Газета Спорт-Экспресс № 293 (5763) от 23 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 декабря 2011 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ПАРКЕ ЮРСКОГО ПЕРИОДА

В Коста-Рике состоялся чемпионат мира по рафтингу, где сборная юниоров России в классе R6 (шесть человек в судне) стала третьей в общекомандном зачете.

Нашу страну представлял экипаж, сформированный на базе клуба "Томск-Одиссей". В состав команды вошли также представители Алтая и Москвы. Это Алексей Ершов, Алексей Горелов, Станислав Квятковский, Владимир Козич, Валерий Барбаяков, Данил Оленников, Владимир Казанский и тренер Алексей Широков. О событиях в Коста-Рике рассказывает их непосредственный участник, студент МАИ Владимир Казанский:

- В детстве была великая забава: построить плот, да еще перевернуться на нем. Но не это привело к моему увлечению рафтингом. У меня родители занимаются водным туризмом, и я пошел по их стопам. Однажды во время чемпионата России по водному туризму (каяк, байдарки) в том же месте проводилось первенство по рафтингу. Почему бы не попробовать? Все, кто хотел, выступили в рафтинге. Меня увлекло, и я там остался.

- Успехи пришли быстро?

- В 2009 году первый раз проводился чемпионат страны в европейской части России. Мы нашим клубом "Азимут" решили выступить, понять, на что способны. Думали, если попадем в восьмерку - здорово. На некоторых этапах стали третьими, в общем зачете - пятыми. Для нас это был неожиданный успех.

- Как сами оцениваете выступление на чемпионате мира?

- Это для меня второй мировой форум. В прошлом году в Голландии мы стали чемпионами мира среди юниоров в классе R4. Кстати, тогда юниоры впервые выступали в мировом первенстве. А с чемпионатом в Коста-Рике получилась такая история. От России путевку туда получает клуб, который выигрывает внутреннее первенство. Состав - шесть человек от 14 до 18 лет включительно. Выиграл Томск, москвичи стали вторыми. Все, Томск едет. Но один нюанс. На международных соревнованиях юниоры - от 16 до 21 года включительно. Наша команда, которая в прошлом году стала чемпионом мира, могла бы и в Коста-Рике выступить достойно, возраст позволял. Но по российским правилам мы не могли участвовать в отборе, а в команде Томска было два 15-летних парня, которых к международным стартам не допустили. Тренер томской команды Алексей Широков вышел на меня и двоих ребят из Горно-Алтайска - Данилу Оленникова и Валеру Барбаякова.

- Но ведь нужна слаженность в действиях команды?

- На Кубке России в конце августа мы уже сидели все вместе, боролись среди взрослых. Выступили достойно, это была хорошая тренировка за полтора месяца до чемпионата мира.

- На чемпионате мира вы завоевали одну серебряную и две бронзовые медали на этапах. Подробнее, что за этапы?

- Первый - спринт. Тут нам досталась бронза. На небольшом участке реки по очереди стартуют команды, проходя вниз на скорость, затрачивая на это от двух до трех минут.

Второй - head-to-head, где два рафта стартуют с равнозначных позиций. Захватывающая, интересная для зрителей контактная борьба. Нам удалось завоевать серебро.

Третий - слалом, почти то же самое, что гребной слалом, который является олимпийским видом спорта. Здесь единственное требование - нельзя задевать вешки, обозначающие ворота. Одна задетая вешка - штраф пять секунд, непопадание в ворота - 50 секунд штрафа. Это очень много, если учесть, что у взрослых пять команд укладываются в одну секунду. Мы здесь были третьими.

Четвертый этап - длинная гонка, длящаяся не более часа. Здесь необходима страховка. Она может осуществляться как с берега, так и с воды.

- А теперь подробности борьбы на этапах?

- В том месте на реке как раз снимали "Парк Юрского периода". Плывешь и видишь эту природу - сплошные джунгли, никакого тебе фотошопа. Тяжело было из-за временной разницы в десять часов. Сначала тренировались со взрослыми, у них чемпионат начинался раньше. Когда настала наша очередь, после дождей вода поднялась метра на два, для нас срочно стали искать новое место. Для юношей категория сложности трассы не должна быть выше третьей. Мы готовились на более сложных трассах и огорчились, когда перенесли место соревнований: другая вода, к которой мы не привыкли.

- Как прошли старты?

- Как всегда, первый, самый волнительный и сложный. Бронза в спринте в целом хорошо, но немного расстроились - ехали-то побеждать. Но это как раз был повод, чтобы собраться с мыслями к следующему этапу и настраиваться на контактную борьбу. Мы в head-to-head попали в полуфинале на чехов, которые показали лучшее время в спринте и выбирали стартовую позицию. Были уверены, что они выберут лучшую, и уже выработали план. У нас сложная тактика, все время надо включать мозги, каждую секунду прогнозировать, как ведет себя соперник. Но неожиданно чехи выбрали не лучшую позицию. Настрой у нас был колоссальный, старт удался, и мы, выиграв, попали в финале на бразильцев. В суровой борьбе им проиграли, немножко ошиблись тактически.

- После первых двух видов - две медали, это вас вдохновило?

- Здорово, конечно, но дальше слалом, где из двух попыток в зачет идет лучшая. И тут ошиблись судьи, посчитали, что один человек у нас не попал в ворота. Мы просмотрели видео - попал, но доказать свою правоту не смогли. Знаете, трассу надо проходить так, чтобы никто не мог никаких претензий предъявить, выигрывать и у себя, и у реки, и у судей. Мы с этим не справились. Короче, штраф 50 секунд, ужас! А в итоге оказалось, что не очень-то и надо было бороться с арбитрами. Во второй попытке улучшили результат, но в конце допустили досадную ошибку. На предпоследних воротах на простом участке задели рейку. Штраф пять секунд, которые стоили нам золота.

- Последняя, длинная гонка имела драматический, на мой взгляд, сюжет.

- Стартовали по два экипажа, река не позволяла провести масс-старт, как у нас. Наши основные соперники в многоборье чехи стартовали первыми в паре с бразильцами, мы - вторыми с итальянцами. Хороший расклад, шансы завоевать золото были велики. У нас даже в подсознании не было мысли о борьбе с итальянцами, объедем их запросто. Это и стало нашей главной ошибкой. Со старта сразу сумели вырваться вперед, но течение поменялось, не смогли "прочитать" воду и посреди реки на большой скорости налетели на подводный камень. Сели основательно. Тут-то нас и объехали итальянцы, это был очень сильный моральный удар. Какая уж борьба за золото!

Пока снимали рафт с камня, прошло полторы минуты. Дальше была сверхзадача - суметь попасть по времени в четверку. Сумели, и нам досталось третье место в многоборье.

- Расстроились?

- Не совсем то, за чем ехали, но результат хороший. Команда была самой молодой. В 21 год я был старший, Валере (Барбаякову. - Прим. Е.Р.) - 19 лет, остальным по 17-18. У них все впереди, бронза - огромный опыт.

- Знаю, что в прошлом году чемпионат в Голландии прошел на искусственной трассе. Что это такое?

- Искусственные трассы в нашем виде приняты давно, это пошло от гребного слалома, для которого строят специальные каналы. В Голландии канал был в виде подковы, которая начинается и заканчивается в озере. Одна часть подковы выше, другая - ниже. Из озера закачивают воду в верхнюю часть, и она самотеком спускается вниз.

- А препятствия?

- На канале сооружают различные искусственные препятствия, более безопасные, чем естественные. Например, пластиковые бочки (обратный противоток воды. - Прим.Е.Р.). Если судно попадает туда, то так и будет там крутиться.

- Но если соревнования по рафтингу можно провести на канале в доступном для зрителей месте, то не стоит ли подумать о его включении в Олимпийские игры?

- Международная федерация рафтинга как раз старается сделать все возможное, чтобы он стал олимпийским видом. Посудите сами: сейчас к Олимпиадам либо строится канал для гребного слалома, либо создается трасса на реке, где разыгрываются четыре комплекта медалей. Большие затраты, а проводится всего один вид. Так что рафтинг можно сделать олимпийским без излишних затрат.

- Какова философия рафтинга?

- Любой водник очень сильно почитает воду, для него это что-то священное. Сила воды может многое натворить, прижать к камню и расплющить. Страховка у нас просто необходима, без нее старты не разрешаются, без каски и спасжилета ни один рафтер на воду не сядет.

- Какие препятствия, кроме бочек, встречаются на трассе?

- Непосредственная опасность на реке - подводные камни, за которыми получается или стоячая вода, или противоток, что еще хуже - на этом мы теряем драгоценные секунды. Есть и более сложный вариант бочки - котел. Если попадаешь туда, тебя начинает крутить, пока спасатели не придут на помощь или сам не сообразишь, как выбраться. Есть пороги, которые собирают весь набор препятствий. Еще встречаются валы - это волны, которые на Алтае, например, порой достигают трехметровой высоты.

- Страшно бывает?

- Страх - естественное состояние. Когда нет страха - значит, что-то с головой не то. Абсолютно уверен, что страх есть у всех, но каждый по-своему с ним борется, настраивается.

- А было так, что вы сами находились на грани?

- В походе на каяке попал в один из котлов. Меня кидало, крутило, переворачивало - как в стиральной машине. Понимал, если вылезу из лодки, внизу более серьезные пороги, и если меня туда снесет, неизвестно, чем дело кончится. Боролся до конца. Даже видео сохранилось. Все длилось 22 секунды. В итоге повезло, вынесло на край, струя ударила и вытащила из этой бочки. Еле-еле причалил к берегу, вылез и упал. Долго приходил в себя.

- В рубашке родились?

- Не знаю, но случилось это в день моего рождения, когда мне исполнилось 15 лет.

- На берегу что-то предпринимали для вашего спасения?

- Перед порогом у нас была страховка, понимал, что могут спасти, но... Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Сам должен понимать, как себя вести, нужен серьезный самоконтроль. У спасателей есть такое понятие - "морковка". Это веревка, на которой висит карабин. Когда человек в бочке крутится, ему кидают "морковку", он за нее хватается. Но порой веревка цепляется за камни и утягивает человека на дно, а поскольку он понимает, что это его единственный шанс на спасение, от страха не может отпустить руки и тонет. Опусти он "морковку" - выжил бы.

- С каких лет можно заниматься водными видами?

- К нам в клуб "Азимут", в котором я вырос и которому очень благодарен, особенно его руководителю Валентину Лурье, можно записаться с 12 лет.

- Видела спуск на рафтах в Непале, недавно в Черногории предлагали попробовать. Рафтингом у нас можно заработать?

- У нас нет таких рек, как, скажем, в Сибири, а на пруду много не заработаешь. Хотя отдыхающие иногда просят покатать их за деньги, но на поток в Москве дело сложно поставить.

- В Коста-Рику за свой счет ездили?

- В Голландию - за свой. А поездка в Коста-Рику, что не может не радовать, обошлась участникам бесплатно. Министерство спорта купило билеты, а Томск нашел спонсоров, которые оплатили все остальное. Поэтому деньги у нас оставались, и в день отдыха мы смогли съездить на Тихий океан, посмотрели действующий вулкан Туриальба. Это был шок! Дым, как из трубы, и постоянный запах серы.

Елена РЕРИХ