Газета Спорт-Экспресс № 191 (5661) от 25 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 августа 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

МЫ НЕ БОЛЬ - МЫ ВРАЧИ?

Главное - не ерничать. Все-таки о коллегах буду писать.

Кто-нибудь знает, почему во время трансляции игры "Анжи" - "Динамо" мы не увидели стычки в районе скамеек запасных, после которой были удалены три должностных лица? Встреча прервалась, в инциденте приняли участие не меньше дюжины персонажей, комментатор укоризненно говорил "нельзя же так", "это не футбол", а телезрители наблюдали какой-то эрзац, аналог "Лебединого озера". В чем причина?

На матчах в Махачкале работает современная ПТС. Камер достаточно, съемочная бригада, включая режиссера и продюсера, московская. То есть организационные возможности показать эпизод позволяли. Но его не показали. Хотя сняли, уверен в этом.

Возникают вопросы. Почему говорить о стычке в репортаже можно, а показывать нет? Что еще из происходящего на стадионе нам не станут демонстрировать в следующий раз? Где список запрещенных к показу событий? Знают ли о нем подписчики канала, то есть потребители? Есть ли скидки за усекновение полноты показа? В каких целях производилось сокрытие? И кто, наконец, принимал решение?

Сами по себе ограничения существуют во многих странах. Более того, международные футбольные органы якобы рекомендуют избегать показа бегающих по полю эксгибиционистов и прочих придурков, а также беспорядков на трибунах. И мы, шагая в ногу, избегаем. Не показали битву с участием "спартачей" в Самаре, проигнорировали вторжение полиции в зенитовский сектор в той же Махачкале.

Мое личное мнение по данному вопросу не совпадает с международным. При том, что существует еще и разница с Россией. "У них" не хотят будоражить коллективное бессознательное, замешенное, быть может, на религии, расовых или социальных проблемах. Но там всякий раз принимают меры. Идентифицируют, ищут, находят, судят полицейских, если те не правы, и дистанцируют от футбола хулиганов. Или от свободы - это уж когда как.

У нас же разбирательств не существует вовсе. Беспорядки есть - наказания отсутствуют. При таком раскладе умышленное обеднение телекартинки, прописанное, говорят, в договоре между каналом и РФПЛ, выглядит как стремление навести глянец. Футбольным чиновникам, принципы назначения которых ничем не отличаются от чиновников обычных, в карьерном смысле невыгодна лишняя шумиха. Проблему проще загнать внутрь, подретушировать, чтобы потом в тиши кабинетов гладко обсудить. Им, чиновникам, можно смотреть то, что нельзя остальным. Им запретные записи аккуратно доставляются, служа основой для штрафов и ни для чего более. Отсюда, кстати, еще один вопрос: кто оценивал психологическую устойчивость аудитории к подобным зрелищам? Быть может, неадекватов среди нас мизерный процент?

Кстати, международные рекомендации не означают запрета. Во время скандальной прошлогодней игры Италия - Сербия в Генуе телевидение показало все. Трансляция идиотизма сербских "ультрас" не прерывалась около часа, а главного зачинщика потом вычислили по татуировкам. Не исключено, телезрители поспособствовали.

С другой стороны, я не социолог, исследований не проводил. Кто его знает, как влияет на людей стадионная правда и на каких именно людей. Не показываем беспорядки? О'кей. Меры только соблаговолите принять, граждане начальники.

Но при чем тут стычка врачей и тренеров? Компания-бродкастер подрядилась показывать чемпионат, а не ноги, головы и мяч. События у кромки поля - это что, не чемпионат? А чем хоккейная драка лучше футбольной, не знаете? Надо же, совершенно другой подход!

Есть у проблемы и еще один аспект, сугубо профессиональный. Довелось как-то слышать, кажется по радио: телекомпания будет показывать только сам футбол, таково ее кредо. Она не хочет поощрять тех, кто мечтает пропиариться и попасть в кадр. Она вообще ничего, кроме футбола, не хочет ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Во-первых, не думаю, что полтора десятка футбольных людей в Махачкале затеяли бучу ради пиара. Во-вторых, не очень понятно, как быть с известным журналистским принципом "мы не врачи - мы боль". Скрывающий события продавец зрелища становится вовсе не зеркалом, а в лучшем случае фотоаппаратом в чьих-то руках. Воспитательная функция? Само наличие правдивой журналистики воспитывает общество лучше любых утаек. А ее отсутствие превращает СМИ в "пропагандистов и агитаторов", инсталлированных в систему. Это мы когда-то уже проходили.