Газета Спорт-Экспресс № 114 (5584) от 27 мая 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 мая 2011 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ

Как вчера сообщал "СЭ", в 6-й партии финала экс-минчанин Борис Гельфанд, представляющий Израиль, переиграл москвича Александра Грищука.

НЕ СТЫДНО, НО ОБИДНО

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Казани

Можно, конечно, отыскать множество "мистических" составляющих поражения Александра Грищука в решающей партии матча с классическим контролем. Можно припомнить ему эпатирующее высказывание на пресс-конференции во время матча с Крамником, где он заявил, что, дескать, мы все присутствуем на "похоронах классических шахмат". Можно с глубокомысленным видом сказать, что муза шахмат Каисса не простила гроссмейстеру увлечение другой игрой, ныне очень популярной - покером.

Но на самом деле в реальной шахматной партии № 6 все обстояло гораздо прозаичнее. Просто "один брюнет" (Гельфанд) оказался несколько лучше "одного шатена" (Грищука) готов к конкретному варианту защиты Грюнфельда.

Все очень просто, никакой мистики!

На пресс-конференции после 6-й партии матча, в которой он потерпел сокрушительное поражение, Александр Грищук сказал:

- Мне совершенно не стыдно проиграть такую партию, как сегодня, потому что Борис играл великолепно.

Не стыдно, но обидно.

Главное признание, объясняющее причины поражения в решающем поединке, Грищук сделал как бы вскользь:

- Может быть, я забыл, что нужно делать на ход 13.b3, но мне кажется, мы его не смотрели…

Нет, не забыл Александр. А вот "не смотрели" - это правда.

Беспристрастная компьютерная программа "Рыбка-Аквариум" к 13-му ходу белых ставит значок: "Новинка". Программы нынче и такое умеют. Госпожа Теория теперь не "подслеповатая дама", как писал в начале ХХ века великий острослов, некоронованный король шахматных журналистов Савелий Тартаковер. Нынче эта дама вооружена нечеловечески сильными очками программ в стальной оправе мощнейших компьютеров. И ныне с помощью "Рыбок" и "Гудини" отыскиваются бриллианты неожиданных решений среди тонн шахматной руды: новинки!

Как поведал на пресс-конференции Гельфанд, он со своими тренерами-секундантами Александром Хузманом и Максимом Родштейном, изучая последствия хода черных 11…Сg4, обнаружили скромный ход 13.b3.

- Вариант, случившийся сегодня в партии, мне был хорошо знаком, - сказал Борис. - Он применялся неоднократно в Ханты-Мансийске, и черные там выиграли массу красивейших партий. После 11…Сg4 и 12.h3, ход 13.b3 выглядит неважно, так как белые, казалось бы, идут навстречу пожеланию черных вскрыть линию "а"…

"Неважно"?! Но именно этот внешне неказистый ход назовет потом Гельфанд ПРОТИВОЯДИЕМ против всего построения черных, связанного с их планом 11…Сg4, 12.h3, 12…Се6 и 15…Фс8.

Грищук не случайно размышлял свыше 40 минут после этого вроде бы "неважного" 13.b3. Он понял, что в этом ходе, который они не смотрели при подготовке, содержалась огромная доза яда.

- После этого хода я понял, что у черных очень неприятная позиция. С одной стороны, они активно расставили фигуры, с другой, эту активность дальше развивать некуда, а если на них дунуть, то позиция рассыпается, - сказал Александр после партии.

"Дунуть" - образ, конечно, хороший, но не настолько ведь слаб был "Дом Грюнфельдов", чтобы рухнуть от "дуновения". Он мог еще постоять, если бы черные успели вовремя выставить заграждения на пути готовой хлынуть на их крепость "белой лавины".

- И все равно, если бы черные вместо хода 23…Лb5 сыграли бы 23…f5, я не знаю, лучше ли у белых или нет… - сказал Гельфанд после партии.

Увы, наш изворотливый и бесстрашный Шахматный Гудини, которому удавалось в матчах с Левоном Ароняном и Владимиром Крамником в нужный момент находить припрятанную заранее отмычку от наручников, на этот раз в условиях привычного, но от этого не менее тяжкого цейтнота, нужный ключ найти не смог. Он не сделал ни спасительного хода 23…f5, указанного Гельфандом, ни другого упорного хода 23…Фd7, указанного в он-лайне на сайте ChessPro Константином Сакаевым.

И не сделал он это по простой причине - из-за катастрофической нехватки времени.

А когда белая пешечная лавина хлынула на "Дом Грюнфельдов", спасения у черных уже не было.

И все же как так получилось, что Александр, постоянно играющий защиту Грюнфельда и имеющий в своей тренерской бригаде выдающегося специалиста по этому дебюту - Петра Свидлера (профессионалы называют Петра с берегов Невы самым лучшим в мире "грюнфельдистом"), при подготовке не смотрел ход, который мог встретиться в партии (и встречался в партиях профессионалов, но без включения ходов 11…Сg4 и 12.h3).

Как такое могло произойти?!

Ответ, мне кажется, прост: не ожидали, что Гельфанд бросит вызов двум завзятым "грюнфельдистам" - Грищуку и, через его голову, Свидлеру.

А Борис оказался очень тонким психологом! Он бросил этот вызов, а Грищук, не почувствовав опасности, его принял. Отказало ему его игроцкое чутье. Надо было играть что-то понадежнее. Но мы все сильны "задним умом"…

Ну а теперь от прозы профессиональной жизни обратимся к поэзии факта.

И вспомним, что Борис Гельфанд был любимым учеником девятого чемпиона мира Тиграна Петросяна. И что ваш спецкор своими ушами слышал в далеком 1980-м на сессии школы "Всесоюзного добровольного спортивного общества "Спартак" в Сочи от Тиграна Вартановича Петросяна задумчивое: "Интересно, кто из него получится?"

А получился соперник чемпиона мира в борьбе за корону!

Как заметил в нашей беседе гроссмейстер Эмиль Сутовский: "Борис Гельфанд своей бесконечной преданностью шахматам всю свою жизнь торит путь к вершине. По трепетному отношению к шахматам с Гельфандом может сравниться только Иванчук. Я знаю, насколько для них это важно и насколько они этим живут.

Можно сказать, что Гельфанд любит шахматы, как Иванчук, и профессионален, как Крамник".

Что ж, обидно, конечно, что профессионалы выбыли из борьбы за высший титул, но пожелаем успеха выдающемуся воспитаннику советской шахматной школы!

Диаграммы смотрите в формате PDF