Газета Спорт-Экспресс № 203 (5673) от 8 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 сентября 2011 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2012. Отборочный турнир. Группа В

РОССИЯ - ИРЛАНДИЯ - 0:0

По мнению обозревателя "СЭ", из сентября сборная России выходит более обнадеженной, чем тогда, когда в него входила.

ВЕРНУЛИ СВОЕ ЛИЦО

Игорь РАБИНЕР

"Ну и что толку, что хорошо сыграли? Главное в футболе - счет на табло". Признаюсь, не было ничего, что после матча с Ирландией выводило из себя больше, чем подобная реплика. А прожженных прагматиков у нас сразу нашлось - не счесть. Примерно столько же, сколько было романтиков, когда результат был, а игра хромала. Ну конечно, это же гораздо увлекательнее - бичевать, говорить о том, чего нет, а не о том, что есть. Количество футбольных мазохистов в нашей стране, кажется, несравнимо ни с какой другой.

Сейчас эти мазохисты натянули на себя личину прагматиков. Так вот, господа, могу вам посоветовать одно: не надо смотреть футбол! Зачем - он же вам не нужен! Зайдите после окончания матча в интернет, узнайте счет - и либо прыгайте от счастья, либо ругайтесь на чем свет стоит. Это же, по-вашему, главное, а остальное - лирика.

К счастью, футбол по своему воздействию на людей гораздо глубже и тоньше, нежели прямая и тупая пропорциональность "результат = отношение". Есть еще, к примеру, такое понятие, как "светлая печаль", неподвластное никакой математике очков и голов. Ее я и испытывал после финального свистка в "Лужниках". Есть термин "гордость", для которой, оказывается, даже не обязательно выиграть. Надо просто играть так, как Россия 6 сентября 2011-го, 17 октября 2007-го (против Англии, если кто запамятовал) и, конечно, со шведами и голландцами на Euro-2008.

А есть и еще одно понятие - "восстановление справедливости", тоже совсем не научное. Оно пришло мне в голову, когда я наблюдал за нежданным избиением армянами словаков. И это были, между прочим, совсем другие эмоции, чем четыре года назад, во время игры Англия - Хорватия после нашего фиаско в Израиле. Там балканцы делали нам царский подарок, мы одновременно мучились в Андорре - и, признаться, при всей радости не было полного понимания, за что нам воздается. Да, мы обыграли англичан, но затем сами же на "Рамат-Гане" те сказочные впечатления и убили. Хорватия втаскивала нас на чемпионат Европы, а мы, казалось, сами тому сопротивлялись. Никто еще не знал, каким он будет, сам чемпионат…

Во вторник же Армения делала то, что по игре должна была сделать сама Россия. Соседи по бывшему Союзу довершили то, что парой часов ранее начали, но не смогли логически закончить, мы сами. Это, говоря о справедливости, я и имею в виду.

А еще, не сдерживая эмоций вместе с коллегами по отделу футбола "СЭ" во время каждого гола Армении, я думал вот о чем. Не стоит рвать на себе волосы: мол, если бы Россия забила хоть гол ирландцам, задача выхода в финальную стадию Euro-2012 с первого места была бы уже решена. Жизнь такая штука, что как пить дать: выиграй мы у Ирландии - и словаки обыграли бы Армению. И все опять же решалось бы 7 октября в Жилине. Эту чашу испытаний придется испить до дна. Ничего страшного - в ней, этой чаше, далеко не девять дантовских кругов ада. Испаний с Германиями там нет.

* * *

Головокружительная амплитуда чувств, испытанная нами вторничным вечером, - это то, ради чего стоит смотреть футбол и любить его. Бывало, конечно, еще круче: когда в 2007-м мы обыграли Англию и воспарили в небеса, спустя месяц с размаху хлопнулись оземь в Израиле и еще через три дня, наконец, были выведены из состояния клинической смерти Хорватией. Чтобы потом стать бронзовыми призерами Euro…

Но и во вторник было - как на тарзанке. От качества игры с Ирландией - р-раз, и вверх. От результата - вниз. А потом благодаря армянам - снова вверх. Теперь бы в октябрьской Жилине не ухнуть опять в пропасть. Плавали, знаем. Тель-Авив и Марибор никто из нашей памяти вырезать не в состоянии. Увы или к счастью - не знаю.

Поэтому вчера люди, хорошо знакомые со многими нашими сборниками и их психологией, предостерегали от эйфории. И удивлялись, что кто-то пишет: дескать, армяне все за нас сделали.

И вправду - еще далеко не все. Березовскому, Мовсисяну и их товарищам, конечно, большое спасибо. Между прочим, под впечатлением от четырех голов мало кто уже помнит, что в первом тайме Словакия владела довольно весомым преимуществом, и в паре моментов Березовский творил что-то немыслимое - как тот Гивен. А может, просто футбольный бог, отобрав удачу у России, тем самым уравновешивал Фортуну и восстанавливал справедливость…

Так вот, спасибо Армении за то, что в Словакии теперь нам для первого места можно играть вничью. Это лучше, чем быть обязанными выигрывать по заказу. Да еще и на выезде.

Но вот что интересно. По итогам вторника для нас просто восстановилась та же ситуация, что была еще в понедельник. Но через какие душевные потрясения - и отрицательные, и положительные - нам за эти сутки пришлось пройти! Скольким людям пришлось в этот вечер от нахлынувших чувств отпаиваться - кому валерьянкой, кому коньяком! И все вроде бы ради того, чтобы вернуться к изначальному раскладу.

* * *

Казалось бы - и зачем все это? Зачем разорванные в клочья нервы, вдвое учащенное сердцебиение, десятки звонков друзьям и родным в основном с междометиями, смысл которых сводился к одному: "Ну как же такое может быть?!"

А затем все это, чтобы жить. Чтобы дышать полной грудью - как дышала ею в лужниковском матче с Ирландией наша сборная. Чтобы не существовать в "дне сурка", изо дня в день и из года в год совершая одни и те же механические действия и вообще не включая душу. Чтобы по-настоящему смеяться и плакать, восхищаться и горевать. Чтобы счастливая улыбка не всегда была иронической ухмылкой, а искренние чувства не подменялись циничным расчетом. "Лечить так лечить, любить так любить, гулять так гулять, стрелять так стрелять", - как поет большой футбольный болельщик Александр Розенбаум.

Вторничная игра и драма напомнили нам о том, какое это классное чувство - любить сборную России. И пусть ничейный исход сделал эту любовь в какой-то мере платонической. Даже представить нельзя, - хотя очень хочется! - как бы отреагировал стадион, да и болельщики у телеэкранов тоже, если бы на 89-й минуте после удара Зырянова головой с пяти метров мяч все-таки пересек линию ворот. Это был бы какой-то катарсис. Именно в этот момент - на исходе матча, когда в это уже отчаялись верить…

А еще в какую-то минуту ближе к концу матча я нарисовал в голове следующую картину. Сколько ни отдает шикарных передач блестящий в этот вечер Аршавин - не лезет мяч в ворота, хоть ты тресни. И однажды, на последних минутах, капитану все надоест, он подхватит мяч в районе центра поля, обыграет троих-четверых - и, ни на кого уже не надеясь, сам же и забьет. А может, Павлюченко повторит свой подвиг четырехлетней давности…

Увы, фантазии далеко не всегда воплощаются в реальность. Ни один из этих сценариев не сработал - как и обе замены. Но если исходить из толстовской максимы, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая - несчастлива по-своему, не достигнутая победа над Ирландией, на мой взгляд, куда больше стала счастьем, чем несчастьем. Только счастьем по-своему - такое, оказывается, тоже бывает. Счастьем (ну, или как минимум радостью) возвращения собственного лица. Временным или постоянным - об этом узнаем позже.

И лицо это оказалось таким, что на риторический вопрос - интересно, а как бы оценили этот футбол журналисты-мэтры прошлого, к примеру, Лев Филатов, - я дал себе однозначный ответ: прекрасно бы оценили. Потому что игра для них была много ценнее голого результата.

* * *

Чего только ни доводилось слышать и читать о сборной за последнее время. Доходило даже до сравнений с политбюро ЦК КПСС. Интересно, поумолкнут ли сейчас непримиримые - или, "передернув" ситуацию в выгодном им ключе, зацепятся за результат и не захотят корректировать свой изначально негативный настрой?

А дело-то все, на мой взгляд, было в трех вещах. Первая - Дик Адвокат относится к той категории не тренеров даже, а людей, которым на новом месте работы требуется время для "разгона". Он не из тех, в кого влюбляются сразу (как в того же Гуса Хиддинка) и кто сам в силу своей гибкости везде тут же чувствует себя как дома. Но теперь - и это видно - ощутил внутренний комфорт. Сбросил путы - и начал работать так, как умеет. А человек он, поверьте, умный и тренер сильный. Кажется, медленно, преодолевая силу инерции, это начинают оценивать не только в Санкт-Петербурге.

Вторая и третья - Аршавин с Жирковым. Говорил уже об этом после Македонии, повторюсь и сейчас - поскольку впечатления пятницы полностью подтвердились во вторник. Один здорово подготовился к сезону, другой вернулся в родную страну, где ему и по-футбольному, и по-человечески лучше, чем за границей. А без настоящих Аршавина и Жиркова это - ненастоящая сборная. Потому что объективно дано природой этим игрокам больше, чем прочим.

Не знаю, смогут ли они в той же форме добраться до Бразилии-2014 - хоть и говорит Адвокат, что легко представляет себе Аршавина играющим на чемпионате мира в Южной Америке. Но тогда-то ему будет уже 33. И многие из его партнеров по нынешней сборной к тому времени уже не виртуально, а объективно "пойдут с ярмарки".

Может, к тому времени подтянутся те, кто помоложе - вот и молодежка Николая Писарева, хорошо игравшая в товарищеских матчах, и официальные начала с уверенной победы в Польше. Но в любом случае к Бразилии придется строить новую, по сути, команду.

А Польша и Украина - последний полноценный шанс для поколения Euro-2008. Еще отнюдь не выдохшегося, как показала Ирландия, поколения. Надеюсь, через месяц оно хотя бы в третий раз не войдет в одну и ту же израиль-словенскую (тут и корень слова-то тот же!) реку. Подготовится так же, как к ирландцам, - и выйдет в Жилине так же, как во вторник в "Лужниках". Играть на победу. И тогда точно не проиграем.

И не надо будет лихорадочно считать варианты. Команда, способная играть так, как с Ирландией, в такой группе имеет все возможности этого не допустить. Могли мы с подобной степенью уверенности говорить об этом неделю назад? Вряд ли. Так что из сентября наша сборная и все, кто за нее переживают, выходят куда более обнадеженными, чем в него входили.