Газета Спорт-Экспресс № 106 (5874) от 18 мая 2012 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 мая 2012 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Финал - завтра

Легендарный игрок "Баварии" и сборной ФРГ, проводивший в нынешнем сезоне все жеребьевки Лиги чемпионов, пророчит нынешнему поколению звезд мюнхенского клуба блестящее будущее.

Пауль БРАЙТНЕР: "В БЛИЖАЙШИЕ 5 - 6 ЛЕТ
"БАВАРИЯ" МОЖЕТ СТАТЬ "РЕАЛОМ" 50-х"

Посол Лиги чемпионов-2011/12 - настоящий артист. Стоило мне, например, задать ему вопрос о том, как он при счете 0:1 в финале ЧМ-74 в Мюнхене против Голландии решился подойти к 11-метровой отметке, как Брайтнер разыграл в ролях десятиминутную пантомиму: вскакивал, размахивал руками, и даже тембр и интонация его голоса менялись в зависимости от того, чью "роль" он озвучивал!

Это произошло во время беседы небольшой группы журналистов из разных стран, среди которых был и спецкор "СЭ". В преддверии финала Лиги чемпионов на "Алльянц Арене" с участием "Баварии" этот часовой разговор, несмотря на обилие экскурсов в историю, выглядит весьма актуально.

ПОБЕДУ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ СТАВЛЮ ВЫШЕ, ЧЕМ НА ПЕРВЕНСТВЕ ЕВРОПЫ

- На какое место в мировой иерархии футбольных турниров ставите Лигу чемпионов?

- На второе - после чемпионата мира. На мой взгляд, по своей значимости Лига чемпионов - выше, чем европейское первенство. Для большинства футболистов победа в этом турнире - абсолютная вершина в их карьерах.

- Какие эмоции испытали на презентации кубка Лиги чемпионов в Мюнхене, взяв в руки завоеванный вами когда-то трофей?

- Когда прикасаюсь к этому кубку, чувствую, что в моих руках - религиозная святыня. Мне кажется, то же самое ощущали и люди, которые пришли на церемонию. Видел, что у многих в глазах стояли слезы радости и восхищения. И на кубок Лиги чемпионов они готовы молиться.

- Сейчас невозможно себе представить, чтобы команды провели два финала Лиги чемпионов за три дня. "Баварии" же в 74-м пришлось через это пройти, и в переигровке после ничьей (и овертайма!) вы разгромили "Атлетико" - 4:0. Откуда силы взялись?

- Не думаю, что в этом есть что-то невероятное. В английской премьер-лиге в декабре, на boxing day, происходит примерно то же самое - и никто не стонет! Если вы тренируетесь как профессионалы - все будет в порядке, к тому же мы с "Атлетико" находились в равных условиях. Просто "Бавария", будучи прекрасно готовой, сыграла сильнее, чем двумя днями ранее.

Мало этого, на следующий (!) день после переигровки и победы в Кубке чемпионов мы вынуждены были проводить матч последнего тура бундеслиги против "Боруссии" из Менхенгладбаха. То есть у нас было три игры за четыре дня! И у нас не было с этим проблем. (Тем не менее "Бавария", заранее обеспечив себе победу в чемпионате, проиграла в Менхенгладбахе - 0:5. - Прим. И.Р.).

Точнее - почти не было. В матче чемпионата дал о себе знать алкоголь, выпитый после успеха в Кубке чемпионов. Если честно, мы выпили о-очень много (смеется), и сказать, что после перелета из Брюсселя мы вышли на матч в Менхенгладбахе свежими, значит, погрешить против истины.

- Перед вами, с 1971 по 1973 год, трижды подряд Кубок чемпионов выигрывал "Аякс". Думали ли, что "Бавария" способна повторить это достижение?

- Конечно. И это, возможно, был лучший момент в истории "Баварии", а то и всего немецкого футбола. Мне кажется, доминированию Мюнхена на мировой арене психологически здорово помог факт победы сборной ФРГ над Голландией в финале чемпионата мира-74. Шесть игроков, выступавших за "Баварию" против "Атлетико", играли и против сборной Голландии спустя несколько недель.

- Россиянам с этими достижениями не сравниться, но и у нас считается, что бронза на Euro-2008 имеет прямую взаимосвязь с Кубком УЕФА, выигранным "Зенитом" месяцем ранее. Не хотите ли сказать, что если бы Шварценбек на предпоследней минуте овертайма первого матча с "Атлетико" дальним ударом не сравнял счет, то...

- ...мы не выиграли бы финал чемпионата мира! Это я и хочу сказать! Этот триумф, этот разгром "Атлетико" во втором финале, этот кубок в руках дали нам мощь и уверенность, которые позволили нам стать чемпионами мира. У нас возникло ощущение, что мы сильнее, чем когда бы то ни было, и лучше нас в мировом футболе нет никого.

Восемь лет спустя, в 82-м, "Бавария" с капитаном, которого, представьте, звали Пауль Брайтнер, проиграла финал Кубка чемпионов "Астон Вилле" в Роттердаме. А несколько недель спустя в Мадриде мы проиграли финал ЧМ-82 Италии. И это тоже не было простым совпадением.

НЕ ПОМНЮ, КАК БИЛ ПЕНАЛЬТИ В ФИНАЛЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА

- В финале ЧМ-74 на мюнхенском "Олимпиаштадионе" вы били пенальти при счете 0:1 в пользу голландцев. Что чувствует игрок, берущий на себя ответственность в такой момент?

- Можете мне не верить, но не помню, как бил этот пенальти! Пленка в сознании обрывается в момент, когда судья указал на "точку", а возобновляется с того, как соперник начал с центра. Двух минут в жизни как ни бывало! Ведь изначально я не должен был бить пенальти, просто в тот момент знал, что никто больше не возьмет ответственность на себя.

- Почему?

- Перед стартовым матчем против Чили наш тренер Хельмут Шен предложил обсудить, кто будет исполнять 11-метровые: "Герд, бей ты!" Но Мюллер в ужасе замахал руками, потому что до этого он промазал трижды подряд в конце чемпионата. Вторым, по идее, должен был быть Беккенбауэр, но и он до этого промахнулся два раза! И Франц тоже отказался. Тему, что называется, замяли.

Перед следующим матчем с Австралией разговор в раздевалке повторился один в один. Наконец, после тренировки накануне финала Шен снова вернулся к теме пенальти. "Герд?" - "Тренер, если вы еще раз меня об этом спросите, я не буду играть! Оставьте меня в покое!" "Франц?" - "Нет!" - "Ладно, ребята, обсудим еще раз в раздевалке перед игрой". Мы переглянулись, решили, что тренер сошел с ума. Неужели он на самом деле будет обсуждать пенальти за пару минут до финального матча?! И вправду: "Ну так как, господа, насчет пенальти?" Беккенбауэр скривился: "Давайте забудем. Если дадут пенальти - разберемся, я решу, кому бить!"

И вот судья назначил пенальти, счет 0:1. И у меня в мозгу пронеслась мысль: "Ты - в порядке, ты - сильный. Значит, бери мяч - и все получится! Забьешь - и станешь чемпионом мира"… Вольфганг Оверат позже рассказывал, что после того, как я установил мяч, он спросил меня: "Эй, Пауль, ты действительно думаешь, что забьешь?" Я удивленно взглянул на него и ответил: "Почему нет? И вообще, отвалите, оставьте меня одного!"

- И вы ничего этого не помнили?

- Ничего! Потом мы всю ночь праздновали победу, домой с женой вернулись под утро. По телевизору австрийский канал показывал финал в повторе. И я решил, что отличной идеей будет расслабленно проанализировать матч, лежа на диване. Забил пенальти Неескенс - я спокоен. Затем пришел черед второго 11-метрового. Я вижу, как человек с номером 3 на спине берет мяч и подходит к отметке.

И тут во мне заговорили все три промилле, что были внутри. Я вскочил с дивана, застыл на месте и почувствовал, что весь покрываюсь потом. А потом стал орать: "Какого хрена ты делаешь?! Ты что, рехнулся?!" Прибежала перепуганная жена, начала спрашивать, как я себя чувствую. А я только вопил: "Как я мог?! Как я мог взять на себя эту ответственность?! Какого черта я пошел бить?!"

Я вдруг представил себе, что бы было, не сумей я забить. Может быть, не сидел бы сейчас перед вами…

ЖИРКОВ ПОШЕЛ ПО МОЕМУ ПУТИ. ТОЛЬКО Я НЕ ИГРАЛ В МАХАЧКАЛЕ

- Не жалеете, что ушли в "Реал" и не смогли выиграть с "Баварией" еще два Кубка чемпионов?

- Для меня стало большим сюрпризом, когда через пару дней после финала чемпионата мира мне позвонили из "Реала". Это был вторник, 9 июля, полдень. Меня спросили, не было бы мне интересно поиграть за "Реал", и я мигом ответил: "Что за вопрос?!" Да я хоть на велосипеде поехал бы из Мюнхена в Мадрид, поскольку играть за "Реал" было и по-прежнему остается мечтой любого футболиста в мире. Даже не за "Баварию" или "Барселону", а именно за "Реал".

Тогда "Реал" был самостоятельным миром в рамках футбольной планеты. Галактикой. "Королевский клуб" был как сейчас "Реал", "Барселона", "Бавария", "Милан", "Интер", "Челси" и "Ливерпуль", вместе взятые! Если тебе выпадало счастье получить предложение оттуда, даже в голову не могла прийти мысль отказаться. Тем не менее я сказал, что это вряд ли возможно, поскольку у меня с "Баварией" контракт еще на год. Человек из "Реала" сказал: "О, это не проблема. Это только вопрос денег". И за две недели этот вопрос был решен.

Вообще-то мне и в голову прийти не могло, что "Реал" захочет покупать не звезду в атакующую линию, а левого защитника. Однако это произошло. Почему? Несколько недель спустя я спросил об этом нашего тренера Миляна Милянича, ранее работавшего со сборной Югославии.

Тут нужно кое-что объяснить. Как раз в тот период, когда Милянич тренировал югославов, я сыграл в двух матчах против этой команды, причем в полузащите. Уже позже Удо Латтек попросил меня сыграть слева в обороне, так как ему некого было туда ставить, и с того дня это оказалось моей постоянной позицией. Которую я, если честно, ненавидел и говорил себе: "Это не то, зачем я пришел в футбол". Вот и пытался создать свой стиль игры крайнего защитника - примерно такой, в каком 40 лет спустя играет Филипп Лам...

А Милянича я во время первой предсезонки спросил, зачем он сказал великому президенту "Реала" Сантьяго Бернабеу, что нужно купить меня, левого защитника. Тренер усмехнулся и ответил: "Потому что я объяснил Бернабеу, что ты - не левый защитник. А левый полузащитник, которого я всегда хотел приобрести. Для любого клуба, где бы ни работал". И вспомнил о тех матчах ФРГ и Югославии, где я оба раза решал исход встречи. После тех матчей Милянич сказал себе, что, если у него будет шанс купить одного-единственного игрока за всю жизнь, это будет Брайтнер! Вот этот переход обратно в полузащиту и открыл для меня дверь в "Реал".

- Ваше отношение к игре в защите невольно заставляет вспомнить об атакующем полузащитнике Юрии Жиркове, который не любит играть слева в защите, но в сборной России и при Гусе Хиддинке, и при Дике Адвокате вынужден делать это.

- Да, похожая история. И действует Жирков в схожей манере. Единственная разница - мне не довелось играть в Махачкале (смеется). Нет, все-таки была еще одна: первые два года в "Реале" я играл справа. Но при этом на мне лежала организация, балансировка игры всей команды.

- Как воспринимали победы "Баварии" в двух Кубках чемпионов, тогда как у вас в "Реале" это не получалось?

- (Усмехается.) Я играл за "Реал", и это было главным! Вы можете хоть десять раз в год вручать мне Кубок чемпионов, но я его уже выиграл в 74-м, испытал это! А тут я попал в "Королевский клуб", где каждый день был мечтой для меня. Мечтой на протяжении 10 - 12 лет, с тех пор как я впервые увидел эту команду в белом.

А "Бавария", выигрывая в 75-м и 76-м Кубки чемпионов, в то же время очень плохо играла в бундеслиге. В Европе мюнхенцам позволял побеждать богатейший международный опыт, и вообще он является непременным условием таких побед: посмотрите на "Арсенал", который играет в прекрасный футбол, но, думаю, никогда ничего не выиграет. Потому что их команда слишком молода, чтобы побеждать в решающих матчах. А главной причиной тех двух побед "Баварии" был не высокий класс команды, а индивидуальный уровень, опыт, лидерские качества таких людей, как Беккенбауэр, Мюллер, Майер.

"РЕАЛУ" И "БАРСЕ" НЕ НУЖНО ВЫКЛАДЫВАТЬСЯ В ИСПАНИИ НА 100%

- Вы выиграли со сборной ФРГ чемпионат Европы 72-го и первенство мира 74-го годов, взяли серебро в 82-м. Можете сравнить немецкую команду тогда и сейчас?

- А вы можете сравнить "Астин Мартин" 65-го с этой же машиной 2012-го? Любой теннисист 70-х не возьмет у Федерера или Надаля не то что партию - ни одного очка! И футбол изменился полностью. Особенно за последние 6 - 8 лет - с тех пор как Райкард, а потом Гвардьола начали работать с "Барселоной". Этот футбол не имеет ничего общего с тем, во что играли несколько предыдущих десятилетий.

Но когда говорят, что сборная ФРГ 1972 года была лучшей немецкой национальной командой всех времен - соглашаюсь. Потому что, как член той сборной, помню: она выходила на поле с мыслью, что разнесет в щепки кого угодно. Такого больше не было никогда - в том числе и в 1974-м.

- Какую роль нынешнее поколение игроков "Баварии" способно сыграть в футболе?

- Если эти ребята продолжат столь же стремительно развиваться, как сейчас, то в ближайшие 5 - 6 лет "Бавария" станет чем-то вроде "Реала" 50-х годов по своему влиянию на футбол.

- А как же "Реал", "Барселона", английская премьер-лига?

- "Реал" и "Барселона", к их сожалению, часто сталкиваются с одной и той же проблемой: для того чтобы побеждать в своем чемпионате, им не приходится в каждом матче выкладываться на сто процентов. Достаточно семидесяти.

И точно так же было, когда я играл за "Реал". Вопрос, как и сейчас, стоял один: кто выиграет примеру - "Реал" или "Барселона". При этом в бундеслиге конкуренция заметно выше. Что же касается Англии… Несколько лет назад, когда в Германии постоянно говорили о том, как сильна премьер-лига, я отвечал: "Друзья, мы ведь говорим о первой четверке английского первенства или вы не согласны, что матч "Стоук" - "Сандерленд" - это ужасно?!"

ТЕПЕРЬ В ГЕРМАНИИ ГОТОВЯТ НЕ РАБОЧИХ, А ТВОРЦОВ

- Почему вы рано, в 31 год, закончили карьеру?

- Захотелось подумать о чем-то еще, кроме футбола. Точнее, не думать о нем все 24 часа. Занимался другими вещами и был счастлив, но когда в 2006-м "Бавария" предложила мне стать советником, для меня это был замечательный момент, потому что с этим клубом меня связывало очень многое. И до сих пор он является для меня семьей. В конце концов, "Бавария" дала мне возможность дорасти до "Реала".

Интересно, что в Испании я застал последние 15 месяцев правления Франко, после чего страна снова вернулась к монархии. Я получил возможность многое увидеть и многому научиться! И сейчас продолжаю получать удовольствие от работы в "Баварии", поскольку имею шанс постоянно бывать в разных странах, даже далеких - в Индии, Китае…

- Чем вы, будучи молодым, отличались как личность от сегодняшних футболистов?

- Главной моей задачей всегда были даже не победы на чемпионатах Европы или мира. Самое главное, чего я хотел, - оставаться независимым в своих мыслях и поступках. Когда в 18 лет решил подписать контракт с "Баварией", это было мое решение, и только мое! А сейчас вокруг молодых игроков с самых ранних лет крутятся по три-четыре агента. Они за них работают, за них думают, за них же принимают решения и определяют будущее. "Мы обеспечим тебе контракт и деньги, - говорят они, - но при этом ты должен делать то, что мы хотим. Мы решаем, съесть тебе сейчас яблоко или гамбургер, взять тебе в ресторане пасту или стейк. И говорить в прессе ты должен то, что мы тебе скажем, а не то, что ты думаешь!"

И это, кстати, не только в футболе. Если ты хочешь стать звездой или министром, должен постоянно делать то, что тебе говорят. То есть перестать думать самостоятельно! Вы каждый день смотрите телевизор, и как минимум 90 процентов футболистов, политиков, влиятельных людей, звезд эстрады говорят то, что вы легко можете предсказать! В этом и заключается разница.

- Почему ваши поступки и слова вызывали такой резонанс? Например, все болельщики знали, что Брайтнер - уникальный для футбола обладатель настоящей бороды. И вот однажды вы решили ее сбрить, что стало шоком для Германии…

- Знаете, в начале 80-х немцы были своеобразными. У нас считалось, что если у тебя 20 лет было одно мнение, то ты уже не имеешь права его менять. А если изменил, то ты больше не немец (смеется). Когда в 82-м году известная компания предложила мне сбрить бороду для того, чтобы сняться в рекламе, я сделал это. И про меня, конечно же, сразу сказали: "Он утратил свой характер".

- Возможно ли изменить немецкий характер на футбольном поле?

- В плане мотивации и стремления побеждать - никогда. Но после провала на Euro-2000 кое-что изменилось. Влиятельные люди приняли решение, что мы должны отныне всем миром готовить не футболистов-рабочих, а футболистов-творцов. У нас напрочь отсутствовало представление о том, что теннисом, плаванием, бадминтоном, футболом можно заниматься ради удовольствия, мы полагали, что это все существует только для того, чтобы выигрывать.

Это - немецкий менталитет. Если ты проиграл, то и удовольствия никакого быть не может. Беги, борись, сражайся - так мы мыслили примерно до 2004 года и теряли в подготовке техничных игроков, умеющих играть в футбол. В процентном отношении немецкий футбол нес в себе на 75 процентов физическую силу и выносливость и только на 25 - мастерство. Федерация все перестроила так, чтобы дети в первую очередь совершенствовали свое умение работать с мячом, чувствовать партнера, получать удовольствие от процесса. И постепенно мы привели все к тому, что ситуация выровнялась - 50 на 50.

Сейчас техника и мышление наших игроков и вовсе превалируют над силой и выносливостью. И именно поэтому мы снова вернулись на вершину. Поэтому зрители получают удовольствие от игр бундеслиги не только в Мюнхене или Дортмунде, но и на остальных стадионах. С каждым годом "Бавария" и "Боруссия" приближаются шаг за шагом к уровню "Барселоны", а наша сборная - к уровню сборной Испании. И я верю, что к 2014-му мы уже точно будем не хуже.

Игорь РАБИНЕР

Мюнхен - Москва