БАСКЕТБОЛ
Сергей КАРАСЕВ: "ОТЕЦ ПОСОВЕТОВАЛ БЫТЬ НАГЛЫМ"
Несмотря на свои 18 лет, защитник "Триумфа" после тренировки не стеснялся ни телекамер, ни громких заявлений. Сложно сказать, чего тут больше - юношеского максимализма или боевого характера, но в любом случае уверенности в своих силах сыну знаменитого разыгрывающего сборной России 90-х Василия Карасева не занимать.
- Тренироваться у Дэвида Блатта тяжелее, чем в молодежных и юниорских сборных, за которые вы выступали раньше?
- Безусловно, разница колоссальная. И нервничаю немного, и другой уровень ответственности. К тому же в командах младших возрастов я был лидером, а здесь пока новичок. Блатт дал понять, что всерьез на меня рассчитывает и будет пробовать в разных амплуа. Я ответил, что готов на все, лишь бы быть полезным. Поначалу буду исполнять "подыгрывающую" роль, но намерен постепенно стремиться выходить на лидирующие позиции в сборной.
- У вас есть возможность повторить путь Андрея Воронцевича, который впервые был вызван в сборную России четыре года назад - и с ходу попал в итоговую олимпийскую заявку…
- По словам Блатта, у всех вызванных на сборы игроков равные шансы. И эти слова подтверждаются на тренировках. Сейчас в команде нет разделения на основных и запасных: в двусторонках молодые и опытные баскетболисты играют в одной пятерке. Все получают примерно одинаковое время, всех просматривают. Так что нужно просто доказывать свое право на место в составе.
- Ваш отец, наставник "Триумфа", недавно был в гостях у "СЭ" и рассказывал, как вынужден спускать с вас по три шкуры на тренировках - чтобы никто не мог обвинить его в протекционизме. Наверное, после таких условий в клубе вам и в сборной будет полегче?
- Да, с отцом работать тяжелее, чем с любым другим тренером. Потому что он хочет, чтобы сын был на голову выше остальных, чтобы не допускал ошибок, которые могут себе позволить другие игроки… Так что мне по сравнению с одноклубниками он высказывает больше претензий - причем не только на площадке, но и дома. Даже ссоры случаются (смеется). Но потом быстро миримся.
- Еще ваш отец рассказывал нам, что хочет со временем перепрофилировать вас из второго-третьего "номера" в первого. А вы сами считаете себя способным закрыть позицию разыгрывающего - самую проблемную в сборной России?
- Для этого нужно время. Прежде у меня было не так много практики в роли плеймейкера. В клубе-то играл как раз второго-третьего. Но постепенно постараюсь улучшать технику и совершенствовать качества, необходимые разыгрывающему. Может быть, не в Венесуэле и не на лондонской Олимпиаде, но через два-три года это возможно.
- С вашим ростом 203 см это реально?
- Посмотрите на Зорана Планинича - он довольно успешно играет, хотя ниже меня всего на пару сантиметров. Другое дело - под смену амплуа нужно выделить большой промежуток времени в межсезонье, а не в преддверии ответственных матчей, как сейчас.
- Как вы восприняли приглашение в сборную?
- Было очень приятно. Но вместе с тем не скажу, что этот вызов стал большой неожиданностью. Наоборот, я рассчитывал, что меня позовут на сборы - все-таки провел достаточно хороший сезон, да и "Триумф" вошел в четверку сильнейших в чемпионате России.
- Нетривиальное заявление для 18-летнего юноши, не находите?
- Но хотя бы даже по статистике (13,7 очка, 3,6 подбора и 2,4 передачи в среднем за игру. - Прим. А.С.) я был не на последних ролях - как в клубе, так и во всем чемпионате.
- То, что вас вызов в сборную не удивил, мы уже знаем. А как к нему отнеслись ваши родители?
- Конечно, обрадовались. И сразу начали наставлять: что надо делать, что не надо…
- И какое напутствие дал вам отец и клубный тренер?
- Сказал: "Тебе нечего терять. Ты уже добился многого, в 18 лет получив вызов в сборную России. Поэтому показывай все, что можешь. Старайся проявлять лидерские качества, будь наглым - и все получится".
- По возрасту вы с запасом проходите в молодежную сборную России, которой предстоит участвовать в чемпионате Европы в Словении с 12 по 22 июля - то есть практически сразу после олимпийской квалификации. Стоит ли тренерам молодежки на вас рассчитывать?
- Все будет зависеть от того, возьмет ли меня Блатт в Венесуэлу и пройдет ли сборная отбор на Олимпиаду.
- А за студенческую сборную под руководством отца на Универсиаде в Казани тоже сыграете?
- Надеюсь. За место в этой команде нужно будет тоже побороться, на тренировках доказывая свое право находиться в составе. Если буду сильнее конкурентов - тогда отец возьмет в команду.
- Кстати, удается ли вам совмещать выступления за профессиональный клуб и учебу в академии физкультуры в подмосковной Малаховке, расположенной неподалеку от Люберец?
- Стараюсь по возможности туда выбираться. Недавно вот ездил, написал пару тестов… Все-таки хоть иногда надо показываться на глаза преподавателям, чтобы они тебя запомнили. Нелегко, конечно. когда получаешь в клубе выходной, хочется подольше поспать. Но экзамены-то за тебя никто не сдаст (смеется).
- Среди студентов-баскетболистов МГАФК даже ходят легенды о строгости некоторых преподавателей. Вы тоже ощутили это на себе?
- Это вы, наверное, про Тофика Мамедовича Рзаева (знаменитый преподаватель, владелец нескольких баскетбольных достижений Книги рекордов Гиннесса. - Прим. А.С.). Не сказал бы, что он очень уж строгий. Просто не любит злостных прогульщиков. А если появляешься на занятиях, то и он к тебе будет нормально относиться.
- Каково в 18 лет ощущать себя кандидатом в олимпийскую сборную России?
- Эмоции переполняют. Наверное, любой баскетболист в моем возрасте мечтает о двух вещах - попасть в сборную страны и в НБА. Теперь одна мечта из двух близка к осуществлению.
- Как расцениваете шансы нынешней сборной добиться успеха не только в олимпийской квалификации, но и на самих Играх в Лондоне?
- Считаю, что как минимум мы должны попадать в четверку. Сборной России вполне по силам побороться за медали. У нас в коллективе есть и признанные лидеры, и очень перспективная молодежь. Самое главное - сыграться как команда, и тогда все будет хорошо.
Антон СОЛОМИН