Газета Спорт-Экспресс № 109 (5877) от 22 мая 2012 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 мая 2012 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Финал. РОССИЯ - СЛОВАКИЯ - 6:2

СВОЯ КОЛОНКА

Владимир МОЗГОВОЙ

ПАЗЛ ТРЕНЕРА

У нас голуби путаются под ногами, у них чайки летают над столиками маленького кафе на Александеркату и кричат, заглушая уличных музыкантов, которых в центре Хельсинки великое множество. Для кого-то эти крики звучат как победная песня, для кого-то как жалобный стон - это уже зависит от восприятия. Утренние газеты вышли со снимками, на которых соседствовали безудержная радость игроков в красной форме и печаль игроков в бело-синей, но к поражению хозяев от чешской сборной россияне причастны уже не были. С улиц постепенно исчезали громогласные болельщики (наши, естественно, перекричали всех), а в "Хоккей Хаус", двор которого заполнялся каждый день под завязку, уже никто не стремился.

Финита, до следующего года, когда все будет ровным счетом наоборот - начинаем в Хельсинки, заканчиваем (я надеюсь) в Стокгольме. Так, кажется, в последний момент решили организаторы, но от них не знаешь, чего ждать. Они придумывают, а мы расхлебываем. Одна радость - начнем в следующем мае в другом качестве - в качестве чемпионов. Осознание победы пришло еще до того, как прозвучала финальная сирена, - может, поэтому никто от радости не прыгал.

Вообще сдержанный стиль Зинэтулы Билялетдинова, как мне кажется, оказывал влияние не только на подопечных, но и на журналистов - отвязаться даже по-хорошему как-то не получалось. Не то чтобы ходили по линеечке, но и особо зажигать было как-то не с руки. Это болельщикам все было нипочем, хотя и они, насмотревшись на финскую печаль, не сопровождавшуюся бурными проявлениями, вели себя в основном по-человечески. Нас поздравляли, мы утешали - вот какой был лейтмотив общения в течение этих двух победных дней в Хельсинки.

Главный тренер сборной Словакии Владимир Вуйтек после финала от радости не лучился, но и печать печали на его лице не лежала. Результат принял как должное, своими ребятами гордился. Еще бы не гордиться: после братиславского провала так взлететь - дорогого стоит. Год назад под домашний чемпионат словаки собрали суперсборную, Вуйтеку от того состава немного досталось, но Здено Хара с партнерами сыграли в плей-офф с отчаянным безумством штрафной роты, которой уже не хватило на последний бросок.

В финал вышли две самые уязвленные прошлым годом топ-сборные - так, как были унижены в Братиславе словаки, давно хозяев не унижали. А Россия, чудом пробившись в медальную зону, была там жестоко и безоговорочно бита финнами и чехами. Не так страшен был результат, как игра. Жажда реванша не была определяющим стимулом, но и полностью игнорировать это обстоятельство нельзя. Они больше всех хотели и больше всего добились.

То, что стратегию и тактику Зинэтулы Билялетдинова поругивали, вполне нормально. Если бояться против шерстки погладить, о чем тогда разговаривать и писать? При этом критика была сдержанной и далека от хлесткой - Зинэтула Хайдарович вел себя как всегда, не пуская в свою лабораторию посторонних, но с уверенностью человека, который всегда знает, что делает. Эта его и помощников (думаю, роль коллег надо отметить особо) скрупулезность и некоторая жесткость (а жесткие решения, особенно по ходу чемпионата, несомненно, были) оказались именно тем способом, который был сборной необходим и позволил из слегка хаотических деталей собрать эстетически завершенный пазл. То есть ту самую "картинку", о которой Зинэтула Хайдарович говорил на пресс-конференции в Новогорске перед отлетом в Стокгольм.

Евгений Малкин стал центром этой картины, но его партнерам не отводилась роль фона, что самый ценный игрок чемпионата не раз подчеркивал. Так, как Малкин в Стокгольме и Хельсинки, на чемпионатах мира давно никто не играл. Да, может, и вообще в новейшие времена никто не играл, даже самые великие. Во всяком случае, я не припоминаю. Но за него же не просто таскали рояль и давали творить в свободном полете - когда было надо, рояль таскал и Малкин. Все работали не на собственные индивидуальные показатели, а на команду. И все, если можно так сказать, ловили кайф от этого совместного творчества.

Но это была еще и тяжелая работа - десять матчей за 16 дней надо было пройти, не теряя силы, а наращивая их. Дикая формула, но сборная России так удачно подстроилась под нее (великое спасибо всем, кто отвечал за восстановление), что не оставила на финише соперникам никаких шансов. Одной шайбы в ворота норвежцев не хватило, чтобы пройти кубковый раунд с одинаковым результатом 6:2! Такого никогда не было и не скоро еще будет.

Это очень высокая планка. Но Билялетдинов не тот человек, который будет предаваться эйфории и долго праздновать. Он и сейчас на пресс-конференции заметил, что пока с разбором того, что получилось, а что нет, - подождет.

Все его поняли.

Хельсинки