ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 37-й тур
Субботний матч "Спартак" - "Зенит" был омрачен скандалом. На 51-й минуте форвард питерцев Александр Кержаков, пытаясь первым успеть к мячу, на скорости ударил Андрея Диканя коленом в лицо. У спартаковского вратаря выявлены множественные переломы костей лицевого скелета: перелом правой орбитальной кости, перелом правой скуловой кости, перелом верхней челюсти справа со смещением плюс сотрясение головного мозга. Споры вокруг этого эпизода затмили саму игру, мнения, как это обычно бывает, разошлись, а главный тренер красно-белых Валерий Карпин потребовал дисквалификации Кержакова.
СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ
Игорь РАБИНЕР
Опытные спортивные фотографы утверждают: чтобы понять суть важного эпизода, надо обязательно снимать то, что происходит в первые мгновения после него.
Вот и в столкновении, какое произошло в субботу на 51-й минуте матча "Спартак" - "Зенит" между Александром Кержаковым и Андреем Диканем, для меня очень важными являются первые секунды вслед за случившимся. В эти секунды человек еще не способен обдумать то, что сделал, "включить" мозг и повести себя в соответствии с соображениями личной выгоды и конъюнктуры; он повинуется только природному инстинкту и невольно показывает свои истинные мотивы. Если все сделано умышленно - именно в эти считаные мгновения это как-то, но обязательно проявится.
Кержаков пришел в ужас сразу. Игра, кстати, продолжилась, судьи не смогли с ходу оценить всю меру серьезности происшедшего, - а форвард незамедлительно замахал рукой, привлекая внимание. И как только прозвучал свисток, тотчас ринулся к Диканю. Люди, намеренно сделавшие что-то дурное, так себя никогда не поведут. Не случайно, мне кажется, чуть позже Дикань пожал руку, протянутую Кержаковым.
Еще одним показательным моментом, на мой взгляд, является поведение футболистов "Спартака". Игроки команды, чей вратарь серьезно пострадал, реагируют порой даже жестче, чем диктует суть эпизода. Но, к примеру, Николас Пареха, центральный защитник, находившийся близко к эпизоду, поговорил с Кержаковым вполне мирно. Тогда как Артем Дзюба, всегда отличающийся объективностью суждений, после матча сказал: "Думаю, Керж старался уйти от столкновения, вряд ли там был злой умысел".
* * *
Я специально изучил реакцию действующих и бывших футболистов на эпизод. Процентов 75-80 (но не все сто, и это говорит о неоднозначности истории) полагают, что Кержаков поступил неумышленно. Андрей Талалаев, пожалуй, нагляднее всех объяснил, что произошло с динамической точки зрения: по его словам, форвард действовал "на протыке", то есть проталкивал мяч мимо Диканя правой ногой, а потом эта же нога по инерции не могла не продолжить движение в сторону лица вратаря. "Было видно, что он уходил в сторону - бежал по одной траектории и пытался уйти в другую..."
Добавлю, что Дикань действовал в традициях старой советской вратарской школы, мужественно прыгая к мячу лицом вперед и не думая о последствиях. А после случившегося вел себя как настоящий мужчина, дотерпев еще несколько минут, до пенальти, и попросив замену, лишь когда стало совсем невмоготу.
И вот что еще обратило на себя внимание в публичных трактовках момента. Те немногие, кто утверждает, что Кержаков мог успеть убрать колено, - к примеру, Афонин, Ольшанский - относятся к старшему поколению, когда темп футбола был принципиально другим. При этом более молодые практически единодушны: времени избежать контакта у Кержакова не было.
* * *
Валерий Карпин сразу после эпизода отправился обсуждать его с резервным судьей Альмиром Каюмовым, а когда матч закончился, сказал: "Придется подавать жалобу в КДК, чтобы дали столько же, сколько и Веллитону".
Ясно, что главного тренера "Спартака" до сих пор гложет обида за чрезмерное (правда, потом сокращенное вдвое) наказание спартаковскому бразильцу, что тем самым он как может защищает интересы своего клуба. А также пытается хоть как-то облегчить моральную боль тяжело травмированному Диканю, который, возможно, в субботу лишился Euro-2012.
Допускаю: работая в футбольном клубе, а тем более его возглавляя, человек настолько с ним срастается, что утрачивает возможность видеть любую спорную ситуацию не сквозь очки цветов своей команды. По-человечески это вполне понятно. Вот только прозвучала эта фраза на пресс-конференции как-то по-болельщицки. Впрочем, может, оттого и любят Карпина фанаты "Спартака", что на игру и жизнь он смотрит так же, как они...
В то же время Карпин не может не понимать, что именно за ним было решение о замене Диканя сразу после удара. И внутренне не ощущать за это хотя бы долю ответственности. Главная часть которой, безусловно, лежит на медиках (в современном футболе исключаю ситуацию, при которой они требовали замены, а тренер их проигнорировал). Почему же врачи, профессионалы, не смогли оценить тяжесть травм вратаря?! А ведь они тоже являются членами команды Карпина, им же и назначенной.
Единственная моральная претензия, которую, наверное, уместно было бы предъявить Кержакову, заключается в факте исполнения пенальти. Уж он-то понимал, что Диканю худо (хотя наверняка не знал насколько), и спустя несколько минут после беды мог бы, наверное, уклониться от личного исполнения справедливо назначенной Лаюшкиным кары. Все его в этой ситуации поняли бы.
Окончание - стр. 7