ФУТБОЛ
Леонид СЛУЦКИЙ: "ПОСЛЕ СТОЛЬ ЧУДЕСНЫХ СОБЫТИЙ ПОВЕРИШЬ В СУДЬБУ!"
Окончание. Начало - стр. 1
- Потом, по ходу сезона, было много куда более сложных моментов.
- Да, но тогда мне казалось: это - апофеоз. Потом мы завоевали Кубок. И пошло-поехало: "Да ЦСКА уже шесть раз его выигрывал! Да что там "Аланию" обыграть - ерунда!" И я осознал: на самом деле все это - мишура. Выиграем Кубок - упрекнут, что не победили в чемпионате. Станем первыми - потребуют триумфа в Лиге чемпионов. И так будет вечно. Позиция людей по отношению ко мне останется прежней. Ну и ладно - пусть остается такой. Зачем по этому поводу переживать?
- Что или кто помог вам обрести душевное спокойствие?
- Есть человек извне, который сильно помогает советами. Человек очень высокого интеллекта и статуса.
- Кто он - секрет?
- Да. Просто очень умный человек.
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ - ВСЕГДА ТОЛЬКО ПЛЮС
- Итак, в Лиге чемпионов результат великолепный. Но не сыграет ли он злую шутку? Все хорошо - и зачем теперь что-то менять? Хотя еще недавно все видели необходимость перемен.
- Хороший вопрос... Пока глобальных кадровых решений не принято. Идут лишь разговоры о том, каким видится будущее. Когда такие решения принимаются, вряд ли один, даже самый удачный матч способен что-то перевернуть. Многое зависит от зимней селекции.
- Вы по-прежнему продолжаете считать, что перемены назрели?
- Определенные - да, конечно.
- Может ли участие в плей-офф негативно отразиться на выступлении в весенней части чемпионата России?
- Лига чемпионов по умолчанию всегда только в плюс. Равно как и Лига Европы. Ради этого мы играем, тренируемся, работаем в футболе. Меня удивляет, когда пишут: лучше бы ЦСКА никуда не выходить, иметь больше времени на подготовку и прочее. Тогда, получается, надо вообще закрыться на пару лет, потренироваться несколько раз для проформы, не участвуя в соревнованиях, а весной в чемпионате пусть наш дубль играет - все равно ведь из первой восьмерки не вылетишь. Нет, надо везде ставить самые высокие задачи!
- Несколько вопросов о матче с "Интером". С чем связан выход Шембераса в опорной зоне и Алексея Березуцкого слева в защите?
- У Алдонина была травма, он всю неделю почти не тренировался. А Щенников много пропустил и с "Анжи" в 32-м туре играл только по той причине, что не мог выйти Игнашевич. Леша Березуцкий находился в лучшем состоянии.
- Невнятно смотрелся в атаке Секу. Почему так долго держали его на поле?
- Во-первых, он гарантированно полезно играл в отборе. Во-вторых, надеялись на его скоростные качества. У "Интера" во втором тайме справа вышел молодой защитник Кастильон. Выход Цауни и перевод Дзагоева в правую зону означал бы, что давление на нее ослабилось, а Секу мог создать на том фланге остроту.
ВАГНЕР - ЛУЧШИЙ ИГРОК МАТЧА С "ИНТЕРОМ"
- Вагнер поразил. Ни одного завязанного шнурка. Самоотдача на высоте, уровень игры - как в лучшие времена.
- Считаю его лучшим игроком встречи.
- А Габулов как же?
- Лучшим из полевых футболистов.
- Раз попали в лигочемпионский плей-офф, по хорошему Вагнера стоило бы оставить.
- Он сам хочет уйти. Уже обо всем договорился с президентом. Понятно, что трансфер состоится, только если какой-то клуб заплатит адекватную цену. Если таковой найдется, не думаю, что в планах Вагнера что-то изменится.
- Удержать Габулова тоже невозможно?
- Здесь от нас ничего не зависит. Я, наверное, до конца не в курсе, но... Наверное, шанс сохранить Габулова оставался бы, если бы не принятое на исполкоме РФС решение о дополнительных пяти местах в заявке команд. Прежде у "Анжи" мест оставалось два, и появись у них очередные новички, они могли бы оставить нам Габулова. А теперь зарегистрировать можно семерых.
- В первом тайме на "Сан-Сиро" был провальный отрезок, когда футболисты "Интера" трижды выходили практически один на один с Габуловым. Что произошло?
- Мы очень активно и агрессивно начали, играли высокую линию. Все подборы оставались за нами, "Интер" не мог зацепиться за мяч. Но прозевали момент, когда плотность игры снизилась. Соперник уже мог переходить в атаку, а линию мы по-прежнему держали очень высоко. Возникли разрывы - как издержки столь активного начала. Потом мы перестроились и стали действовать в защите немного глубже.
- В очередной раз встал вопрос о флангах обороны - прежде всего с точки зрения атакующих действий...
- Не хочу обсуждать кого-то персонально. Просто скажу, что мы ищем большое количество игроков. Согласитесь, что для ЦСКА от трех до пяти новичков - это много. Кстати, в переговорах у нас теперь появился лишний козырь - в виде плей-офф Лиги чемпионов.
- Как показалось, при всей своей полезности Мамаев в ряде эпизодов, скажем так, немного ленился.
- И вновь не хочу анализировать по персоналиям. Мне ничего не показалось. Все нормально.
В ПЛЕЙ-ОФФ - АПОЭЛ ИЛИ "БЕНФИКА"
- Идея о смене схемы на будущий год никуда не делась?
- Опять же все зависит от людей. Нельзя менять схему, не понимая, кто у тебя в составе. Если уйдет Вагнер и останутся два нападающих, как играть 4-4-2?
- Мы все твердим: Вагнер, Вагнер. А Думбья - он не может уйти после всех своих подвигов?
- Наверное, может. Вдруг кто-то сделает суперпредложение? Селекционные вопросы - это не совсем по моему адресу.
- Сам Думбья не изъявляет желания пойти на повышение?
- Думбья неприхотлив. Абсолютно. Вообще не помню, чтобы он чем-то был недоволен. Как по бытовым вопросам, так и по игровым моментам. И уж тем более не поднимал тему смены клуба.
- То есть Думбья идеальный профессионал.
- Не во всем. В плане тренировочной работы, к примеру. Он тренируется хорошо, но как у всякого нападающего, есть издержки.
- Вы можете прийти к Гинеру и попросить не отпускать Думбья?
- Попросить Евгения Ленноровича могу о чем угодно. Но если вопрос не в моей компетенции, зачем? Гинер, со своей стороны, вряд ли спросит, хочу ли я, чтобы Думбья ушел. На такой вопрос ответит "да" только сумасшедший.
- На пресс-конференции после "Интера" вас спросили, с кем хотите встретиться в плей-офф. Вы назвали "Реал".
- Мне сказали, что попасться нам могут только "Барса", "Реал" и "Бавария". Это поставило меня в тупик: я помнил, что два года назад никаких ограничений не было. И первое, что сделал, приехав в гостиницу, - стал рыться в интернете. Выяснил (кстати, на сайте вашей газеты, которая крайне редко ошибается), что нам может достаться кто угодно из победителей групп. Я был прав!
- В таком случае выбор идеального соперника очевиден.
- АПОЭЛ! Конечно, АПОЭЛ! Еще, может быть, "Бенфика".
- А есть соперник, который, если попадется, впору сушить весла?
- Если это будет "Барселона" в оптимальном состоянии - надежда только на чудо. "Барса" - объективно сильнейшая команда в мировом футболе. Любому клубу сложно с ней соперничать, не только нам. Достаточно вспомнить прошлогодний финал, когда у "МЮ" не было ни единого шанса.
- А "Рубин" между тем "Барселону" обыграл!
- На групповом этапе. Проходи встреча в плей-офф, шансы были бы несколько иные.
- Каталонцы сейчас в легком кризисе.
- А в чем кризис? Они победили "Милан". Разгромили "Леванте" - 5:0. Уступили "Хетафе" в матче, где сами не забили сто голов, а соперник забил один.
ТЕХ, КТО НЕУПРАВЛЯЕМ, - МЕНЯТЬ
- Что стало для вас главным открытием года?
- Я был просто в восторге от того, как начинал сезон Щенников. Мы год бились, чтобы поменять некоторые системные моменты в его игре, которые мне очень не нравились. И так пытались, и сяк. Проводили индивидуальные беседы, тренировки - без толку. И вдруг у него на сборах - щелк! Стал делать все, как требовалось. Продолжил в первых матчах сезона. Когда Щенников получил травму, жутко огорчился, хотя жалко, конечно, каждого.
А если брать весь сезон целиком, ответ очевиден: Думбья. Мы понимали, что он будет много забивать. Но чтобы столько...
- Выяснилось, что в зачет "Золотой бутсы" пойдут все голы из весенней части чемпионата России. Как думаете, поборется Думбья за награду?
- Я следил за ситуацией. Посчитал, что забить ему надо где-то 8 - 9 голов в 12 матчах. Задача непростая, но выполнимая.
- Вы лично собою в 2011 году довольны?
- Нет, наверное. Знаете, любой тренер, когда подводит итоги сезона, начинает считать, где команда недобрала очков. Здесь судья пенальти не поставил. Здесь не дожали. А здесь пропустили нелепый гол. Но никто почему-то не учитывает, где выиграли за счет везения, случайности и так далее. Исходя из такой логики, добиться можно было большего. И в этом точно есть доля моей вины.
- Какие ошибки допущены, уяснили?
- Да. Поменял бы структуру недельного микроцикла. И количество выходных, которые дал игрокам в летней паузе. Мы вышли на шесть дней позже изначально намеченного срока. Нельзя отходить от своих жестких принципов, даже если прежде выиграл семь матчей подряд.
- А отношение к отдельным людям поменяли бы?
- Да. Сделал бы его сугубо профессиональным.
- Что делать с теми, кто управлению не поддается?
- Менять.
ВСЕГДА БУДУ СЕБЯ КОРИТЬ, МЕТАТЬСЯ, ИСКАТЬ...
- Вы часто себя ругаете?
- Постоянно. Иногда в голове доходит до такого: "Да ты нулевой! Да кто тебе сказал, что ты тренер! Да ты неправильно выбрал профессию!" Но это разговор с самим собой. Бывает, недоволен конкретными поступками. Решил сделать замену, выжидаешь - и вдруг бац, незамененный вовремя человек совершает роковую ошибку. И ты думаешь: эх, елки-палки... Так что условному Бубнову необязательно меня ругать. Я сам очень критически оцениваю свою работу.
- Вам это помогает или вредит?
- Ни то, ни другое. Просто я такой. Расскажу вам историю про одного тренера, фамилию только утаю. Встретились как-то, а его только что уволили в очередной раз. Подхожу: "Здравствуйте! Как ваши дела? Не переживайте!" "Я и не переживаю! - отвечает он совершенно искренне. - Таких тренеров, как я, - единицы! А команд - их вон сколько!"
Мне только мечтать остается о такой внутренней самозащите. Очень удобно, когда дела у команды плохи. Всегда миллион отговорок: руководство игроков не купило, футболисты виноваты, судьи плохие и так далее. А я - другой. Всегда буду корить себя, искать, метаться, думать, как сделать лучше...
- Злые слухи раздражают сильно?
- Как раз на них вообще не реагирую. И не боюсь увольнения, потому что каждая отставка - предпосылка к следующему назначению. Ты никогда не знаешь, лучше будет или хуже на новом месте. В тех же "Крыльях" сам несколько раз писал заявление, и в конце концов его приняли, когда команда добилась нормального турнирного положения.
Для меня самое страшное - чувство внутреннего дискомфорта. Если я начну его испытывать, то сам попрошу меня отпустить. Почему-то люди считают, что я за свое место держусь двумя руками и каждый день молюсь, чтобы не выгнали. Пишут: "Судьба Слуцкого не зависит от матча с "Интером". Да судьба Слуцкого вообще ни от чего не зависит! Зависит только моя текущая работа.
Это первое. А второе - мы много общаемся с Евгением Ленноровичем. Уверен: зайди речь об увольнении, я узнал бы первым. Намного раньше остальных, а не прочитал бы с утра в газетах.
- И тем не менее... К вам другие клубы проявляли интерес в последние полгода?
- Мне кажется, так в футболе не принято.
- Разве?
- У меня по крайней мере не было ни разу. Когда увольняли из "Москвы", приглашения пошли только на следующий день, не раньше. С Самарой то же самое: варианты стали возникать позже. Футбольный мир тесен. Если один президент пытался обратиться к работающему тренеру, другой об этом непременно узнает.
- Один британский журналист рассказывал: мол, у Виллаш-Боаша в "Челси" не ладится. И в качестве потенциальной замены он вспомнил... вас.
- Ситуация у Виллаш-Боаша в "Челси" идентична той, что была в последнее время у меня в ЦСКА. Никто не знает мыслей Романа Аркадьевича, кроме него самого. Это я вам точно говорю. "Челси" многое сделал, чтобы заполучить Виллаш-Боаша: долго бился с "Порту" и не только, заплатил огромные отступные. Его увольнение по прошествии полугода работы не вписывается в концепцию развития. Если и есть в "Челси" проблемы, то не с тренером.
- Но вам приятно осознавать, что не российские, а британские журналисты вас уважают? В Испании, кстати, тоже. Из личного общения: среди тамошних журналистов к вам действительно есть интерес.
- Видимо, по "Севилье" помнят. Мне приятно. Но не более того.
ОТ МЫСЛЕЙ О ФУТБОЛЕ ОТВЛЕКЛИ ТОЛЬКО ЛЫЖИ
- Что пожелаете самому себе в Новом году?
- Реализовать все селекционные планы. Желательно получить определенность уже к первому сбору, чтобы никого не приобретать на флажке. Хочется ясности в ситуации с Вагнером. Мне понравилось его интервью O Globo: "Я собираюсь в Бразилию, президент отпускает, но если не получится, в марте вернусь в ЦСКА". Только вот в марте - это как-то не очень! Если вернуться, то лучше все-таки в январе!
Декабрь надо провести максимально полезно с точки зрения селекции. Это единственное, чего себе желаю. Ну а еще обойтись без травм. Даже в новогоднюю ночь постоянно такое желание загадываю. Хотя жизнь показала, что делать это не надо.
- Может, вы неправильно загадываете? Надо написать на бумажке, сжечь, и пепел насыпать в шампанское.
- Нет, до такого не доходило.
- Попробуйте. А вообще вы уникальный человек. Все футболисты после матча с "Интером" говорили про отпуск, а вы про селекцию да про селекцию.
- Так она на мне! У тренера, увы, полноценного отпуска не бывает.
- Сколько таких дней в году, когда вы вообще не думаете о футболе?
- Нисколько. Хотя нет. На тот Новый год поехали с семьей и друзьями на горных лыжах кататься. Минуло три дня, и я сказал: "Слушайте, я впервые вообще не думаю о футболе!" Инстинкт самосохранения перебивал все. Когда видишь, как каждый день мимо тебя проезжают эти кареты с переломанными людьми... Но так продолжалось недолго. Приходишь в отель вечером, а в голове опять футбол.
- Скоро матч "Реал" - "Барселона". Сколько раз будете пересматривать?
- Есть мысль на него слетать.
- А сколько надо посмотреть, чтобы понять какие-то вещи?
- Тут ответа нет. Бывает, одну кассету крутишь много раз и знаешь наизусть. А другой матч - хватает просмотра в прямом эфире.
- Что можно из таких просмотров для себя почерпнуть?
- Во-первых, это просто интересно. Во-вторых, тренер никогда не смотрит футбол просто так. А как иначе развиваться? Только глядеть, как играют лучшие команды мира. Понятно, что в голом виде на свою команду идеи не перенесешь - многое зависит от класса игроков. Но представление о последних тенденциях мирового футбола все равно получаешь. Такие матчи, как испанское класико, ставлю гораздо выше финалов чемпионатов мира или Европы в плане тактики, уровня игры.
- Что из последнего подхватили у "Барселоны"?
- Да много чего. Могу в подробностях рассказать обо всех особенностях их игры. Только это не означает, что ЦСКА будет играть, как "Барселона". Допустим, все атаки "Барсы", по существу, строятся на том, чтобы различными путями проникнуть в зону между центральными защитниками и опорниками. И оттуда уже идет вся острота. Есть, конечно, и второй вариант - фланговая игра. Но ЦСКА по определенным причинам он подходит меньше.
Мы даже ведем статистику: сколько раз вышли в такую позицию, когда остается только разрезать передачей защитную линию. На этой стадии тренерство, по сути, заканчивается, и остается только исполнительское мастерство футболистов: отдал ли передачу Вагнер или Дзагоев, правильно ли открылся Думбья. Для меня количество проникновений в эту зону - важнейший показатель, своего рода "мини-гол" - независимо от того, забили мы в реальности три мяча или не забили вовсе. Ярчайшая в мире команда, которая ставит себе аналогичную задачу, - "Барселона".
- И сколько "мини-голов" она делает?
- Точно не скажу. А мы в хороших матчах - порядка десяти и выше.
- Вы их в режиме онлайн считаете?
- Нет, конечно. Наши матчи анализирует система Prozone, у них 1000 показателей. Еще важный показатель - не просто беговой объем, а разница во времени между тем, как двигаются в атаку и в оборону. Потом анализируешь: ага, вперед хорошо бежали, а назад еле плелись. Делаешь выводы.
ВОСПОМИНАНИЯ О КОШКЕ
- Мы начали с вопроса о судьбе. Ею и закончим. На предматчевой пресс-конференции ко мне подошел итальянский журналист. "Я слышал, - сказал он. - что тренер Слуцкий в юности упал с дерева и вынужден был закончить карьеру. Простите, а зачем он туда залез?"
- Так это же всем известная история! Она даже в пресс-релизе УЕФА описана: "Коуч Слуцкий закончил с футболом из-за бытовой травмы". В скобках - "упал с дерева". Просто про кошку, которую я спасал, там не сказано.
- Теперь, собственно, вопрос. Окажись вы в прошлом, полезли бы вновь на то дерево?
- В нынешнем состоянии не полез бы, сто процентов! Физически не сдюжил бы.
- А тогда? Ведь это был поворотный момент в вашей судьбе...
- Понимаю, к чему вы клоните... Если бы я выиграл Лигу чемпионов, то считал бы то дерево и ту кошку знаками судьбы. Но пока не убежден, что до конца состоялся в профессии.
- Что, кстати, стало с кошкой?
- Меня попросила залезть на дерево соседка, наша староста класса. В ту пору я и многие мои одноклассники жили в одном подъезде. Никто еще ни с кем не переругался, не разъехался... И кошка, помню, продолжала пребывать в полном здравии.
- Как ее звали?
- Да понятия не имею! А вот соседку звали Элла. Мы до сих пор общаемся. Когда приезжаю в Волгоград, всегда звоню бывшим одноклассникам: давайте встретимся, посидим. Когда упал с дерева, на дворе стоял то ли 88-й, то ли 89-й год. Так что той кошки, предположу, давно уже с нами нет.
Дмитрий СИМОНОВ
Милан