирожки. Ты не хочешь, а она - ешь! Незабываемо.

Расскажу один случай. Как-то работал на Чегете, снега было немного, но лавина была очень быстрая. Я как раз был в балаклаве, но когда объяснял что-то клиентам, снял ее. И тут же попал в лавину - сам ее срезал.

Первый снег, пытался срезать его в кулуар, в который собрались ехать. Снег повис, но не сошел. В этом случае просто едешь вниз по кулуару на максимальной скорости, потом сворачиваешь, останавливаешься, а лавина проходит мимо тебя. Но в данной ситуации не был уверен, что лавина сойдет - тогда один из моих подопечных рано или поздно в нее попадет. Поэтому я всеми силами пытался ее срезать. В итоге срезал, встал в соседний кулуар, лавина прошла, все хорошо.

Потом вижу, что эта лавина во всех соседних кулуарах спровоцировала лавины, которые приходят в одно место, на выполаживание, а за ним идет большой сброс. Там нет снега, все в скалах, туда можно попасть только один раз.

- Кошмар какой-то.

- Понимаю, что спуститься вниз не могу - скалы, торчащие поперек кулуара, где я находился, не позволяли ехать. Тогда упал на спину и выставил вперед ноги со сноубордом, готовый встретить эти скалы. Когда это произошло, меня бросило через них вниз.

Дальше было ощущение, что какой-то добрый дух бросил мне в рот огромную лопатку снега и сказал: "А где у тебя балаклава? Весь мир учишь кататься в балаклаве, а сам"?

- Что вы ему на это ответили?

- Пролетел очень большое расстояние, приземлился на жесткий снег, сильно повредился, успел испугаться, но в какой-то момент понял, что надо встать. Пытался это сделать, но тело было ватным. Я падал, вставал, но какие-то потоки меня догоняли, били под колени, я снова падал. В один момент в облаке снежной пыли образовалось окно, я увидел, что рядом сброс, мне стало так страшно, что вскочил на доску и отъехал с лавины.

- Сколько длился этот ужас?

- Секунд 20-30. Причем все это видели сверху мой друг и несколько клиентов. Наверное, подумали: ну и крутой у нас гид, как объяснил, так и сделал! А что происходило в этой снежной пыли, они даже представить не могли. Когда встал, позвал их снизу, а они не едут. Оказывается, там просто снега не осталось.

* * *

- В такие переделки попадают профессиональные фрирайдеры. Это ваша работа. Но вы же еще и в соревнованиях участвуете, там тоже опасно?

- Там все по-другому. На соревнованиях люди зачастую рискуют, мчатся вниз, сломя голову, с одной мыслью - выиграть. У меня же разум перевешивает, понимаю, что не готов рисковать своей жизнью ради подиума. Всегда пережду лавинку.

- Кстати, что оценивают судьи?

- Судьи - те же райдеры, на данный момент не соревнующиеся. Выбирается трасса, линию спортсмены выбирают себе снизу. Оценивается сама линия спуска, плавность, органичность, также - техника, стиль, контроль езды и агрессивность. Я бы назвал этот компонент - уверенность, с которой ты едешь. Тут проявляется твой опыт, становится понятно, как выбирал линию, как себя на ней чувствуешь.

- Прыжки, трюки обязательны?

- Нет, есть негласный критерий - общее впечатление. Но в первую очередь оценивается линия. Можешь прыгнуть на 20 метров со скалы, а можешь взять кусок ледяного склона метров в 20 и, не прыгая, проехать по нему, не кантуясь. Это будет оценено одинаково. Если прыгнул, сделал сальто и чисто приземлился, это большой плюс. Лучше проехать без трюков, но чисто.

- Сколько вас таких крутых райдеров соревнуется?

- Человек 40-50.

- Какие соревнования вас привлекают?

- Уже четыре года существует Freeride World Tour. Первый раз ехал туда, как играющий тренер, а получилось, что никто, кроме меня, в финал не прошел. А вообще у меня своя судьба - мне все время попадаются какие-то кустики на пути, камни, ямки. Поэтому - падения на ровном месте. Но если я прошел все проблемы с получением виз, занял у друзей денег, куда-то добрался и, наконец, встал на старт, мне уже кажется, что всего достиг. Для меня это просто способ существования.

- Тем не менее, в прошлом году, удивив всех, вы были третьим на этапе в Шамони. Чем объясняете?

- У меня все проезды такие, что судьи говорят: "Если бы не упал, был бы первым".

- Прыжки, трюки любите?

- Мне нравятся большие, долгие полеты.

* * *

- Чем вас привлекает Мировой фрирайд-тур?

- Нравится, что этапы проходят каждый раз в каком-то новом месте, на новом курорте. Это меня допингует, хотел бы побывать во всех горах хоть раз в жизни.

- Чем зарабатываете?

- Как спасатель получаю не много. Могу заработать как гид, инструктор зимних видов спорта. Но это в сезон, когда люди едут кататься. Если же еду на Мировой фрирайд-тур, то особо времени зарабатывать нет.

- В туре ведь тоже есть призовой фонд?

- Если выигрываешь, можно заработать, но не в моей ситуации. Просто сам бы я не смог собраться и поехать в интересные места покататься, а соревнования стимулируют.

- Вам ведь доводилось и судьей быть. Разница между катанием и судейством в чем?

- Мне всегда доставались последние номера в заездах. Видишь только, как соперники уехали и выехали у финиша. Будучи судьей, можешь всех сравнивать, анализировать. Лучший проезд всегда очевиден, его ощущаешь сразу.

- Субъективность у вас в судействе присутствует?

- Есть, конечно, но когда ты ставишь оценку, то сравниваешь с лучшим проездом на данный момент. Опять же, есть главный судья, и у тебя совесть присутствует. Подсудить очень сложно.

- Какая разница во фрирайде между лыжами и доской?

- Почему я отдал предпочтение сноуборду? Например, из-за ботинок, они мягкие, удобные. В них можно спокойно сесть за руль, доехать до места катания, весь день провести в них и, не снимая, вернуться домой. В лыжах ботинки особые, в них целый день не походишь. К тому же они имеют свойство отстегиваться в самый неподходящий момент.

- А скольжение на лыжах и сноуборде чем отличается?

- Если снег чуть подтаял или его подморозило, на сноуборде ехать легче. В то же время на лыжах удобнее преодолевать плоские участки, заледеневшие, с ними на канатке проще. Что касается катания сверху вниз при идеальных условиях - на лыжах однозначно быстрее.

- В мировом туре шесть этапов, на одном вы были третьим, но не попали в финал, что помешало?

- Там сейчас идет политика минимизации участников, я в основной сетке был десятым, а в финал выходили всего шесть человек. Но это не помешает мне в будущем году получить wild card. Да вот не знаю, буду ли участвовать. Этапы обходятся в довольно приличную сумму, меня ведь никто финансово не поддерживает.

- А перспективы какие-то обнадеживающие есть?

- Мы хотели создать федерацию фрирайда в Кабардино-Балкарии. Но в Минюсте сказали, что этого сделать нельзя, потому что фрирайд как спорт не существует. Сначала его надо внести в реестр, а потом организовывать федерацию.

- Как же так, этапы Freeride World Tour даже в России проводятся, а самого фрирайда нет?

- Есть комитет по фрирайду при Федерации альпинизма России, он этим и занимается.

- Вы считаете, что создание федерации…

- … (перебивая) жизненно необходимо. Формальное отсутствие такой дисциплины ни в коем случае не лишает людей желания кататься вне трасс. При этом они подвергаются реальной опасности от незнания, что и как делать. Обучить этому их могут только фрирайдеры.

- А что тормозит создание федерации в рамках страны?

- Люди на местах. Сколько общался со спонсорами, они не видят выгоды. Не понимают, что надо сначала вложить, а потом уже заработать. Это довольно грустно. Практика говорит, что люди все равно едут кататься за трассы. И с того момента как они решили это сделать, нет никого, не считая творца, кто им поможет. Кроме фрирайдера. Поэтому фрирайдеров нужно срочно объединять под эгидой федерации, созданной, возможно, даже на базе МЧС.

Елена РЕРИХ