ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 24-й тур
Вчера главный тренер "Томи" подал заявление об отставке, которое было подписано.
Валерий НЕПОМНЯЩИЙ: "У НАС КОМАНДА ЗАХВОРАЛА -
А Я НЕ МОГУ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ"
Сергей СИМОНОВ
из Томска
Отставка Непомнящего произошла вскоре после крупного домашнего поражения от "Краснодара" (0:4), но решение, по словам самого Валерия Кузьмича, было взвешенным и обдуманным.
Как известно, Непомнящий в этом году уже объявлял об отставке после четырех поражений кряду, однако футболисты и руководство клуба сумели убедить его остаться. Теперь же, когда финансовые проблемы "Томи" близки к разрешению и его уход не будет выглядеть бегством с тонущего корабля, 68-летний специалист настоял на своей отставке. Безусловно, уход опытного тренера, неординарного, интеллигентнейшего человека, при котором "Томь" выступала более или менее успешно, обыгрывала грандов, раскрывала яркие таланты, - большая потеря для сибирской команды.
Расставание получилось грустным. Но, по мнению Непомнящего, чтобы "Томь", в семи матчах набравшая одно очко, заиграла нормально - необходимы революционные меры.
- Что все-таки стало главным при принятии вами окончательного решения об отставке: результаты, финансовое положение, неопределенное будущее клуба или еще что-то?
- Скажу откровенно: никаких других причин, кроме результата, игры команды, нет и не может быть. Тренер должен понимать: главное в его деятельности - это результат. Никакая атмосфера, никакие проблемы с финансами не могут повлиять. Кроме одной - команда не играет. Значит, нужна революция, то есть смена власти.
- У вас в прошлом году после окончания сезона были колебания - продлить контракт с "Томью" или нет. С чем это было связано? И какие вы получили заверения, что в итоге все-таки продолжили работу в Томске?
- В прошлом году действительно колебания были. По единственной причине: нестабильное финансирование не позволяет качественно работать тренерам и игрокам. После того как прозвучали гарантии, что в новом сезоне все будет гораздо проще, у клуба появился президент - а это для меня было основным мотивом для того, чтобы продлить контракт.
- Говоря об игре и о том, что результат вас не устраивает, стоит напомнить, что в первом круге (кроме провального старта) "Томь" играла неплохо, обыгрывала "Зенит", брала очки у ЦСКА, "Спартака", "Локомотива"…
- Это как раз и является моим посылом. Я всегда говорю: пусть это банально, но футбольная команда - живой организм. Он умирает, рождается, заболевает… У нас команда заболела, надо поставить диагноз, найти причину, для этого тренер и существует. Я, к сожалению, на этом этапе не вижу реальных причин. Команда играла. Да, есть проблемы с составом, нужно время, чтобы сыграться, но доходить до того, чтобы дома получать четыре мяча, - этого не должно быть… У меня нет видения ситуации, не ясно, что надо изменить, предпринять. Поэтому я и принял такое решение.
- Вы неоднократно говорили, что ребята, выходя на поле, выбрасывают все финансовые проблемы из головы и что причина не в этом. Но они же не роботы - и проблемы все равно на них сказываются. Может, эта неопределенность с деньгами и с будущим и стала одной из причин такого серьезного спада?
- На самом деле, может быть, и так. И здесь очень важно, чтобы тренер почувствовал, какой баланс в составе людей, на которых влияет эта ситуация, и людей, которые могут отбросить эти проблемы. Очевидно, на этом этапе у меня не был соблюден этот баланс.
Хотя я и раньше говорил, что недостаток нашей команды - отсутствие стержня, который предполагает сибирский дух. Привлечение в команду таких игроков, таких бойцов, как Бояринцев, Савин, связано именно с тем, что я пытался изменить ситуацию. В любом случае - когда человек выходит на игру, где тысячи зрителей на стадионе, которые, может, последние деньги отдали за билет, то у футболиста должно пропадать это состояние, что ему чего-то не хватает… Очень сожалею, если эти проблемы были одним из факторов некачественной игры.
- Не приведет ли ваше решение об отставке к еще большим неудачам, тем более что сейчас у "Томи" начинается "смертельное турне"?
- Мне сейчас трудно, да и, наверное, неправильно давать какие-то рекомендации тому, кто придет после меня. Мне кажется, мы все делали - не без ошибок, но в целом правильно. Создавали коллектив, команду, где человеческие качества людей выше других качеств. Думаю, новому тренеру удастся безболезненно влиться в "Томь".
Что касается новых идей на футбольном поле, новых отношений между игроками и тренерами, может, он поможет раскрыться некоторым футболистам. Дело в том, что мы подбирали игроков в расчете на то, чтобы убыстрить игру. И когда случилось так, что у молодых произошел некий спад (это нормально, я их не обвиняю, я должен был его предвидеть - сказывается и участие в матчах национальных сборных, и болезни, и травмы) и ребята не смогли выступать на своем уровне, то те, кто их заменил, к сожалению, тоже не вышли на новый уровень. Поэтому желание перестроить команду было - но процесс затянулся. Не случилось того, о чем я всегда мечтаю - одного игрока потеряли, выходит другой и играет на этом же уровне, может, даже с большей мотивацией. Это тоже, очевидно, одна из проблем, которую не удалось решить.
- Вы на пресс-конференциях после поражений не раз говорили, что к ребятам претензий по самоотдаче у вас нет… Может быть, такие заявления были больше педагогическим ходом?
- Действительно, зачастую тренер говорит не то, что думает. Причины разные - особенно когда от игры еще не остыл. Но один из моих принципов - в глаза игроку я должен сказать то, что думаю, а говорить свои мысли на людях не имею право. На самом деле, конечно, не все всегда с должным желанием, старанием относились к игре. И причины этому разные. Очень часто, к примеру, у нас в этом году в кулуарах ругают игру Харитонова. Но еще раз хочу подчеркнуть: он играет не на своем уровне не потому, что не хочет. Напротив, у него сверхжелание, сверхмотивация, он хочет всем доказать, что он может, он лидер. Он выкладывается - а не помогает. Я вижу его внутреннее состояние: он перегорает.
Примерно так же было с Артемом Дзюбой в первом сезоне. Когда он выходит и у него не получается - тут нужно спокойствие. Этого я иногда не мог внушить ребятам - что надо выходить на игру с чувством собственного достоинства. Да, нужно биться, сражаться, но при этом не терять головы.
- Не сказалось ли на вашем решении то, что к футболу в Томске относятся не так, как, скажем, в Дагестане или некоторых других регионах?
- На самом деле я не думаю, что руководство области относится к команде не так, как нужно. И губернатор неоднократно предпринимал усилия, чтобы не дать коллективу погибнуть. Другое дело, что, может, эти вопросы надо было решать оперативнее. Назначение Сергея Ильиных президентом клуба - тоже одно из решений руководства области, направленное на поддержку команды. Мне кажется, нельзя однозначно считать, что к команде нет внимания… Хотя, если честно, мне бы хотелось, чтобы внимание было более пристальным и более предметным. Но надо уметь работать и в таких условиях.
- То есть у вас не осталось обиды на местные власти и на Томск?
- Во всяком случае, по отношению ко мне руководство области проявляло заинтересованность, у нас были нормальные отношения. Но если бы отношение было бы более "навязчивым" - то это было бы еще лучше.
А что касается Томска вообще, то я работал здесь в очень комфортных условиях. Как нигде больше. Да, были проблемы, но они бывают в жизни каждого человека, команды, предприятия, без них жизнь неинтересна. А в отношениях с руководителями клуба, болельщиками, томичами я чувствовал себя очень комфортно, за что и благодарен всем. И хочу, чтобы те, кто будет работать после меня, испытали те же ощущения.
- Неужели на вас не подействовали даже обидные выкрики со стороны отдельных фанатов в последних матчах?
- Согласен абсолютно с болельщиками - они всегда правы. Они приходят увидеть игру и победу своей команды. Им нет разницы, играют против них миллионеры или нищие. Им важно, чтобы их команда побеждала. Правда, болельщик томский еще и очень справедливый. Бывали моменты - мы проигрывали, а команду провожали скандированием: "Мо-лод-цы!" Когда болельщики говорят: "Это позор!", я с ними согласен. Да, мы могли проиграть "Краснодару". Но не 0:4 и не при такой игре.
- Во вторник вы улетаете в Москву. Что дальше? Возьмете паузу в тренерской деятельности?
- Постараюсь сделать именно так.