ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур
"ВОЛГА" - "СПАРТАК" - 0:2
Став свидетелем преступления, совершенного людьми в красно-белых шарфах, спецкор "СЭ" задался вопросом: можно ли считать болельщиками многих из тех, кто приехал в волжский город под предлогом "поддержать "Спартак"?
ЗООПАРК
Дмитрий СИМОНОВ |
из Нижнего Новгорода |
В субботу вечером, где-то в 23.25, двоих темнокожих ребят поколотили на центральной улице Нижнего - Большой Покровской. В самом людном ее месте, там, где, разбившись на группки, толпились парни - почти все в красно-белых шарфах и с пивом, кое-кто еще и с девчонками. Со стороны пострадавших (не знаю, кто они были - африканцы, афроамериканцы?) выглядело все вот так примерно: крики "Эй, друзья, постойте!" из-за спины, затем кто-то сильный, источающий смешанную вонь алкоголя и пота, обхватывает сзади за торс и валит с ног, со всей силы ударяя об асфальт.
Дальше - вкус чьих-то кед на губах, следы на белоснежных футболках-поло. Один темнокожий вскакивает и убегает, другой пытается сделать то же самое, но подняться ему не дают - кулаками и пинками загоняют к водосточной трубе, бьют о нее и на миг оставляют в покое. Так кошки играются с мышкой - паренек, уловив запах свободы, бросается прочь, но его тут же перехватывает один из сидящих в засаде, вновь роняет на асфальт и добавляет еще несколько раз. После чего охотники от всей своей широкой души отпускают раненого зверя на волю.
Наконец, начинается футбол, ради которого в Нижний все, естественно, и приехали. В роли мяча - расколоченные солнечные очки, потерянные темнокожим парнем.
* * *
Ничего страшного не произошло. К такому выводу приходишь в особенности после прочтения в интернете комментариев к новостной заметке на эту тему. Для начала - никто никого не убил, "так (цитирую. - Прим. Д.С.), попинали немного, шутя". Во-вторых, все познается в сравнении. Даже если бы "шутка" обернулась трагедией, это все равно не так страшно, как, допустим, смертоубийство в Норвегии, где рехнувшийся на почве политики маньяк порешил под сотню человек. В-третьих, надо заботиться о собственной безопасности. К примеру, в Южной Африке в некоторые квартальчики не следует заглядывать белым, а кто заглядывает и получает - сам дурак.
Наконец, значимость любого события определяет его резонанс. У атаки на представителей чужой расы он был глубоко позитивным. Большинство наблюдателей - их было порядка ста - одобрительно гудели, иные громко смеялись и подбадривали драчунов, в конце кто-то зааплодировал. Заступиться не рискнул никто, хотя, наверное, желающие имелись. Но чувство самосохранения в каждом случае взяло верх над всеми остальными.
Такие люди, среди которых оказался и я, уходили с щемящим чувством собственной немощи, коря себя за то, что они - не Федор Емельяненко и не брат Кличко. Хотя и эти бойцы, не исключаю, не выступили бы против восьмерых, а в потенциале ста восьмерых человек - ведь почти любой из веселившихся и гоготавших готов был активистов поддержать. Но поскольку вмешиваться не пришлось, гости Нижнего Новгорода с любопытством наблюдали за происходящим, как в цирке. Или как в зоопарке.
* * *
Кстати, в настоящем зверинце я в субботу тоже побывал: хотел дополнить веселый репортаж с рабочим названием "Спартак-Сити" о приезде красно-белой братии в Нижний ключевым персонажем - белоруким гиббоном, обитающим в местном зоопарке "Лимпопо". Соня - очередное животное-оракул, что покушается на лавры почившего осьминога-прорицателя Пауля, царствие ему небесное и морское. Якобы успешно предсказав исход битвы "Волга" - ЦСКА (самого момента удачного прогноза, впрочем, никто не зафиксировал) с помощью двух бананов, мохнатая коллега Ванги во время второго сеанса предрекла команде Дмитрия Черышева успех в битве со "Спартаком". Популярность мигом обрушилась на Софью. К ней повадились телевизионщики и газетчики, магнитики с ее изображением были сметены из сувенирной лавки, а от контролерши на входе я услышал с гордостью произнесенные слова: "Сонька - наша звездочка!"
Не выбери белорукий гиббон ни одного из помеченных бананов - считай, проголосовала бы за ничью. Вариант "договорной матч" не рассматривался вовсе - и, зная принципы "Спартака", совершенно оправданно. Хотя в целом в российском футболе этот третий банан почти всегда надо иметь под рукой. Впрочем, как заметил один мой коллега, такие вопросы не в компетенции обезьяны. С ними обращайтесь к экспертному совету по выявлению договорных матчей при президенте РФС.
* * *
Избиения на Большой Покровской, вероятно, можно было избежать, будь рядом хоть один полицейский. Но на всей длиннющей нижегородской версии Арбата слуг закона не наблюдалось. Видимо, разговоры про "Омоновск-Сити" так ранили души полицейских начальников, что они решили не просто ослабить хватку - вообще не хватать.
По той же схеме, только наоборот, действовала в течение недели и служба безопасности ФК "Волга". На предматчевую тренировку ЦСКА не пропустила только ленивого, а параллельно с армейцами по полю носились какие-то легкоатлеты. Зато к приезду "Спартака" оцепили все вокруг и погнали журналистов за ворота, сославшись на то, что без аккредитации (которой физически еще быть не могло) находиться в "футбольном отсеке" нельзя, хотя стадион "Локомотив" 1932 года постройки в принципе лишен и футбольного отсека, и смешанной зоны, и многих других признаков арены уровня премьер-лиги. Но "Волге" такие милые глупости простительны: клуб в премьер-лиге первый год, набирается опыта, многих норм поведения еще не изучил.
В России как - или пусто, или густо. На сами матчи стягивают силы со всего города и области, зато в ключевых пунктах города за день до игры - ни души. Троих омоновцев в компании двоих девушек-полицейских я обнаружил лишь у стен древнего нижегородского Кремля, но пока добрался туда, прошло уже минут 25. Чем они смогли бы помочь?
Почему на Покровке не оказалось ни одного патруля, узнать так и не удалось. Ни один из трех официальных телефонов отдела по связям со СМИ ГУВД по Нижегородской области не отвечал. Два других номера, полученные у дежурного, также отзывались длинными гудками. Видимо, у пресс-службы в воскресенье выходной. А может, все ушли на фронт - то бишь на футбол.
* * *
Тем не менее, несмотря на непрофессиональную работу, полиция вызывает скорее сочувствие, нежели ненависть. По большому счету органы правопорядка - в тупике. Понимая, с кем имеют дело, они выводят на улицы отряды и роты, вооруженные дубинками и электрошокерами, с щитами и в касках, а потом на них сыплются резонные обвинения в том, что они переводят города на военное положение, пугают простой народ и "жестят". При этом в Химках - образчике "полицейского футбола" - практически не случается драк. А стоит органам правопорядка проявить мягкость и сдержанность, как начинается бедлам, и мир вокруг превращается в зоопарк, где голодные и пьяные звери гуляют сами по себе.
Замечу, я ни разу не употребил слово "болельщики". Потому что ко многим из тех, кто приехал на выходные в Нижний, оно не применимо. Футбол для них - не самоцель, а такое же оправдание своего поведения, как фраза "Че-то мне твоя рожа не нравится" или "Ты че на меня вылупился?" перед мордобоем. Людям, которые всю неделю вкалывают в офисах и не находят выплеска своей бушующей энергии, охота дружно поорать матом, напиться, побить случайных чернокожих на улице. Расслабиться, словом. А футбол - предлог. Раз футбол, значит, так вести себя можно.
* * *
Я как мог старался собрать материал для веселого репортажа, но, связав все увиденное и услышанное, почувствовал одно омерзение. И название "Спартак-Сити" отправилось в утиль. "Спартак" тут вообще ни при чем. Ни в одном обрывке разговора (а их было множество) речь не шла о том, заиграет ли де Зеув, почему ушел Ибсон, плох или хорош тренер Карпин и какой должна быть тактика на игру. "Любимый клуб" упоминался даже реже, чем его команды-враги, герои матерных кричалок.
Фанаты оккупировали главную гостиницу города - Конгресс-отель "Центральный" (с утра к ней подогнали ОМОН), а полумертвые от пьянства тела уже с ранних утренних часов субботы заполонили лавки. Первый красно-белый, который въехал туда в пятницу вечером, заорал на всю набережную: "Смотрите, …, это ж, …, Ленин!" Памятник молча пропустил обиду через себя. Знал бы Ильич, к чему мы в итоге пришли на пути строительства коммунизма в одной отдельно взятой стране...
Во дворе обшарпанного дома заплывшая, надравшаяся, обдолбанная, залившая майку водкой участница группировки "Зеленоград", увидев возле песочницы какую-то малышню в одежке красных и синих цветов, заревела: "... коней, …!" - и стало очень обидно, что в "Лимпопо" нет свободных клеток. С другой стороны, такие экземпляры детям демонстрировать нельзя. Опасно для психики.
Тот же возглас среди ночи разносился по всей Нижне-Волжской набережной из надводного кафе "Окское", которое за день сделало, должно быть, годовую выручку. Двое мужиков в футболках с "Лукойлом" перли под руки третьего, лишенного сознания. Возле гламурного вечернего кафе столкнулись две компании, потому что один из парней "смотрел на другого, как бык". В переулке кто-то на кого-то орал. В шашлычной, куда дедушка на беду привел бабушку на романтическое свидание, братались и завывали матерные песенки "отцы".
Удивительный, кстати, факт. Все истинные крутые фанаты говорят одним и тем же голосом, используют одинаковые выражения и смеются одинаковым смехом. То ли копируют друг друга, то ли это заразно.
* * *
Конечно, были среди гостей города и те, кто правда приехал на футбол. Их я обидеть не хочу. И видел несколько замечательных, милых даже сцен. Так, ночью прямо возле отеля фанаты задорно играли в мини-футбол. В лифте состоялся душевный разговор полицейского и по пояс голого датого парня, о том, как можно играть в жару. Один фанат приехал с красавицей женой и дочкой и повел их в зоопарк глядеть на туканов и ту самую Соню, о зловещем предсказании которой семья, впрочем, не слыхала. Были солидные взрослые мужчины - разбитные, навеселе, но не агрессивные, вежливые, не падающие лицами в грязь.
Увы, это были островки истинного боления посреди субботнего моря безобразий и хулиганств. Но опять-таки все познается в сравнении. На выходе у подземного супермаркета, прямо внутри которого фанаты курили и хлебали водку, мне повстречались те, от чьего вида стало еще противнее. Пропитые, обрюзгшие бомжи.
* * *
Самое поразительное, что сам матч вчера прошел без эксцессов. Может, те, о ком я написал, на стадион не пошли? Футбол-то им и впрямь не нужен...