БАСКЕТБОЛ/ФУТБОЛ
Сергей ИВАНОВ: "Я НА СТОРОНЕ КЛУБОВ И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ"
На вопросы обозревателя "СЭ" ответил руководитель администрации президента России, член исполкома РФС, президент Единой баскетбольной лиги ВТБ и председатель попечительского совета ПБК ЦСКА.
Первое, что бросается в глаза в кремлевском кабинете Иванова - фотопортрет леопарда. Представитель кошачьих, приоткрывший пасть, висит на видном месте. На противоположной стене - портрет того, кому и положено быть представленным в кабинетах высокого ранга: президента РФ. Владимир Путин и хищник смотрят друг на друга. Оба кажутся убедительными.
- Почему леопард, Сергей Борисович?
- Курирую проект по защите этого красивого животного. Дальневосточный леопард. 30-40 особей осталось в дикой природе. Обитает только там, в Хасанском районе Приморского края. Как-то поймал себя на мысли, что у моих внеслужебных привязанностей - баскетбола, балета Бориса Эйфмана и леопарда - есть что-то общее.
- Что именно?
- Грация. Пивоты - развороты в воздухе. Пластика. Гибкость. Высокие прыжки. Не смотрели фильм про леопарда? Он прыгает с места метра на три.
- Балету Эйфмана тоже помогаете?
- По мере сил. Это всемирно известный балетмейстер из Питера. Ставит неклассический, авангардный балет, - мне очень нравится. А своей площадки у театра пока нет. Вот я вам все свои интересы и раскрыл.
- Переднеазиатского леопарда, ставшего талисманом сочинской Олимпиады, тоже кто-то курирует?
- Кто-то - это Владимир Владимирович Путин. В районе Красной Поляны данный вид окончательно истребили, теперь пытаемся восстановить. Завезли несколько особей из-за границы, надо дождаться, когда спарятся. Правда, на растиражированной олимпийской картинке изображен все-таки снежный барс. Это другой зверь, постоянно живущий в горах. Уникальность нашего леопарда в том и заключается, что он единственный представитель своего подвида, приспособившийся к жизни на снегу. У него шерсть погуще, чем у тропических собратьев.
А на Дальнем Востоке в рамках проекта сделали национальный парк, создали некоммерческий фонд, усилили охрану. Браконьерство и вырубка леса едва не свели популяцию леопарда на нет. Опасливый, хитрый зверь, его очень сложно увидеть. Но красавец. Мне в прошлой жизни, когда был шпионом, довелось пожить в Африке. С тех пор к этим кошкам неравнодушен.
- Вы и в Англии жили когда-то.
- Но не шпионом. Там я учился.
В СТАМБУЛЕ БЫЛА ПРОСТРАЦИЯ
- С чего начнем разговор о спорте - с баскетбола или футбола?
- Давней привязанности не изменю - с баскетбола, конечно.
- Тогда расскажите, как восприняли стамбульское поражение ЦСКА в "Финале четырех"?
- До сих пор нахожусь в шоке. Трагедия, провал. Понимаете, проиграть финал можно по-разному. В 2007-м ЦСКА уступил "Пао" в Афинах два очка. Догоняли-догоняли - не догнали. Через два года в Берлине проигрывали 20 очков, в итоге осталось два. На последних секундах Шишка, как сейчас помню, не попал трехочковый. Да, было обидно. Но сейчас не тот случай: в Стамбуле сами отдали победную игру. Тренер потерял управление командой, игроки растерялись. И снова Шишка не забил два штрафных. Я его не виню, в Мадриде-то он добыл нам титул. А здесь - несчастный случай, нелепое стечение обстоятельств. Такое поражение, конечно, воспринимается очень болезненно.
- В нем есть что-то системное или причина - только жуткое невезение?
- Кое-какие симптомы имели место до Стамбула. В сезоне ЦСКА выиграл 98 процентов матчей, но провалил при этом несколько отдельных четвертей. Команда иногда играла скачками: вверх-вниз. Это вызывало некоторое беспокойство, но поскольку заканчивалось всегда благополучно, не воспринималось слишком остро: ну пронесло и пронесло. А вот чтобы выиграть все четыре четверти, пусть и с разницей в три очка, - такого не было ни разу. То есть команда и тренер не научились играть ровно. Это очень трудно, я понимаю. Так и "Оклахома" не может, и "Майами", и "Бостон". Но стремиться к этому надо, чтобы не повторился стамбульский финал, в котором мы проиграли, по сути, одну четверть. А вместе с ней и матч.
- Что вы сделали в тот момент, когда греки за 0,7 секунды до конца вышли вперед? Закричали, швырнули что-нибудь под ноги?
- В Стамбуле первый ряд, если вы заметили, был полностью выкуплен болельщиками ЦСКА. Все встали, схватились за голову и пошли к выходу. Я тоже. Прострация! Конечно, если второе место в Евролиге рассматривается, как провал, значит, стандарты клуба очень высоки. Иные клубы о таком лишь мечтают, не говоря уже о девятом "Финале четырех" за 10 последних сезонов. И все равно обидно. Разочарование, правда, есть чем слегка приглушить: сейчас ЦСКА занимается комплектованием на следующий сезон. Как председатель попечительского совета кое-что знаю, но оглашать не имею права. Все будет объявлено после подписания контрактов.
- Хороший тренер и добрый человек Йонас Казлаускас останется?
- Я могу высказать свое мнение, и к нему прислушаются, но решение будет приниматься коллективно - попечительским советом и президентом клуба. В том, что Казлаускас прекрасный человек, у меня нет ни малейших сомнений. И тренер хороший, разумеется, - до финала Евролиги не каждый дойдет. Посмотрим, сейчас рано о чем-то говорить.
- ЦСКА попытается сохранить Андрея Кириленко?
- Только сам Кириленко вправе решать, где ему играть. Определенные условия предложить можно, но соперничать с контрактами НБА - это наивность.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Окончание - стр. 6