Газета Спорт-Экспресс № 159 (5927) от 20 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 июля 2012 | Олимпиада

НА ЧЕМОДАНАХ

Слава МАЛАМУД

ВОТ ИЗ ЛОНДОН?

"Лондон из… из… Лондон из…"

Вы помните мучения советского пионера Фимы Королева из фильма "Гостья из будущего"? Ваш собкор по Северной Америке помнит, потому что уже не так молод, как хотел бы, и подвержен ностальгии. И, видимо, некоторым другим признакам преклонного возраста, поскольку в настоящий момент, пытаясь вспомнить, что он знает о Лондоне, чувствует себя примерно так же, как Фима.

Что же все-таки есть Лондон, дорогие друзья? Вот, как говорится, из ит? Я там ни разу не был, и если сейчас меня поставить перед школьной доской или дулом пистолета, на ум придут только самые поверхностные вещи. По Лондону ездят кебы, в Лондоне вас запросто могут назвать "сэром", Лондон населен королевой, Биг-Беном и Шерлоком Холмсом. С такими ответами, боюсь, мне, как и Фиме, не светят ни "пятерка", ни Алиса. Советский учебник английского наставлял приветствовать лондонцев словами: "Хеллоу, айм э янг пайониэ", но это было до того, как я узнал, что последнее слово вообще-то означает "первооткрыватель".

А ведь это как раз и здорово. Каким лопоухим олимпийским дебютантом ехал я в Пекин четыре года назад! Как весело, увлекательно и страшно было на душе! Первая в жизни Олимпиада, да еще и в Китае! Под сенью олимпийских колец и Великой китайской стены в романтическую дымку облекались даже такие приземленные дисциплины, как пулевая стрельба из положения лежа, - что уж говорить о покрытых завесой тайны командном спринте, омниуме и, прости господи, конкуре?

Все это до безумия волновало меня в 2008-м. Теперь, хочется надеяться и верить, со штангой, веслами и борцовским ковром я встречусь уже на правах старого друга. В конце концов, и с шестом прыгают, и апперкот бьют везде примерно одинаково, а "Славься, отечество…" и "Oh say, can you see…" на олимпийских церемониях награждения всегда играют чаще, чем "Боже, благослови наши Соломоновы Острова…". Значит, для лопоухого и искреннего энтузиазма, для детского восприятия чуда и щенячьего восторга от новизны останется собственно Лондон.

Ведь в числе главных героев Олимпиад всегда оказываются города, их принимающие. Каждый - со своей культурой, историей, чудачествами и заморочками. Охватить их взглядом и сознанием, пропитаться их атмосферой, побрататься с их жителями, переболеть их кухней, выплеснуть все это в исполненных вдохновения статьях - чем не олимпийская мечта? Вы не поверите, как по-разному отражаются олимпийские кольца в ванкуверских и пекинских лужах. Как по-разному ощущаешь величие происходящего, распевая "Катюшу" с китайским таксистом и танцуя в толпе сикхов в тюрбанах и свитерах сборной Канады по хоккею.

В Пекине были марширующие строем дворники, аплодирующие по команде болельщики, маджонг в трущобах, осязаемый смог, лягушка под острым соусом и Вячеслав Фетисов, слегка ошалело бродящий по Великой стене. В Ванкувере - индейцы, анархисты, самозабвенный уличный хоккей с местными панками и непостижимые канадцы, безжалостно высмеявшие самих себя на церемонии закрытия. Все это помнится ничуть не хуже хладнокровного мастерства Алексея Тищенко, детской радости Лионеля Месси в объятиях Марадоны и помертвевшего от шока лица Евгения Набокова - всего того, что мне довелось воочию увидеть на олимпийских стадионах. И уж куда лучше бессонных ночей, толкотни в зоне для интервью и звонков из Москвы, потому что сколько уже можно, би-би-бип, ждать эту би-би-бип заметку, когда очередной номер "СЭ" подписывается через би-би-бип минут.

Не знаю, что ждет меня в Лондоне. Не имею понятия, придется мне там писать о победах или поражениях и какие именно слова для описания событий подбросят мне свежие эмоции. Знаю одно: все это будут пропущено через Лондон и лондонцев - и будет новым, невиданным, удивительным. Значит, я снова лопоухий дебютант. Хеллоу, Лондон! Айм э янг пайониэ!

Вашингтон