Газета Спорт-Экспресс № 152 (5622) от 11 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июля 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 9-й этап - ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Вчера в Сильверстоуне лидер общего зачета Себастьян Феттель на "Ред Булле" потерпел третье в нынешнем сезоне поражение. Победу - первую в сезоне - одержал Фернандо Алонсо на "Феррари". Россиянин Виталий Петров из "Лотус-Рено" четвертый раз в текущем чемпионате финишировал вне очковой зоны - на 12-м месте.

ВИДИМОСТЬ ИНТРИГИ

КТО НАЛОЖИЛ ВЕТО

Будет справедливо сказать, что от гонки в Сильверстоуне вся "Формула-1" ждала многого. Не чуда, конечно, но чего-то очень близкого, что позволило бы если не остановить, то хотя бы притормозить триумфальное шествие одной машины и одного пилота - Себастьяна Феттеля на "Ред Булле". Ситуация, складывающаяся в этом сезоне, до абсурда напоминает не такое уж и давнее прошлое - когда гонку за гонкой выигрывал некий немец (имя вспомните сами!), в гордом одиночестве и без намека на конкуренцию ехавший во главе пелотона. Только машина тогда была красная...

То, что происходило накануне британской гонки и во время нее, собственно, и являлось некой попыткой со стороны FIA вернуть чемпионату хотя бы видимость интриги. Напомню, что в Сильверстоуне вступали в силу ограничения на использование так называемых выдувных диффузоров, в эффективности которых, по мнению многих, и кроется причина столь тотального преимущества болидов авторства Эдриана Ньюи над конкурентами. Точнее - одного-единственного болида. Эти самые волшебные диффузоры, чья хитрая взаимосвязь с системами выхлопа позволяет без потерь прижимной силы проходить скоростные повороты, есть и у других команд, но у тех же "Макларена", "Феррари", "Мерседеса" и "Рено" функционируют далеко не так безупречно. Поэтому теоретически потери в скорости от этого запрета должны понести все команды, но в разной степени. Хотя знатоки и специалисты типа босса "Мерседеса" Росса Брауна утверждают: возможность того, что кто-то потеряет полсекунды с круга, а кто-то - полторы, невероятна даже теоретически.

Тем не менее в "Ред Булле" усмотрели в этих действиях FIA явную угрозу собственному благополучию в чемпионате и кинулись отстаивать свои права. Тем более что клиентам "Мерседеса" из соображений безопасности дали некоторые послабления. В итоге тяжелая артиллерия в лице Кристиана Хорнера и Эдриана Ньюи вроде бы добилась от технического делегата FIA Чарли Уайтинга аналогичных (только отличающихся в технических аспектах, на которых не стоит заострять внимания, дабы не углубляться в дебри) послаблений для себя. И эта непоследовательность в действиях вызвала настоящую войну - боевые действия на словах, но практически не выбирая выражений и притом публично, вели боссы "Ред Булла" и "Макларена" Хорнер и Мартин Уитмарш. Последний, кстати, справедливо заметил, что менять технический регламент посередине сезона - не самое мудрое решение, но, если уж оно принято, не стоит им жонглировать, да еще по ходу гоночного уик-энда. Словесная перепалка возымела действие - если в пятницу "Ред Буллы" еще пользовались поблажками, то на субботу и воскресенье их таки отменили. Что, естественно, вызвало новый виток напряженности - даже во время квалификации Хорнер и Ньюи вели жаркие баталии с Уайтингом, которые, правда, остались безрезультатными.

Тем не менее FIA вроде бы прислушалась к голосу разума и согласилась пойти на попятный, отменив запреты на выдувные диффузоры, но при одном условии - что с этим согласятся все 12 участвующих в чемпионате команд. Лукавство, не более, ибо заранее было ясно, что единодушия в этом вопросе не будет, и что, к примеру, "Уильямс", который по всеобщим оценкам должен был выиграть от запрета больше всех, вряд ли добровольно подпишет себе нечто вроде смертного приговора. Так и вышло - экстренное заседание рабочей группы "Формулы-1" с участием всех технических и спортивных директоров команд и представителей всех мотористов, состоявшееся утром в воскресенье, ни к чему не привело. Голосование по вопросу было анонимным, однако же наиболее информированные представители прессы утверждают, что вето наложили "Уильямс" и "Заубер". Не согласилась с отменой запрета вроде бы и "Феррари", но эта информация совсем непроверенная.

В общем "Ред Буллу" можно посочувствовать - устроили команде ту еще нервотрепку, которая возможно и стала причиной того, что происходило в воскресенье.

ТОЛЬКО РОКИРОВКА

В субботу же, несмотря на то что в ход квалификации вмешался дождь, внешне для лидеров и фаворитов ничего не изменилось. Сильверстоун даже в новой конфигурации - трасса в высшей степени скоростная, изобилующая быстрыми поворотами, в которых RB7 за счет своих выдувных диффузоров и получал решающее преимущество, поэтому предполагаемый провал в скорости у "Ред Буллов" должен был быть заметен невооруженным глазом. Несмотря на это, квалификацию снова - в девятый раз в девяти гонках - выиграли они. Разница была лишь в том, что поул достался не Феттелю, а Марку Уэбберу - второй раз в сезоне. Однако преимущество обладателя поула над припарковавшимся на третье место на стартовом поле Алонсо на "Феррари" было всего 0,1. Что, согласитесь, гораздо меньше ставших почти привычными - 0,8 - 1,0, которые конкуренты уступали "Ред Буллу" (читай - Феттелю) на прежних квалификациях.

Увы, но "Лотус-Рено" в очередной раз никакой заметной роли в распределении мест на стартовой решетке не сыграла - и Петров, и Хайдфельд остановились на втором сегменте квалификации, причем даже не на грани попадания в финальную десятку.

- Я очень расстроен, ведь мы приехали сюда с большими ожиданиями, - сказал Петров. - Конечно, дождь во многом смешал нам карты, сделал ситуацию довольно сложной, в результате чего мы не смогли полностью реализовать наш потенциал. А ведь машина управлялась хорошо, выглядела уверенно и быстро в скоростных поворотах. Поэтому, несмотря ни на что, я не опускаю руки и рассчитываю, что смогу в гонке отыграть несколько мест. Надеюсь на эффективную стратегию, ведь сектор DRS здесь очень короткий, а значит, и возможности для обгона ограничены.

- Пока трудно сказать, насколько сильно сказались на наших показателях ограничения, связанные с выдувными диффузорами, - сказал Хайдфельд, - хотя влияние определенно есть. Однако сложившаяся ситуация объясняется не только этим, а несколькими факторами, и не в последнюю очередь погодой. Машина не выглядит медленной, просто нам не удалось извлечь весь ее потенциал.

ХАЙДФЕЛЬД ВЫШЕ ПЕТРОВА

Оптимизм - вещь полезная, особенно для "Формулы-1". Однако еще лучше, когда он оправдывается. "Лотус-Рено" в Сильверстоуне - увы, не тот случай. На старте Петров потерял одно место, оказавшись 15-м. Затем, когда на 6-м круге Чарли Уайтинг разрешил активировать DRS (нужно отметить, что минут за 40 до старта пролился очередной дождь, стартовал весь пелотон на промежуточной резине, и только к 6-му кругу трасса начала подсыхать настолько, чтобы было безопасно использовать этот девайс), именно Петров пал его первой жертвой - сначала Себастьен Буеми сделал его 16-м, затем Хайме Альгерсуари - 17-м. Забегая вперед скажу, что россиянин если и был дальше хоть сколько-нибудь заметен, то главным образом тем, что его обгоняли, а не он обгонял. Примерно на середине дистанции он какое-то время ехал 10-м - из-за пит-стопов опережавших его пилотов, но, как только статус-кво восстановился, вылетел из очковой зоны без реальных шансов снова в нее попасть. Что, в отличие от россиянина, удалось сделать его напарнику Хайдфельду, стартовавшему и вовсе 16-м. Однако на финише опытный немец был 8-м, что в таких обстоятельствах совсем неплохо.

Вообще стоит сказать, что гонка получилась зрелищная - и главным образом благодаря тому, что в авангарде пелотона почти не было ни минуты покоя. Старт как-то уж очень легко и непринужденно выиграл Феттель. Уэббера же чуть было не прошел еще и Алонсо. Однако оживленнее всего было позади них, где Масса и Баттон дважды всего за несколько сот метров поменялись местами - сначала англичанин вышел на 4-е место, затем бразилец проигранное вернул. Еще активнее был Хэмилтон: стартовавший с 10-го места британец еще до исхода первого круга стал 6-м, а на втором и вовсе 5-м, пройдя собственного партнера по команде. На 4-м он попытался было - без всякого DRS! - побыстрее пройти и Массу, но ошибся в повороте Бруклэндс, выскочил за пределы трассы и временно от бразильца отстал.

К 9-му кругу назрела первая напряженность в тройке лидеров - эдакое дежавю: когда Алонсо в очередной раз в этом сезоне принялся "греть" Уэббера. Греть-то он грел, но по-настоящему все же не атаковал - в отличие от Хэмилтона, который снова догнал Массу и повис на нем как бойцовый питбуль. Но этот атакующий порыв был притушен тем, что асфальт на гоночной траектории почти окончательно высох - и первым из шестерки лидеров это понял Баттон, моментально сменивший резину на слик.

На двух следующих кругах то же самое сделали Уэббер, Алонсо, Хэмилтон, Феттель и Масса - именно в такой последовательности. В результате выстроилась такая цепочка - Феттель, которого почти достал Уэббер, Хэмилтон, который на слике легко прошел Алонсо, Баттон, столь же просто опередивший Массу.

Относительное спокойствие в этой группе продолжалось кругов примерно 11, а на 24-м Алонсо при помощи DRS вернул себе третье место, что вынудило Хэмилтона немедленно нестись за свежей резиной. А еще тремя кругами позже фактически оказалась решена судьба гонки - когда механики "Ред Булла" дважды подряд, сначала с Уэббером, потом с Феттелем, серьезно замешкались при смене резины. Феттель, заехавший одновременно с Алонсо, только беспомощно проводил взглядом проносившуюся мимо него по пит-лайн "Феррари"! Эта заминка отбросила Феттеля на третье место - позади Хэмилтона, но перед Уэббером. И теперь лидеру чемпионата для того, чтобы попытаться вернуть себе законное место во главе пелотона, нужно было - кажется, впервые в этом сезоне! - реально атаковать и проходить соперника. Что ж, хоть так посмотреть на то, как чемпион мира пользуется - пускай и вынужденно - своими пилотскими навыками при обгонах, на этот раз не круговых.

Немец атаковал - и атаковал долго. Но Хэмилтон идеально держал траекторию, поэтому для того, чтобы его пройти, Феттелю пришлось бы выйти на мокрую часть трассы, что, как вы понимаете, могло быть чревато. В итоге результативной атаки от Феттеля мы так и не увидели - на 37-м круге он заехал за свежей резиной, затем то же самое сделал Хэмилтон, и вернулся британец на трассу уже позади немца.

На 40-м круге свой последний пит-стоп совершил Алонсо - и вернулся на трассу снова лидером. А вот Баттону, который в принципе имел неплохие шансы побороться за подиум, команда подложила свинью. Еще на выезде с пит-лайн у его "Макларена" начало на ходу отваливаться плохо прикрученное правое переднее колесо... Такое фиаско на глазах родной публики!

Но если один англичанин из "Макларена" английскую гонку покинул, то второй, Хэмилтон, сдаваться ну никак не собирался. На 41-м круге он прошел Массу и вышел на третье место. И... почти тут же получил по радио от команды предупреждение - сбрось скорость, береги топливо, иначе до финиша может не хватить... Остается только гадать, какие мысли проносились в эти мгновения в голове британского самурая! Но скорость сбросить все же пришлось.

В общем, свое третье место он отдал Уэбберу, но вот четвертое Массе отдавать не захотел. Еще за пять кругов до финиша бразилец отставал от него на 7 секунд, но отыгрывать стал по две на круге. И на 51-м, за круг до клетчатого флага, фактически уперся Хэмилтону в коробку передач. Бразилец пошел в атаку и почти преуспел. Почти! Фактически в последнем повороте он поравнялся с британцем, тот не уступил, пошел на контакт, выдавил соперника за внешний радиус - и успел-таки пересечь черту раньше.

А вот Уэбберу попробовать сделать нечто похожее с Феттелем не дали. Австралиец последние круги шел явно быстрее немца, за круг до финиша его догнал и начал атаковать, причем атаки эти выглядели довольно зловеще для Феттеля. И в этот момент по радио последовал приказ Хорнера - сохранить позиции. Марк не послушался, но мгновенная расконцентрация внимания не позволила ему отвоевать у партнера второе место.

Ольга ЛИНДЕ